«Мосфильм»
«Мосфи́льм» [Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Киноконцерн "Мосфильм"»], российское предприятие киноиндустрии, одна из крупнейших кинокомпаний в Европе.
История создания «Мосфильма»
Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 27 августа 1919 г. о национализации кинодела установлена государственная монополия на кино- и фотопроизводство в России. Постановлением Наркомпроса от 18 сентября 1919 г. учреждён Всероссийский фотокинематографический отдел (ВФКО), в его ведение переданы киноателье А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева в Москве, национализированные и преобразованные в 1-ю и 3-ю фабрики соответственно. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 19 декабря 1922 г. реорганизовал ВФКО, названный теперь Центральным государственным фотокинопредприятием (Госкино). Перед Госкино стояли задачи производства и распространения новых фильмов. Для этого требовалось восстановить разрушенную в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. производственную базу.
В 1923 г. завершён капитальный ремонт 1-й фабрики Госкино на Житной улице. 3-ю фабрику (в Брянском переулке) решено использовать под складские помещения. В результате объединения 1-й и 3-й фабрик Госкино возникло новое кинопредприятие. Днём рождения студии принято считать 30 января 1924 г., когда в прокат вышел фильм её первого директора режиссёра Б. А. Михина о героизме советских лётчиков и авиаконструкторов «На крыльях ввысь» (1923).
В 1920-е гг. на студии работали кинорежиссёры С. М. Эйзенштейн («Стачка», 1924; «Броненосец "Потёмкин"», 1925; «Октябрь», 1927), Л. В. Кулешов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924; «Луч смерти», 1925), А. М. Роом («Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1927) и др.
В 1926 г. образована Московская объединённая фабрика «Совкино», несколько раз менявшая названия, в том числе с 1933 г. называлась Московской фабрикой «Союзфильм», с 1934 г. – «Москинокомбинат», затем кинофабрика «Мосфильм». С 4 января 1936 г. – киностудия «Мосфильм».
Небольшая кинофабрика на Житной улице (её площадь составляла 400 м²) не могла обеспечить растущие потребности производства. Кроме малого ателье (как в те годы называли павильоны) кинофабрика располагала одним большим ателье, в котором приходилось строить декорации сразу к двум-трём картинам (это было возможно, т. к. кино было ещё немым), за монтажными столами работали в несколько смен, печать копий, изготовление костюмов и другие работы проводились в разных местах.
В начале 1927 г. объявлен конкурс на создание проекта кинофабрики, где были бы собраны все необходимые цеха и службы, доступны костюмы и декорации, киносъёмочная аппаратура и осветительная техника, созданы все условия для монтажа плёнки и печати копий для проката (по примеру Голливуда, с которым познакомились в 1920-е гг. во время командировки в США молодые режиссёры С. М. Эйзенштейн, Г. В. Александров и оператор Э. К. Тиссэ). Здание должно было иметь несколько ателье (павильонов), разделённых несгораемыми передвижными перегородками, способными при необходимости соединить их и получить пространство большей площади. Перед павильонами предполагалась открытая площадка для натурных съёмок, а разборные стены должны были объединять её с внутренним пространством. Требовался бассейн глубиной 3,5 м с окнами для подводных съёмок. Новую киностудию включили в список важнейших объектов 1-й пятилетки.
Победил проект в стиле конструктивизма (архитекторы Е. Ю. Брокман и В. М. Воинов). План здания напоминал самолёт: помещение для руководства в центре здания – «кабина пилота», боковые павильоны № 2 и № 3 находились в «крыльях», главный павильон № 1 и павильон № 4 – в «фюзеляже», монтажный цех и актёрские комнаты – в «хвостовом оперении».
20 ноября 1927 г. на Воробьёвых горах в районе деревни Потылиха (ныне в черте Москвы) состоялась торжественная закладка нового комплекса зданий, куда уже в 1931 г. переехали фабрики с Житной улицы и из Брянского переулка. В главном корпусе разместились 4 больших павильона общей площадью 4629 кв. м. Первый павильон до сих пор считается одним из самых крупных в Европе – его площадь составляет 1858 кв. м, высота 13 м.
В главном здании – первом из строящегося комплекса – размещались все необходимые цеха и службы. «Мосфильм» становился единым киногородом, обеспечивающим полный, непрерывный цикл кинопроизводства: на одной площадке собраны павильоны и склады костюмов, бутафории и декораций, парк осветительной аппаратуры, малярно-художественные декорационные мастерские, актёрские уборные и гримёрные, режиссёрские и монтажные комнаты, просмотровые залы, пошивочное ателье, столовая, медицинский кабинет, телефонная станция, пожарная служба и другие помещения. Проект «Мосфильма» стал образцом для строительства других киностудий.
Развитие кинематографа требовало совершенствования технического оснащения. Проект «Мосфильма» разрабатывался в период немого кино, поэтому отсутствовала звукоизоляция, а павильоны можно было разбирать для увеличения съёмочного пространства. С появлением звукового кино для озвучивания фильмов пришлось переоснащать новую студию, работы по акустической отделке павильонов завершились во 2-й половине 1940-х гг.
Несмотря на это, работа над новыми картинами не останавливалась. Вслед за «Весёлыми ребятами» (1934) Александров выпустил комедии «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), где играла всенародно любимая актриса Л. П. Орлова. А. П. Довженко создал «Аэроград» (1935), И. А. Пырьев снял комедию «Трактористы» (1939), в которой главные роли исполняли звёзды советского экрана 1930-х гг. – М. А. Ладынина, Н. А. Крючков, Б. Ф. Андреев. Фильмы М. И. Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) положили начало созданию кинообраза «вождя мирового пролетариата». В ленте «Девушка с характером» (режиссёр К. К. Юдин, 1939) зрителей покорила В. В. Серова, в «Подкидыше» (режиссёр Т. Н. Лукашевич, 1939) запоминающиеся образы создали Ф. Г. Раневская и Р. Я. Плятт. Популярностью пользовались историко-патриотические фильмы «Александр Невский» Эйзенштейна (1938), «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) В. И. Пудовкина. Фильмы А. Л. Птушко «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939) поражали техническими новшествами комбинированных съёмок.
Совершенствовались технология, методы организации съёмочного процесса. Сотрудники «Мосфильма» работали в контакте с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ), конструкторскими бюро киноаппаратуры, заводами по производству киноплёнки. На студии осваивались различные способы комбинированных съёмок, разрабатывались новые материалы для создания объёмных декораций, модернизировалась киносъёмочная, осветительная и звукозаписывающая техника.
«Мосфильм» в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. было принято решение об эвакуации важных стратегических предприятий, в том числе киностудии. 14 октября 1941 г. эшелон с сотрудниками, оборудованием, реквизитом и костюмами отправлен в Алма-Ату. 950 сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в 3-ю Московскую Коммунистическую дивизию, 146 человек не вернулись с фронта.
В зданиях на Воробьёвых горах остался работать цех специального назначения, в котором выполнялись военные заказы – изготавливались детали для понтонных мостов и десантных лодок.
В конце 1941 г. на базе Алма-Атинской киностудии и эвакуированных киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» создана Центральная объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС), которая действовала в 1941–1944 гг. На студии выпущено 80 % всей кинопродукции военного времени.
В новых условиях оперативно налаживалось производство фильмов. Вместо павильонов задействовали цирк шапито – под его куполом размещались крупные макеты. Съёмки проходили в неприспособленных помещениях, в условиях дефицита плёнки и аппаратуры, иногда натурную площадку приходилось очищать от последствий селевого потока. В целях экономии одну и ту же декорацию использовали для разных фильмов, для сокращения транспортных и прочих расходов пришлось ограничить съёмки на натуре, контролировать потребление электроэнергии для осветительных приборов. Не хватало актёров, сократили численность съёмочных групп.
В годы войны сняты боевые киносборники, фильмы создавали режиссёры Э. И. Шуб («Фашизм будет разбит», 1941), И. А. Пырьев («Секретарь райкома», 1942; «В шесть часов вечера после войны», 1944), Ю. Я. Райзман («Машенька», 1942), А. Б. Столпер и Б. Г. Иванов («Жди меня», 1943), А. М. Роом («Нашествие», 1944), С. М. Эйзенштейн («Иван Грозный», 1944–1945) и др. Кинопроизводство приравнивалось к военному, т. к. фильмы поддерживали общий боевой дух, актёры выезжали на передовую в составе особых фронтовых бригад.
С началом перелома военной ситуации в конце 1942 г. принято решение о возобновлении работы «Мосфильма» в Москве. В 1943 г. директором назначен В. Н. Головня. Студию начали восстанавливать, в столицу возвращались творческие и инженерно-технические кадры, а также демобилизованные после ранений сотрудники. Для подготовки нового персонала на «Мосфильме» создано художественно-ремесленное училище. Часть работников осталась в Казахстане для помощи местному кинематографу, основное оборудование было передано Алма-Атинской студии. Однако уже к концу 1943 г. на «Мосфильме» заработали цеха. Создание киноаппаратуры для цветной съёмки позволило в 1944 г. выпустить один из первых отечественных цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (режиссёр И. А. Савченко). Снятый в 1946 г. режиссёром А. Л. Птушко фильм «Каменный цветок» в том же году получил премию Каннского кинофестиваля за лучшее использование цвета.
Послевоенное восстановление «Мосфильма»
В послевоенные годы киностудия вошла в перечень объектов, требующих не только восстановления, но и модернизации. В 1946 г. принято решение о её расширении и реконструкции. Скульптурная композиция В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», официальная эмблема «Мосфильма», впервые появилась в 1947 г. – на заставке фильма Г. В. Александрова «Весна». В 1948 г. в Институте по проектированию кинопредприятий и кинотеатров (ГИПРОКИНО) под руководством главного архитектора Г. Л. Лаврова разработан проект «Большого "Мосфильма"».
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 г. и проектным заданием строительство должно было начаться тогда же. Утверждённый проект, решённый в стиле «сталинского ампира», оказался дорогостоящим: на территории студии предполагалось разместить сквер, площадь с фонтаном, здания с портиками и колоннадами, на крышах вдоль фасадов планировалось установить большое количество скульптур. Но к тому времени оборудование студии устарело, новые технологии кинопроизводства требовали технического переоснащения, поэтому строительство было отложено.
Вопрос о расширении студии совпал с изменениями во внутренней политике СССР, которые коснулись и кинематографа: 4 сентября 1946 г. вышло постановление Центрального комитета ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"», в котором кинематографическая отрасль подвергалась критике за безыдейность, искажение советской действительности, отсутствие патриотизма. Недовольство И. В. Сталина вызвали фильмы «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Простые люди» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, 2-я серия фильма «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна. Запрещён выход на экран 2-й серии ленты «Большая жизнь» Л. Д. Лукова. Используя ленинскую формулировку «лучше меньше, да лучше», Сталин потребовал поднять качество картин (и, соответственно, доходы от проката) за счёт уменьшения их количества. Для советского кинопроизводства начался сложный период малокартинья. В 1946 г. на киностудии «Мосфильм» было снято 22 фильма, в 1948 г. – 18, в 1951 г. – 7.
«Большой "Мосфильм"»
В 1953 г. после смерти И. В. Сталина принято решение о расширении объёмов кинопроизводства.
Вновь встал вопрос и о модернизации студии. В 1954 г. директором назначен И. А. Пырьев. Началось строительство «Большого "Мосфильма"». Дорогостоящий проект 1948 г. изменили: от «сталинского ампира» сохранились несколько «парадных» деталей на фасадах зданий вдоль Мосфильмовской улицы и пышно декорированная чугунная ограда при въезде на студию со стороны Воробьёвых гор. На территории появились два больших здания с шестью новыми павильонами, тон-студия и другие объекты. Сокращение затрат на декорирование зданий и территории позволило вложить вырученные средства в техническое оснащение. Установка современного кинооборудования увеличила производственные мощности до 40 фильмов в год.
В середине 1950-х гг. благодаря внедрению современных технологий на студии стали создаваться широкоэкранные фильмы (трилогия «Хождение по мукам», режиссёр Г. Л. Рошаль, 1957–1959). Первые эксперименты с цветом в фильмах 1940-х гг. требовали съёмок специальной камерой на трёх негативных монохромных плёнках разного цвета и их дальнейшего совмещения при печати. С середины 1950-х гг. съёмки велись на многослойной плёнке, что существенно улучшило качество изображения («Илья Муромец» А. Л. Птушко, 1956).
С 1956 г. на «Мосфильме» совместно с НИКФИ разрабатывали систему широкоформатного кино («Повесть пламенных лет» Ю. И. Солнцевой, 1960): за счёт увеличенного размера кадра (ширина плёнки 70 мм вместо обычной 35 мм) на широких экранах получалось изображение высокого качества. Это позволило привлечь зрителей в новые комфортабельные кинотеатры.
В эти годы на киностудии вышли фильмы: «Верные друзья» М. К. Калатозова и «Испытание верности» И. А. Пырьева (оба – 1954), «Отелло» С. И. Юткевича (1955), «Коммунист» Ю. Я. Райзмана, «Высота» А. Г. Зархи, «Летят журавли» Калатозова (все – 1957), «Поэма о море» Солнцевой и «Идиот» Пырьева (оба – 1958), «Судьба человека» С. Ф. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая (оба – 1959) и др.
К концу 1950-х гг. «Мосфильм» превратился в главную киностудию страны, стал образцом для создания республиканских и региональных студий.
В 1957 г. в структуре киностудии появились творческие объединения с широкими полномочиями в кинопроизводстве. Все этапы процесса создания фильмов проходили в объединениях: заказывались сценарии, решались производственные вопросы, утверждался актёрский состав, обсуждался отснятый материал. Положительный результат такой работы привёл к созданию аналогичных структур на всех киностудиях СССР. На рубеже 20–21 вв. на базе бывших творческих объединений «Мосфильма» созданы самостоятельные киноорганизации.
Помимо постоянно действующих творческих объединений создавались специальные подразделения для выполнения конкретных задач: в 1979–1980 гг. для подготовки и координации съёмок спортивных событий во время XXII Олимпиады на студии созданы съёмочный штаб «Олимпиада-80» и творческое объединение «Олимпиада», которое возглавил режиссёр Ю. Н. Озеров («Баллада о спорте», 1979; «О спорт, ты – мир», «Олимпийский праздник», «Прощание с Олимпиадой», все – 1980). С 1957 г. в состав киностудии входил Театр-студия киноактёра.
В конце 1950-х гг. возведены новые производственные здания, монтажный цех, блок малогабаритных павильонов. Это увеличило производственную мощность до 50 картин в год, что было абсолютным рекордом в СССР.
В конце 1950-х – середине 1960-х гг. на студию пришло молодое поколение режиссёров: Андрей А. Тарковский («Иваново детство», 1962; «Андрей Рублёв», 1966), А. С. Кончаловский («История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967), Э. Г. Климов («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», 1964), М. М. Хуциев («Июльский дождь», 1966), Л. И. Гайдай («Операция "Ы" и другие приключения Шурика», 1965; «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966).
Ленты отличались жанровым разнообразием: экранизации, драмы и комедии, фильмы революционной и военной тематики, для детей и юношества: «Мир входящему» (1961) и «Скверный анекдот» (1966) Алова и Наумова; «А если это любовь?» Райзмана (1961); «Тридцать три» Данелии (1965); «Крылья» Л. Е. Шепитько, «Айболит-66» Р. А. Быкова (оба – 1966); «Щит и меч» В. П. Басова (1967–1968); «Освобождение» Озерова (1968–1971); «Гори, гори, моя звезда» А. Н. Митты (1969) и др. Одновременно с молодыми режиссёрами продолжали успешно работать мастера старшего поколения: М. И. Ромм снял «Девять дней одного года» (1961), А. Г. Зархи – «Анну Каренину» (1967), Б. В. Барнет – «Алёнку» (1961) и пр.
В 1962 г. для киноэпопеи С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965–1967) сформирован специальный кавалерийский полк, который участвовал в масштабных сценах сражений 1805–1812 гг. (в 2002 на базе полка создан Кавалерийский почётный эскорт в составе Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля).
В 1966 г. в подмосковном посёлке Алабино организована военно-техническая кинобаза (ВТКБ, структура киноконцерна «Мосфильм»), куда передавались средства вооружения и военная техника устаревших образцов. Из числа уволенных в запас офицеров и солдат набирались сотрудники, способные работать с бронетехникой, артиллерийскими орудиями и средствами связи. На ВТКБ сняты сцены фильмов: «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля (1969); «Бег» А. А. Алова и В. Н. Наумова (1970); «Ватерлоо» С. Ф. Бондарчука (1969); «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. С. Михалкова (1974); «Первая конная» В. П. Любомудрова (1984); «Багратион» К. Г. Мгеладзе и Г. Я. Чохонелидзе (1985); «Гардемарины, вперёд!» С. С. Дружининой (1987); «Белый Тигр» К. Г. Шахназарова (2012) и др. На кинобазе сохранён уникальный парк танков, бронемашин, артиллерийских установок и т. п. Вся техника находится в рабочем состоянии и готова к участию в съёмках и парадах.
В 1960-х гг. с распространением телевизионного вещания на «Мосфильме» для съёмок многосерийного кино создано объединение «Телефильм». Здесь в 1960–1980-х гг. сняты телефильмы: «Вызываем огонь на себя» (1963–1964) и «Операция "Трест"» (1967) С. Н. Колосова; «Адъютант его превосходительства» Е. И. Ташкова (1969); «Маленькие трагедии» М. А. Швейцера (1979); «Михайло Ломоносов» А. А. Прошкина (1984–1986) и др.
В 1965 г. для создания фильмов на принципах самоокупаемости и самофинансирования создана специальная Экспериментальная творческая киностудия (ЭТК, базировалась на «Мосфильме»). На студию возложены все экономические риски: авторский гонорар выплачивался лишь в том случае, если картина не только полностью себя окупала в прокате, но и приносила прибыль. Художественным руководителем ЭТК назначен Г. Н. Чухрай, директором – В. А. Познер, литературной частью заведовал К. М. Симонов. ЭТК не имела ни собственного штата творческих работников, ни материальной базы, с приглашёнными режиссёрами и членами съёмочных групп заключались отдельные договоры, заказ на производство картин выполнял «Мосфильм». В 1968 г. Экспериментальная творческая киностудия реорганизована и введена в состав киностудии «Мосфильм» как Экспериментальное творческое объединение (ЭТО). На ЭТО созданы фильмы: «Белое солнце пустыни» Мотыля (1969), «Не горюй!» (1969) и «Афоня» (1975) Данелии, «12 стульев» (1971) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Гайдая, «Табор уходит в небо» Э. В. Лотяну (1976), «Раба любви» Н. С. Михалкова (1975) и др.
В 1970 г. директором киностудии назначен Н. Т. Сизов. Несмотря на период «застоя», на «Мосфильме» оставалась возможность творческого самовыражения – ежегодно выпускалось до 55 фильмов: «Калина красная» В. М. Шукшина (1973), «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979) Андрея А. Тарковского, «Сто дней после детства» С. А. Соловьёва (1975), «Восхождение» Шепитько (1976), «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова (1974), «Ирония судьбы или С лёгким паром!» Э. А. Рязанова (1975) и др.
«Мосфильм» активно сотрудничал с зарубежными киностудиями, о чём свидетельствовала успешная прокатная судьба лент «Они шли на восток» (производство СССР, Италия, режиссёры Дж. Де Сантис, Д. И. Васильев, 1964), «Звёзды и солдаты» (СССР, Венгрия, режиссёр М. Янчо, 1967), «Красная палатка» (СССР, Италия, режиссёр М. К. Калатозов, 1969), «Свеаборг» (СССР, Финляндия, режиссёр С. Н. Колосов, 1972), «Невероятные приключения итальянцев в России» (СССР, Италия, режиссёр Э. А. Рязанов, 1973), «Дерсу Узала» (СССР, Япония, режиссёр Куросава Акира, 1975), «Солдаты свободы» (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, режиссёр Ю. Н. Озеров, 1977), «Жизнь прекрасна» (СССР, Италия, режиссёр Г. Н. Чухрай, 1979) и др.
«Мосфильм» в период перестройки
В эпоху перестройки в связи с ослаблением цензуры, объявлением политики гласности и общей либерализацией на экраны возвращены многие запрещённые ранее фильмы, запущены в производство сценарии, поднимавшие острые социальные и историко-политические вопросы. На «Мосфильме» вышли ленты, создатели которых пытались разрушить устоявшиеся идеологические нормы: «Остановился поезд» В. Ю. Абдрашитова (1982), «Мы из джаза» Шахназарова (1983), «Чучело» Р. А. Быкова (1983), «Иди и смотри» Э. Г. Климова (1985), «Кин-дза-дза!» Г. Н. Данелии (1986), «Плюмбум, или Опасная игра» Абдрашитова (1986), «Курьер» (1986) и «Город Зеро» (1988) Шахназарова, «Асса» С. А. Соловьёва (1987), «Холодное лето пятьдесят третьего…» А. А. Прошкина (1987), «Так жить нельзя» С. С. Говорухина (1990) и др.
Ослабив контроль кинопроизводства, государство прекратило и его финансирование. Свобода творчества обернулась хаосом экономической жизни. Разрушенная система проката привела к потере позиций отечественного кинематографа, который не мог конкурировать с западными лентами. Киностудиям не хватало денег на техническое переоснащение и ремонт помещений. Для финансирования кинопроизводства приходилось обращаться к коммерческим структурам. Некоторые студии в надежде на дальнейшую экономическую выгоду решались на приватизацию, что в итоге для многих оказалось гибельным.
«Мосфильм» оставался государственной структурой. Приказом Госкино СССР от 20 июля 1989 г. киностудия «Мосфильм» переименована в Государственное творческо-производственное объединение (ГТПО) «Мосфильм», 19 октября 1990 г. Совет Министров СССР принял постановление «О создании Киноконцерна "Мосфильм"». С 1989 г. студия находится на полном хозрасчёте и самоокупаемости, оплачивая налоги и иные платежи за счёт оказания производственных услуг продюсерским компаниям.
Заработанные средства позволили при частичной государственной поддержке и привлечении инвесторов выпустить в 1990-е гг. фильмы: «По прозвищу "Зверь"» А. А. Муратова (1990), «Цареубийца» (1991) и «Сны» (1993) К. Г. Шахназарова, «Ширли-Мырли» В. В. Меньшова (1995), «Дети понедельника» А. И. Суриковой (1997), «Кто, если не мы» В. М. Приёмыхова, «Незримый путешественник» И. В. Таланкина, «Привет от Чарли-трубача» В. А. Грамматикова (все – 1998) и др.
«Мосфильм» – высокотехнологичная киностудия мирового уровня
В 1998 г. генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» назначен кинорежиссёр К. Г. Шахназаров. К тому времени материальная база и оборудование киностудии морально и технически устарели, здания, помещения и инженерные коммуникации находились в аварийном состоянии и требовали ремонта. Реорганизация началась с модернизации технической базы. Руководство «Мосфильма», не получая бюджетного финансирования, все вырученные средства вкладывало в новые кинокамеры, операторские краны, тележки, осветительные приборы и пр. В 2000-х гг. прошла масштабная реконструкция всех павильонов, было закуплено современное системное оборудование и киноаппаратура. Студии перезаписи киноконцерна первыми в России получили сертификаты Dolby Premier и Dolby Atmos. Акустика Первой музыкальной студии привлекает для записи российских и зарубежных музыкантов и исполнителей. Здесь работали композиторы и исполнители М. Алмонд, Ю. А. Башмет, И. М. Бутман, Т. М. Гвердцители, Х. Л. Герзмава, А. Б. Градский, Б. Б. Гребенщиков (в России признан иноагентом), Л. А. Десятников, М. Кабалье, Е. А. Камбурова, Х. Каррерас, А. С. Козлов, М. Легран, А. В. Макаревич (в 2022 признан иноагентом), Э. Морриконе, А. Б. Пугачёва, А. Я. Розенбаум, Д. А. Хворостовский и др.
В 21 в. киностудия отвечает современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам как по уровню технического оснащения, так и по спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить все стадии кинопроизводства в полном объёме, включая подготовительный, съёмочный и монтажно-тонировочный периоды. «Мосфильм», помимо оказания производственных услуг сторонним организациям, является продюсером собственных фильмов: «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001) и «Анна Каренина. История Вронского» (2017) Шахназарова, «Звезда» Н. И. Лебедева (2002), «Дорога на Берлин» С. А. Попова (2015), «Решение о ликвидации» А. Л. Аравина (2018), «Владивосток» А. Э. Борматова (2021) и др.
Киноконцерн занимается сохранением и популяризацией коллекции, осуществляет цифровую реставрацию шедевров отечественного кинематографа. Фильм «Иди и смотри» Э. Г. Климова назван на Венецианском кинофестивале 2017 г. лучшим отреставрированным фильмом в категории «Венецианская классика». Фильмы в новом качестве, с аудиокомментариями для незрячих и субтитрами на разных языках доступны в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».
На студии организованы бесплатные курсы по подготовке специалистов кинопроизводства – администраторов съёмочной группы, вторых операторов, инженеров звукозаписи, редакторов и сценаристов, механиков по обслуживанию съёмочной техники, ассистентов режиссёров и художников, художников-декораторов и др.
В 2013 г. стартовал инвестиционный проект развития киноконцерна «Мосфильм», практическая разработка которого началась в 2016 г. В результате реализации проекта за счёт средств инвестора (без привлечения государственного финансирования) построено четыре новых объекта производственной инфраструктуры. В 2019 г. введены в эксплуатацию два новых объекта: трёхуровневое здание с множеством функциональных зон, модернизированными системами хранения сценическо-постановочных средств – Дом костюма и реквизита (общей площадью 15 500 кв. м), где разместилась коллекция одежды различных исторических эпох (около 300 тыс. костюмов и 200 тыс. единиц реквизита).
На цокольном этаже здания находится коллекция ретроавтомобилей. 16-й съёмочный павильон (общей площадью 2500 кв. м) отличается особой высотой потолков – около 16 м, что позволяет построить декорацию для любого кино- или телепроекта. Павильон обладает уникальными акустическими возможностями: многоуровневая система звукоизоляции даёт возможность проводить запись звука непосредственно на съёмочной площадке.
На базе «Мосфильма» производится большинство современной российской кинопродукции: кинофильмы, телесериалы, рекламные ролики, телепередачи, музыкальные видеоклипы и др.
За свою историю киноконцерн выпустил более 2000 полнометражных фильмов.
Руководство «Мосфильма»
Б. А. Михин (директор 1-й фабрики «Госкино»): 20 сентября 1923 г. – октябрь 1924 г.
Н. И. Голендер (директор 3-й фабрики «Госкино»): октябрь 1924 г. – 1925 г.
М. Я. Капчинский (директор 1-й фабрики «Госкино»): 1925–1926 гг.
М. Л. Кресин (директор 3-й кинофабрики «Госкино»): 1925–1926 гг.
И. П. Трайнин (директор Московской кинофабрики «Совкино»): 1926–1929 гг.
А. С. Хавенсон (директор Московской кинофабрики «Союзкино»): 1930 г. – 1 февраля 1931 г.
В. Ф. Смирнов (директор Московской кинофабрики «Союзкино»): февраль 1931 г. – июль 1931 г.
И. М. Подогов (директор Московской кинофабрики «Союзкино»): 10 ноября 1931 г. – декабрь 1931 г.
С. Л. Орелович (директор Московской кинофабрики «Союзкино», с 1933 – Московской фабрики «Союзфильм»): 20 декабря 1931 г. – август 1933 г.
Я. М. Металлов (директор Московской кинофабрики «Союзфильм»): сентябрь 1933 г. – декабрь 1933 г.
Б. Я. Бабицкий (директор Москинокомбината, кинофабрики «Мосфильм», киностудии «Мосфильм»): 14 ноября 1934 г. – 1937 г.
Е. К. Соколовская (директор киностудии «Мосфильм»): 27 мая 1937 г. – 12 октября 1937 г.
А. Х. Хачатурьян (директор киностудии «Мосфильм»): октябрь 1937 г. – апрель 1938 г.
К. А. Полонский (директор киностудии «Мосфильм»): апрель 1938 г. – сентябрь 1940 г.
Н. М. Кива (временно исполняющий обязанности директора киностудии): 6 декабря 1940 г. – 29 декабря 1940 г.
М. В. Тихонов (директор ЦОКС): 15 ноября 1941 г. – 1944 г.
А. Н. Грошев (директор киностудии «Мосфильм»): 5 июля 1941 г. – 2 января 1942 г.
Д. А. Геворгян (временно исполняющий обязанности директора киностудии «Мосфильм»): 3 января 1942 г. – 20 февраля 1942 г.
А. М. Гуревич (директор киностудии «Мосфильм»): 20 февраля 1942 г. – 14 февраля 1943 г.
В. Н. Головня (директор киностудии «Мосфильм»): 15 февраля 1943 г. – 17 июля 1945 г.
М. К. Калатозов (исполняющий обязанности директора киностудии «Мосфильм»): июль 1945 г. – 21 мая 1946 г.
С. А. Саврасов (временно исполняющий обязанности директора киностудии «Мосфильм»): 22 мая 1946 г. – 22 августа 1946 г.
Л. А. Антонов (директор киностудии «Мосфильм»): 23 августа 1946 г. – 20 января 1949 г.
С. А. Кузнецов (директор киностудии «Мосфильм»): 21 января 1949 г. – 14 октября 1954 г.
И. А. Пырьев (директор киностудии «Мосфильм»): 15 октября 1954 г. – 10 декабря 1957 г.
Л. А. Антонов (директор киностудии «Мосфильм»): 10 декабря 1957 г. – 26 марта 1959 г.
В. Н. Сурин (директор киностудии «Мосфильм»): 26 марта 1959 г. – 2 октября 1970 г.
Н. Т. Сизов (директор киностудии «Мосфильм»): 16 ноября 1970 г. – 28 февраля 1985 г.
В. И. Десятерик (директор киностудии «Мосфильм»): 1 марта 1985 г. – 25 марта 1987 г.
В. Н. Досталь (директор киностудии «Мосфильм», с 1 января 1989 – ГТПО «Мосфильм», с 1991 – киноконцерна «Мосфильм»): 15 мая 1987 г. – 19 апреля 1998 г.
К. Г. Шахназаров (генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»): с 20 апреля 1998 г.