Учитель Алексей Ефимович
Учи́тель Алексе́й Ефи́мович (род. 31.8.1951, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ (1995), народный артист РФ (2002).
Сын оператора и режиссёра Е. Ю. Учителя. В 1975 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Р. Н. Ильина). С 1968 г. оператор, затем режиссёр Ленинградской (Санкт-Петербургской) студии документальных фильмов (ЛСДФ, известна также как «Лендок»). В 1991 г. основал творческое производственное объединение «Рок» (художественный руководитель и генеральный директор).
С 1976 г. в документальном кино (дебют – короткометражный фильм «Его звезда» о токаре-карусельщике ленинградского завода «Звезда» Е. А. Артемьеве). Заметная работа – «Сколько лиц у дискотеки?» (1980, в том же году режиссёр удостоен премии Ленинского комсомола). Громкий успех принёс фильм «Рок» (1987), впервые открывший советскому зрителю мир российской рок-музыки (включён в программу Forum Берлинского кинофестиваля, 1989). Стремясь передать особую атмосферу в специфической среде, внутренний мир и настроения своих героев, Учитель выработал оригинальный киноязык, лирико-импрессионистическую стилистику, в которой в дальнейшем создавались документальные картины: эмоционально точно отражающий нерв времени и ощущение социальной безысходности фильм «Обводный канал» (1990, Первый приз Международного фестиваля неигрового кино в Борнхольме, Дания, 1991), кинореквием по В. Р. Цою «Последний герой» (1992), фильм о Р. Г. Виктюке «Баттерфляй» (1993, в том же году Главный приз и приз за лучшую режиссуру Открытого фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге).
Среди других документальных фильмов: «Сто тысяч Я» (1977), «Наш дворец» (1977), «Пуск. Портрет одного события» (1978), «Ленинград» (1978), «Кто за?» (1980), «Тебе доверена земля» (1982), «Акция» (1983), «Преодоление» (1984), «Уроки Ялты» (1985), «Планета "Наташа"» (1985), «Секрет "Лауры"» (1985), «Мы преодолеем» (1987), «Открытый урок» (1987), «Sundance» (1990), «Ёлы-палы, или Митьки в Европе» (1990), «Маэстро» (1994), «Элита» (1997; приз Межгосударственного телефорума стран СНГ «Содружество» 1998; номинация на приз за лучший документальный фильм в Берлине и диплом международного форума лучших документальных телевизионных фильмов мира в Штутгарте, 1999), «Петербург, Петербург, полная октава» (2001). Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов.
В 1995 г. дебютировал в игровом кино биографической лентой о балерине О. А. Спесивцевой «Мания Жизели» (Главный приз кинофестиваля «Новое кино России» в Екатеринбурге, 1995; Гран-при Фестиваля русских фильмов в Онфлёре, Франция, 1995; приз жюри Международного кинофестиваля остросюжетного фильма в Каттолике, Италия, 1997).
Значительным творческим достижением стала картина об И. А. Бунине «Дневник его жены» (2000, приз «Бронза Листопада» Международного кинофестиваля «Листопад» в Минске, Гран-при Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи, премия «Ника», приз главного жюри Американского института киноискусства, лонг-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», все – 2000; Гран-при Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине, 2001). Отечественный биографический фильм нового типа изменил привычную для жанра панегирическую интонацию на обострённо безжалостную и превратил писателя в персонажа его собственных произведений.
Важнейшая задача режиссёра – выразить на экране и передать зрителю необходимое состояние, которое скрепляет все сюжетные коллизии и становится художественной доминантой его фильмов, как правило воплощающихся в жанре развёрнутой киноновеллы. Парадоксальное сочетание лирической атмосферы с внутренней тревогой определяет художественный образ молодёжной киноповести «Прогулка» (2003; Гран-при кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, приз Федерации киноклубов России Международного кинофестиваля в Москве, специальный приз жюри, приз ФИПРЕССИ, приз Findling Международного фестиваля восточно-европейского кино в Котбусе, Германия; Главный приз Международного кинофестиваля в Кливленде, США; Главный приз Международного кинофестиваля в Сиракузах, Италия; все – 2003) и военной драмы «Пленный» (2008; приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Карловых Варах, Главный приз и приз «Диалог» Международного фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе, премия кинокритиков «Белый слон», приз Международного фестиваля «Манаки Бразерс» «Бронзовая Камера» в Македонии, приз критиков Международного кинофестиваля в Австралии, все – 2008). Фильм «Космос как предчувствие» (2005, в том же году – Гран-при Московского международного кинофестиваля, премия «Золотой орёл») погружает в сновидческий мир провинциальной жизни начала 1960-х гг. Экспрессия бесконечного движения на грани жизни и смерти становится основой криминального фильма «Восьмёрка» (2013). В приключенческой драме о послевоенной сибирской жизни «Край» (2010; лонг-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», премии «Золотой орёл», «Ника» и др., все – 2010) режиссёру удалось органичное сочетание образно-атмосферного начала с мейнстримом. В жанре костюмированной исторической фантазии снят фильм «Матильда» (2017). В 2020 г. Учитель поставил экзистенциальную психологическую драму «Цой». Выступает также как продюсер своих фильмов.
В качестве продюсера фильмов других режиссёров начинал с артхауса, но со временем начал работать и с коммерческими проектами («Собака Павлова», 2005; «Связь», 2006; «Враги», 2007; «Суходол», 2011; «Море», «Я буду рядом», оба – 2012; «Майор» и «7 главных желаний», оба – 2013; «Дурак», 2014; «Китобой», 2020; «Сокровища Ермака», 2018; «Битва», 2019; «Стрельцов», 2020; «Земун», 2021; «Миттельмарш» и «Однажды в пустыне», оба – 2022). Режиссёр и продюсер сериала «Коронация» (2019).
С 2010 г. президент Международного кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге.
Премия «Мастер» на кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване (2011).
Награждён орденами Дружбы (2007), Почёта (2012).
Сын – Илья Учитель, режиссёр, сценарист, продюсер.