Венецианский кинофестиваль
Венециа́нский кинофестива́ль (Мостра; итал. Mostra del Cinema di Venezia), международный фестиваль в области кино, одно из крупнейших ежегодных событий в киноиндустрии. Проводится на итальянском о. Лидо в Венецианской лагуне с 1932 г. Место проведения – Дворец кино (Palazzo del Cinema), расположенный рядом с историческим отелем «Эксельсиор», который открылся в 1908 г. Венецианский фестиваль – старейший мировой киносмотр. Он относится к группе наиболее престижных фестивалей категории «А». Программа включает фильмы основного конкурса, секции «Горизонты», внеконкурсные показы, программу классики. Параллельно со смотром проходит кинорынок Venice Production Bridge. Символ фестиваля – крылатый лев.
История фестиваля
Первая «Выставка кинематографического искусства» (итал. Esposizione d’Arte Cinematografica) в Венеции состоялась в 1932 г. в рамках Венецианской биеннале. Событие проходило под патронажем графа Дж. Вольпи, президента биеннале, и скульптора А. Мараини, генерального секретаря выставки. Отборщиком выступил генеральный секретарь Международного института образовательной кинематографии (итал. Istituto internazionale per la cinematografia educativa) Л. Де Фео. Киносмотр проходил в отеле «Эксельсиор» – одном из самых роскошных дворцов города (History // Hotel Excelsior).
Фильмом открытия 1-го фестиваля стала фантастическая драма «Доктор Джекилл и мистер Хайд» («Dr. Jekyll and Mr. Hyde», 1931, режиссёр Р. Мамулян). В программу вошли 37 полнометражных картин из 9 стран, включая мелодраму «Недозволенное» («Forbidden», 1932, режиссёр Ф. Капра), драму «Гранд Отель» («Grand Hotel», 1932, режиссёр Э. Гулдинг), хоррор «Франкенштейн» («Frankenstein», 1931, режиссёр Дж. Уэйл), мюзикл «Наша свобода» («À nous la liberté», 1931, режиссёр Р. Клер) и др. Гостями смотра стали 25 тыс. человек. Призы в тот год не вручались (Venice Film Festival. History 1932–2022).
Начиная со 2-го фестиваля 1934 г. в его программу входила конкурсная часть, однако жюри по-прежнему не было. Число стран-участниц приблизилось к 20. Решение о награждении принимал президент Венецианского биеннале, опиравшийся на мнения экспертов и аудитории. Главный приз фестиваля за лучший иностранный фильм – Кубок Муссолини – получила этнографическая документальная картина «Человек из Арана» («Man of Aran», 1934, режиссёр Р. Дж. Флаэрти). Лучшим итальянским фильмом была признана драма «Тереза Конфалониери» («Teresa Confalonieri», 1934, режиссёр Г. Бриньоне) (Venice Film Festival. History 1932–2022).
С 1935 г. Венецианский фестиваль стал ежегодным, а его директором назначили О. Кроце, который возглавлял смотр до 1942 г. Приз за лучшую роль актёру или актрисе получил название «Кубок Вольпи» в честь основателя кинофестиваля Дж. Вольпи. В 1936 г. программу впервые оценивало международное жюри, а год спустя на о. Лидо построили Дворец кино, который является основным место проведения события.
В 1938 г., накануне Второй мировой войны, на фестивале произошёл скандал: жюри под давлением немецкой делегации присудило награду итальянской военной драме «Пилот Лючано Серра» («Luciano Serra, pilota», 1938, режиссёр Г. Алессандрини) и немецкой документальной картине «Олимпия» («Olympia 1. Teil – Fest der Völker» / «Olympia 2. Teil – Fest der Schönheit», 1938, режиссёр Л. Рифеншталь). Представители делегаций разных стран выразили своё недовольство этим решением в связи с политической тенденциозностью обеих картин (Дунаевский. 2010).
В период 2-й мировой войны фестиваль проводился трижды, но фильмы, получавшие награды, позднее были объявлены пропагандистскими (Venice Film Festival. History 1932–2022). В дальнейшем эти три сезона были исключены из общего количества проведённых смотров.
К прежнему формату фестиваль вернулся в 1946 г. По соглашению с организаторами нового кинофестиваля в Каннах время проведения Венецианского фестиваля было перенесено с августа на сентябрь. Один из самых грандиозных смотров прошёл в 1947 г.: фильмы программы демонстрировались на внутренней площади Дворца дожей, их посмотрели рекордные 90 тыс. человек (Venice Film Festival. History 1932–2022).
Во Дворец кино на о. Лидо смотр вернулся в 1949 г. Вместо Кубка Муссолини главным призом стал «Золотой лев» – в честь льва, ассоциируемого с покровителем Венеции, евангелистом cвятым Марком.
В 1960-х гг. под руководством итальянского режиссёра и теоретика кино Л. Кьярини фестиваль пережил ряд структурных изменений, в частности ужесточились отборочные требования. Отборщики стали отдавать предпочтение авторским работам с выраженной идеологической позицией перед коммерческими и студийными фильмами. На проведении фестиваля сказались студенческие волнения 1968 г. Вплоть до 1979 г. «Золотой лев» не вручался, все фильмы демонстрировались вне конкурса, а специальными наградами отмечали лишь некоторые картины. Таким образом организаторы пытались снизить соревновательный элемент фестиваля (Venice Film Festival. History 1932–2022).
Очередной этап в развитии фестиваля начался в 1980-х гг. Под руководством нового директора – итальянского режиссёра К. Лиццани – фестиваль вернул себе статус одного из самых престижных международных событий. Первыми после 10-летнего перерыва лауреатами стали криминальные драмы «Атлантик-Сити» («Atlantic City», 1980, режиссёр Л. Маль) и «Глория» («Gloria», 1980, режиссёр Дж. Кассаветис).
Венецианский кинофестиваль стал единственным крупным международным культурным событием, на формат и сроки проведения которого не повлияла пандемия COVID-19. В 2020 г. он проходил с соблюдением санитарных норм: журналисты и гости рассаживались в залах с соблюдением социальной дистанции (через одно кресло), в помещениях необходимо было носить маски, билеты на пресс-показы и пресс-конференции выдавались через систему онлайн-бронирования. Пандемийные ограничения лишили зрителей возможности вживую наблюдать за приглашёнными звёздами: там, где ранее собирались фанаты перед красной ковровой дорожкой, на период 2020–2021 гг. установили высокое ограждение (Щербакова. 2020).
Порядок проведения и программы
Венецианский фестиваль проходит ежегодно в начале осени. Отборочная комиссия принимает исключительно те проекты, которые ранее ни в каком формате не участвовали в других смотрах и не промоутировались в Интернете. Секции фестиваля:
основной конкурс (Venezia), максимальное число фильмов в секции – 21;
внеконкурсная программа (Fuori Concorso), максимальное число фильмов в секции – 20;
«Горизонты» (Orizzonti), максимальное число фильмов в секции – 19;
«Новые горизонты» (Orizzonti Extra), максимальное число фильмов в секции – 10;
программа классики (Venezia Classici), максимальное число фильмов в секции – 18.
Также на фестивале показывают лучшие мировые проекты в формате виртуальной реальности, проводят независимую программу «Дни авторов» (Giornate degli autori), которая включает независимые оригинальные картины режиссёров со всего мира (Regulations. 80th Venice International Film Festival).
Директором фестиваля в 2023 г. оставался киновед А. Барбера, занявший этот пост в 2012 г., спустя 10 лет после предыдущей каденции (декабрь 1998 – апрель 2002). Попасть на показы Венецианского кинофестиваля могут аккредитованные журналисты, представители киноиндустрии, приглашённые гости и зрители. Билеты на показы можно купить онлайн и в кассах рядом с Дворцом кино (Regulations. 80th Venice International Film Festival).
Призы и известные победители
Помимо главной и наиболее престижной награды – «Золотого льва», в основном конкурсе Венецианского фестиваля также вручается «Серебряный лев» за лучшую режиссуру, Гран-при жюри, Специальный приз жюри и награда за сценарий. Лучшие актёр и актриса награждаются Кубками Вольпи, молодых кинематографистов отмечают премией Марчелло Мастроянни. Лучший режиссёр-дебютант (из любой секции фестиваля) получает «Льва будущего» (Leone del Futuro – Premio Venezia Opera Prima «Luigi De Laurentiis») – премию, которая носит имя итальянского продюсера Л. Де Лаурентиса.
Призы вручаются также в других секциях смотра. Кроме того, выдающиеся кинематографисты ежегодно получают почётных «Золотых львов» за вклад в профессию.
За многолетнюю историю победителями фестиваля становились Л. Оливье, Куросава Акира, М. Антониони, Л. Бунюэль, Л. Висконти, Ж.-Л. Годар, В. Вендерс, А. Варда, Дж. Панахи, Д. Аронофски, Р. Андерссон, Лав Диас, Г. дель Торо и др.
В 2018 г. на Венецианском кинофестивале впервые вручили награду за фильм, созданный стриминговым сервисом – американской платформой Netflix. Победителем стала автобиографическая драма «Рома» («Roma», 2018, режиссёр А. Куарон). Три года подряд, в 2020–2022 гг., главный приз получали женщины-режиссёры. В 2020 г. награды удостоилась американская постановщица китайского происхождения Хлои Чжао за драматический роуд-муви «Земля кочевников» («Nomadland»), в 2021 г. – француженка ливанского происхождения О. Диван за драму «Событие» («L’événement»), в 2022 г. – американская кинодокументалистка Л. Пойтрас за проект «Вся красота и кровопролитие» («All the Beauty and the Bloodshed»).
Советское и российское кино на фестивале
Советские кинематографисты принимали участие в первом Венецианском фестивале. Организаторы смотра включили в программу фильм «Путёвка в жизнь» (1931), особо отметив талант режиссёра ленты – Н. В. Экка, а также картины «Земля» (1930, режиссёр А. П. Довженко) и «Тихий Дон» (1930, режиссёры И. К. Правов и О. И. Преображенская).
Г. В. Александров представлял в Венеции мюзикл «Весёлые ребята» (1934) и мелодраму «Весна» (1947). Последняя получила награду за оригинальный сюжет.
Послевоенный кризис в советской кинопромышленности, названный эпохой малокартинья, на несколько лет приостановил участие советского кинематографа в фестивале. Возвращение случилось в 1953 г. Тогда А. Л. Птушко привёз на смотр фильм-сказку «Садко» (1952) и получил за него «Серебряного льва».
С. И. Самсонов удостоился на фестивале «Серебряного льва» за драму «Попрыгунья» (1955). А. А. Алов и В. Н. Наумов участвовали с военной драмой «Мир входящему» (1961), отмеченной Специальным призом жюри.
А. А. Тарковский представил на фестивале свою дебютную работу – фильм «Иваново детство» (1962), которая была удостоена главной награды – «Золотого льва».
И. В. Таланкин участвовал с картиной «Вступление» (1963), отмеченной Специальным призом жюри. Этим же призом наградили фильмы «Гамлет» (1964, режиссёр Г. М. Козинцев) и «Мне двадцать лет» (1964, режиссёр М. М. Хуциев).
А. С. Кончаловский стал постоянным гостем и участником Венецианского смотра. Впервые он представил на фестивале драму «Первый учитель» (1965). Исполнительница главной роли – Н. У. Аринбасарова – получила за неё Кубок Вольпи. Также в конкурсную программу в разные годы попадали и удостаивались различных наград его картины «Дом дураков» (2002, Специальный приз жюри), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014, «Серебряный лев» за режиссуру), «Рай» (2016, «Серебряный лев» за режиссуру), «Дорогие товарищи!» (2020, Специальный приз жюри).
Российские фильмы также неоднократно принимали участие в фестивале. Н. С. Михалков удостоился на фестивале «Золотого льва» за фильм «Урга: Территория любви» (1991) и специальной награды за картину «12» (2007).
А. П. Звягинцев представил в конкурсе свой дебютный фильм «Возвращение» (2003) и получил «Золотого льва» и «Льва будущего».
А. Н. Сокуров удостоился главной награды за фильм «Фауст» (2011), а также представлял на фестивале картину «Франкофония» (2015).
Российские режиссёры представляли картины в параллельных секциях. Так, А. С. Федорченко получил награду за лучший документальный фильм в секции «Горизонты» с картиной «Первые на Луне» (2005). Его драма «Овсянки» (2010) была показана в основном конкурсе и удостоилась приза ФИПРЕССИ и приза экуменического (христианского) жюри.
Картину «Человек, который удивил всех» (2018, режиссёры Н. Ф. Меркулова и А. В. Чупов) представили в секции «Горизонты». За роль в этом фильме награды была удостоена актриса Н. А. Кудряшова.
Дебютант Ф. Ю. Юрьев получил главный приз независимой программы «Дни авторов» за драму «Китобой» (2020).
Среди участников Венецианского кинофестиваля на протяжении истории были отечественные режиссёры Г. Н. Данелия, Э. Г. Климов, В. Ю. Абдрашитов, С. А. Соловьёв, И. В. Дыховичный, А. А. Герман-младший и др.