Тарковский Андрей Арсеньевич
Тарко́вский Андре́й Арсе́ньевич (4.4.1932, Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область, ныне Кадыйский район, Костромская область – 29.12.1986, Париж; похоронен на Русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа), российский режиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1980).
Сын поэта А. А. Тарковского. В 1961 г. окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Авторский почерк Тарковского, его склонность к поэтическому киноязыку проявились уже в студенческих опытах. Дипломной работой стал фильм «Каток и скрипка» (1960; приз Фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, 1961) о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и рабочего, укладывающего асфальт. Вместе с соавтором сценария А. С. Кончаловским разделял новый взгляд на киноискусство, сформировавшийся под влиянием итальянского неореализма, французской «новой волны», классического японского кино. Этот взгляд предполагал отрицание как голливудской, так и сталинской монументальной эстетики. Настоящее кино в понимании Тарковского отличалось живыми фактурами и подлинными ритмами; впоследствии эти идеи оформились в концепцию «запечатлённого времени» (Тарковский. 2019).
Самостоятельный полнометражный дебют Тарковского – «Иваново детство» (1962; Гран-при Венецианского кинофестиваля, приз «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско, оба – 1962). Положенный в основу рассказ В. О. Богомолова превратился в кинопоэму о жестоко деформированном войной мире подростка.
Тарковский стал лидером поколения, пришедшего вслед за режиссёрами-фронтовиками. Вместе с Кончаловским написал сценарий «Страсти по Андрею», по которому снял фильм «Андрей Рублёв» (1966; вышел на экраны СССР в 1971), новаторски преобразующий канон исторического киноромана в жанр авторского фильма-исповеди. Средневековая, во многом ещё языческая, Русь показана как страна неволи, гнёта и междоусобиц и в то же время освящена гением русского Возрождения. Андрей Рублёв – лирический герой этого древнего сюжета – ассоциируется с современным художником, в сущности с самим Тарковским. Фильм подвергся идеологическим нападкам и цензурным ограничениям и лишь в 1969 г. попал в неофициальную программу Каннского кинофестиваля (приз ФИПРЕССИ).
В 1972 г. Тарковский снял фильм «Солярис» по роману С. Лема (приз ФИПРЕССИ, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, 1972), подняв на новый философский уровень жанр научной фантастики.
Образы дома, отца, вечной природы (лейтмотивы творчества режиссёра) в центре самого личного фильма Тарковского – «Зеркало» (1974), где свободная от прямой повествовательности драматургическая структура сочетается с почти магической изобразительной экспрессией.
К середине 1970-х гг. достигший художественного уровня своих кумиров (И. Бергмана, Р. Брессона, Куросавы Акиры, Л. Бунюэля), Тарковский – один из лидеров мирового авторского кино. Последним его фильмом, снятым в СССР, стал «Сталкер» (1979, по мотивам прозы братьев Стругацких). В нём в полной мере раскрывается философия творчества режиссёра, получает новое развитие его изобразительный язык. Осуществлению дальнейших замыслов в СССР (среди них – «Гофманиана» и «Идиот») мешали цензура и руководство кинематографии. Уехав в 1982 г. в Италию на съёмки фильма «Ностальгия», Тарковский в СССР не вернулся; разлука с родиной стала темой этой картины (приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1983) и главным сюжетом последних лет жизни режиссёра. Устав от подцензурного существования, на Западе он тоже чувствовал себя чужим и психологически, и профессионально, поскольку не принимал продюсерскую модель кинематографа, ориентированную на коммерческий успех. Созданный в Швеции его последний фильм – «Жертвоприношение» (1986; приз за художественный вклад, приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1986) – поднимает вопросы духовной ответственности перед будущим, несущим глобальные вызовы и ставящим человечество на грань мировой катастрофы.