Кончаловский Андрей Сергеевич
Кончало́вский Андре́й Серге́евич (Михалков-Кончаловский) (род. 20.8.1937, Москва), российский режиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР (1980). Сын С. В. Михалкова и Н. П. Кончаловской, брат Н. С. Михалкова, внук П. П. Кончаловского и правнук В. И. Сурикова.
В 1957–1959 гг. учился в Московской консерватории по классу фортепиано у Л. Н. Оборина, в 1965 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). Первая полнометражная режиссёрская работа – «Первый учитель» (1965, по мотивам одноимённой повести Ч. Т. Айтматова; приз за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля Н. У. Аринбасаровой, 1966; в основе сюжета – становление советской власти в Киргизии). В стилистике «синема-верите» с непрофессиональными исполнителями в большинстве ролей снята лирическая драма из жизни современной деревни «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967, вышел на экраны в 1988; приз ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля для внеконкурсного фильма, 1988; премия «Ника» за 1988, вручена в 1989; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1990).
Острую полемику вызвали интерпретации Кончаловским отечественной литературной классики: «Дворянское гнездо» (по мотивам одноимённого романа И. С. Тургенева, 1969; «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова, 1970, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1971), молодёжная драма с элементами рок-оперы «Романс о влюблённых» (1974, Большой приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1974) и кинопоэма о жизни сибирской деревни на протяжении 20 в. «Сибириада» (1978, 4 серии, специальный гран-при жюри Каннского кинофестиваля, 1979).
В 1980-х гг. жил и работал за рубежом (преимущественно в Голливуде). Основные темы его творчества развивали поставленные там на новом материале фильмы: «Возлюбленные Марии» (1984, по мотивам рассказа А. П. Платонова «Река Потудань»), остросюжетный фильм «Поезд-беглец» (1985), семейная драма-притча «Стыдливые люди» (1987), трагикомедия «Гомер и Эдди» (1989, главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне).
В начале 1990-х гг. Кончаловский возвратился в Россию. Фильм «Ближний круг» (1991, совместно с Италией и США) – драма «маленького человека» сталинской эпохи, постепенно освобождающегося от слепой веры в своего кумира. Рассматривая происходящее с точки зрения поиска новых социальных ролей, Кончаловский дал карнавально-гротескный образ новой реальности в продолжении «Истории Аси Клячиной…» – фильме «Курочка Ряба» (1994, совместно с Францией): 20 лет спустя герои ищут своё место в новых условиях. Черты сатирической трагикомедии свойственны фильмам «Дом дураков» (2002, совместно с Францией, гран-при жюри Венецианского кинофестиваля, 2002) и «Глянец» (2007). В 2014 г. поставил в стилистике, близкой «Истории Аси Клячиной…», фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, 2014), в 2016 г. – экзистенциальную драму на материале Второй мировой войны «Рай» («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, 2016; премия «Золотой орёл», 2017 за 2016).
Главный герой фильма «Грех» (2019, совместно с Италией) – скульптор эпохи Возрождения Микеланджело. Драма «Дорогие товарищи!» (2020, специальный приз Венецианского кинофестиваля, приз международного кинофестиваля в Чикаго, 2021; премии «Золотой орёл» и «Ника», 2021 за 2020) – о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г. – развивает тему фильма «Ближний круг».
Среди других фильмов: «Мальчик и голубь» (1961, короткометражный, совместно с Е. К. Осташенко, приз Венецианского фестиваля за лучший фильм для детей, 1962), «Сломанное вишнёвое деревце» (1982, короткометражный, США – Канада), «Дуэт для солистки» (1986, США), «Танго и Кэш» (1989, США), «Гейдар Алиев» (2005, документальный).
Снимался в фильмах: «Суд сумасшедших» (1961), «Иваново детство» (1962), «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»; 1964).
Продюсер ряда собственных картин, а также фильмов других режиссёров: «Последнее воскресение» (2009, Великобритания, Германия, Россия, режиссёр М. Хоффман), «Мешок без дна» (2017, Россия, режиссёр Р. У. Хамдамов).
Созданный под руководством Кончаловского документальный проект «Человек неунывающий» (2020) представляет собой своеобразное продолжение «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына».
На телевидении поставил мини-сериалы «Одиссея» (1997, по мотивам одноимённой поэмы Гомера, США; вызвал широкий зрительский интерес в мире и стал на тот момент самым дорогим телепродуктом; премия «Эмми» за лучшую режиссуру, 1997) и «Лев зимой» (2003, по одноимённой пьесе Дж. Голдмена, совместно с Великобританией и США). Автор документального телецикла «Гении» (2003, 2005, 2007) – о крупнейших русских композиторах 20 в., ведущий и автор цикла научно-популярных телеочерков «Культура – это судьба» (2005, 12 фильмов).
Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов, а также фильмов других режиссёров (Андрея А. Тарковского – «Каток и скрипка», 1960; «Иваново детство», 1962; «Андрей Рублёв», 1966, вышел на экраны в 1971; Ш. К. Айманова – «Конец атамана», 1970, Государственная премия Казахской ССР, 1972; Н. С. Михалкова – «Раба любви», 1975; и др.).
Постановщик опер: П. И. Чайковского – «Евгений Онегин» (1986), «Пиковая дама» (1990, обе – в театре «Ла Скала», Милан); С. С. Прокофьева – «Война и мир» (2000, Мариинский театр); Дж. Верди – «Бал-маскарад» [2001, театр «Реджо» (Парма), Мариинский театр], «Отелло» (2019, Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); М. П. Мусоргского – «Борис Годунов» (2010, театр «Реджо», Турин).
В 2016 г. в московском Театре мюзикла поставил рок-оперу «Преступление и наказание» Э. Н. Артемьева по Ф. М. Достоевскому (автор идеи, соавтор либретто, сопродюсер).
Поставил драматические спектакли: «Чайка» А. П. Чехова (1988, театр «Одеон», Париж); «Чайка» (2004), «Дядя Ваня» (2009), «Три сестры» (2012), «Вишнёвый сад» (2016, все – Чехова), «Укрощение строптивой» У. Шекспира (2022; все – Государственный академический театр имени Моссовета); «Мисс Жюли» А. Стриндберга (2005, Московский театр на Малой Бронной); «Король Лир» Шекспира (2006, Театр «Сцена на Воли» имени Т. Ломницкого, Варшава); «Эдип в Колоне» Софокла (2018, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова); «Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана [2019, МХАТ имени М. Горького; 2019, «Театро Стабиле» (Teatro Stabile della Città di Napoli, Неаполь)].
Президент Российской академии кинематографических искусств «Ника» (2013).
Приз Московского международного кинофестиваля «За вклад в развитие киноискусства» (1997).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1997). Кавалер ордена Почётного легиона (2009).
Был неоднократно женат, в том числе в 1965–1969 гг. на актрисе Н. У. Аринбасаровой (их сын – режиссёр Е. А. Кончаловский), с 1998 г. на актрисе Ю. А. Высоцкой.