Попогребский Алексей Петрович
Попогре́бский Алексе́й Петро́вич (род. 7.8.1972, Москва), российский режиссёр, сценарист.
Сын сценариста игрового кино Петра Алексеевича Попогребского. В 1995 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Стажировался в Висконсинском университете (США). Работал переводчиком.
Совместно с Б. И. Хлебниковым снял короткометражный фильм «Мимоход» (1997). В 2003 г. сотрудничество продолжилось полнометражным фильмом «Коктебель», сценарий которого был написан вместе с Хлебниковым. Лирическая история путешествия безработного отца и подростка-сына в Крым отмечена жюри Московского Международного кинофестиваля (2003, специальный Серебряный Георгий, приз ФИПРЕССИ), а также получила награды международных кинофестивалей: Philip Morris Film Award Международного кинофестиваля в Карловых Варах (2003) и др. Фильм дал название кинокомпании под руководством продюсера Р. Ю. Борисевича, где были поставлены последующие картины режиссёра.
В 2007 г. снял социально-психологическую драму «Простые вещи», историю парадоксальных отношений врача и его пожилого пациента, в прошлом известного актёра, где затронута проблема эвтаназии. Притча о непреходящих человеческих ценностях стала одним из главных кинематографических событий года. Фильм получил главные награды Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» (2007, Гран-при и приз за режиссуру); премии «Золотой орёл» и «Ника» за лучший сценарий (обе за 2007); приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Карловых Варах (2007), награды международных кинофестивалей в Алма-Ате, Тбилиси, Анже (Франция), Висбадене. Особый успех пришёлся на актёрский дуэт С. В. Пускепалиса (впервые снявшегося в главной роли) и Л. С. Броневого (сыгравшего в картине свою последнюю значительную кинороль). Работы актёров отмечены наградами на кинофестивалях «Кинотавр» и в Карловых Варах, Национальной премией киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2007). Киноакадемия «Ника» присудила Пускепалису премию в номинации «Открытие года», а Броневому – за лучшую мужскую роль второго плана.
Молодёжная премия «Триумф» (2007).
Сотрудничество с актёром Пускепалисом, как и с оператором фильма П. В. Костомаровым, продолжилось в следующем фильме режиссёра – «Как я провёл этим летом» (2010, премия «Золотой орёл» в номинациях: лучший фильм, лучший сценарий, лучшая операторская работа; премия «Ника» в номинации лучшая режиссура). В центре внимания – психологический поединок людей разного возраста и социального опыта, который на этот раз развивается в условиях полярной экспедиции (съёмки в течение трёх месяцев проходили на Чукотском полуострове). Мировая премьера состоялась в рамках конкурсной программы Берлинского кинофестиваля, картина получила призы Серебряный медведь: за лучшее исполнение мужской роли (приз разделили исполнители главных ролей Пускепалис и Г. Э. Добрыгин) и «за выдающийся художественный вклад» (оператору Костомарову). Среди других наград: призы международных кинофестивалей в Висбадене, Ереване, Лондоне, Паличе (Сербия), Чикаго. Фильм первым в России снят на цифровую камеру RED One, позволяющую экспериментировать с кадром и звуком, не снижая качества изображения.
В 2011 г. снял пятиминутный 3D-фильм «Bloodrop» в рамках альманаха «Эксперимент_5IVE» с участием режиссёров П. В. Буслова, А. А. Велединского, И. П. Волошина, А. П. Звягинцева. В основе проекта – эксперимент с жевательной резинкой FIVE REACT, вкус которой каждый чувствует по-разному. В 2017 г. поставил для телевидения ретро-драму из жизни молодых советских дипломатов времён «оттепели» «Оптимисты», положившей начало сотрудничеству со сценаристом Е. А. Ваниной. Фильм удостоен премии «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал (в разделе более 10 серий). В 2021 г. вышло его продолжение «Оптимисты: Карибский сезон». В 2022 г. завершил работу над фильмом в жанре фэнтези (с использованием технологии видеомаппинга) «Самая большая луна».
Сыграл эпизодическую роль в фильме «Связь» (2006, режиссёр А. А. Смирнова). Сорежиссёр телесериала «Судебная колонка» (2007–2008, 4–5 серии).
Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов.
С 2014 г. куратор программы «Режиссура» Московской школы кино.
С 2017 г. председатель Межрегиональной общественной организации «Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» («КиноСоюз»).
Член Российской академии кинематографических искусств «Ника» (2008), Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2008), Европейской киноакадемии, Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии.