Михалков Никита Сергеевич
Михалко́в Ники́та Серге́евич (род. 21.10.1945, Москва), российский режиссёр, актёр, продюсер, народный артист РСФСР (1984), Герой Труда РФ (2020).
Сын С. В. Михалкова и Н. П. Кончаловской, брат А. С. Кончаловского, внук П. П. Кончаловского, правнук В. И. Сурикова.
В кино с 1959 г. (школьник в фильме «Солнце светит всем»). В 1963–1966 гг. учился на актёрском отделении Театрального училища имени Б. В. Щукина (мастерская Л. М. Шихматова). В 1971 г. окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская М. И. Ромма). В первых киноролях создал образ типичного молодого «шестидесятника» – искреннего, ироничного и внутренне свободного: Вадим («Приключения Кроша», 1961), Коля («Я шагаю по Москве», 1963), Никита («Не самый удачный день», 1966). В образах, созданных в конце 1960-х – 1970-х гг., воплотил чувство трагической неприкаянности, внутренней горечи за несостоявшуюся жизнь: Нелидов («Дворянское гнездо», 1969), Минский (телефильм «Станционный смотритель», 1972), Алексей Устюжанин («Сибириада», 1978) и др.
Виртуозную работу Н. С. Михалкова с актёрами и мастерское владение различными жанрами (приключенческое кино, драма, трагикомедия, гротеск) демонстрировали режиссёрские работы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, первый полнометражный фильм Михалкова), «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976; приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1977), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1983, в том же году премия ФИПРЕССИ Московского международного кинофестиваля).
Ведущие темы Михалкова-режиссёра – сохранение культурной и национальной идентичности в периоды исторических переломов или безвременья, уникальность отдельной личности. Внимание к проблеме истинных и мнимых ценностей сочеталось в его фильмах 1970-х – 1980-х гг. с тонким ощущением социальной среды и детальной разработкой реалий различных эпох.
Совместно с иностранными кинокомпаниями созданы фильмы: «Очи чёрные» (с Excelsior Film-TV, Adriana International Corporation, 1987), «Урга – территория любви» (с Camera One, Hachette Premiere & Cie, 1991; главный приз Венецианского кинофестиваля, 1991; главный приз фестиваля «Кинотавр», 1992; премия «Ника» за 1992, вручена в 1993; Государственная премия РФ, 1993), «Сибирский цирюльник» (с Camera One, 1998; Государственная премия РФ, 1999).
Среди других фильмов: документальные – «Анна: от 6 до 18» (1993; приз Славянского форума искусств «Золотой Витязь», 1994), «Сентиментальное путешествие на родину» (1995), «Отец», «Мама» (оба – 2003); игровые – «Утомлённые солнцем» (1994; Гран-при Каннского кинофестиваля, премия «Оскар», оба – 1994; Государственная премия РФ, 1995), «12» (2007; специальный приз Венецианского кинофестиваля Золотой лев, в том же году), «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» (2010), «Утомлённые солнцем 2. Цитадель» (2011), «Солнечный удар» (2014, премия «Золотой орёл» за 2014, вручена в 2015).
Автор циклов телепрограмм «Никита Михалков. Русский выбор» (2003), «Бесогон» (с 2011).
Основатель и генеральный продюсер кинокомпании «ТРИТЭ» (1987). Среди фильмов кинокомпании: «Шпион» (режиссёр А. В. Андрианов, 2011), «Легенда № 17» (режиссёр Н. И. Лебедев, 2013), «Экипаж» (режиссёр Лебедев, 2016), «Движение вверх» (режиссёр А. Е. Мегердичев, 2017; Премия Правительства РФ в области культуры за 2019, вручена в 2020), «Т-34» (режиссёр А. Л. Сидоров, 2019), «Огонь» (режиссёр А. Н. Нужный, 2020), «Пара из будущего» (режиссёр Нужный, 2021) и др.
С 2017 г. художественный руководитель Центра театра и кино на Поварской.
Соавтор сценариев ко многим своим и другим фильмам; среди них – «Ненависть» (1977, совместно с Э. Я. Володарским), «Транссибирский экспресс» (1977, совместно с А. А. Адабашьяном при участии А. С. Кончаловского; Государственная премия Казахской ССР, 1978).
Н. С. Михалков снимался в большинстве своих картин, а также в фильмах «Портрет жены художника» (1981), «Инспектор ГАИ», «Вокзал для двоих» (оба – 1982), «Униженные и оскорблённые» (1990), «Ревизор» (1996), «Жмурки», телесериале «Статский советник» (оба – 2005; приз на кинофестивале «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, в том же году) и др.
Участвовал в документальных фильмах: «Андрей Петров: "Нужна хорошая мелодия"» (1980), «Один день "Мосфильма"» (1985), «Время любить и время ненавидеть» (1994), «Сны Сталкера» (1998), «Нонна Мордюкова. Я вспоминаю...» (2003), «Герой советского народа. Павел Кадочников» (2005), «Глеб Панфилов. Своя тема» (2006), «Мэрилин Монро, Энтони Куинн и другие: фабрика звёзд Михаила Чехова» (2008), «Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам» (2009), «Гафт, который гуляет сам по себе» (2010), «Любовь Соколова. Своя тема» (2011), «Донатас Банионис. Я остался совсем один» (2014), «Бондарчук. Battle» (2020), «Чемпион мира» (2021).
С 1977 г. преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
Президент Российского фонда культуры (с 1993), член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996–2011), председатель Союза кинематографистов РФ (с 1997), президент Московского международного кинофестиваля (с 1999).
Премия «Золотой орёл» за 2015 г. за вклад в мировой кинематограф, вручена в 2016 г.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1995), 2-й (2005), 4-й (2010), 1-й (2015) степеней. Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1994), кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2004).
Сын: актёр, режиссёр А. Н. Михалков (род. 1975).
Дочери: актрисы А. Н. Михалкова (род. 1974) и Н. Н. Михалкова (род. 1986).