Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Конец 1960-х – 1-я половина 1980-х гг.
Росси́йский кинемато́граф в конце́ 1960-х – 1-й полови́не 1980-х гг. С конца 1960-х гг. в российском кинематографе проявились две во многом взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, импульс к развитию получили массовые жанры, с другой – со свёртыванием либеральных тенденций больше становилось «полочных» фильмов, значимые картины выходили малым тиражом, с существенным запозданием и переделками, некоторые подвергались запрету. Осознание и переживание этих процессов составили сквозной сюжет фильмов периода 1970-х – 1-й половины 1980-х гг., получившего позднее название «застой».
Исторический очерк
С середины 1960-х до начала 1970-х гг. в плодотворном диалоге развивались массовое и экспериментальное кино. Однако постепенно (впервые после 1920-х гг.) между ними разительнее становилась оппозиция. Если для экспериментального кино характерны поэтика внутреннего монолога с её многообразием ассоциативных связей, а также смешение жанров внутри произведения, то для массового – тяготение к традиционным жанровым канонам, подчёркнутой объективизации и жёсткой фабульности. Официальная политика определялась в постановлении ЦК КПСС 1972 г. «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», где массовость выступала синонимом народности и идейности. Экспериментальное кино сдвигалось в плоскость «элитарного», а значит – маргинального искусства.
Массовая аудитория отдавала предпочтение жанрам авантюрного фильма, бытовой мелодрамы, трюковой комедии. Широкую популярность приобрели сериалы – «Майор Вихрь» Е. И. Ташкова (1967), «Операция "Трест"» С. Н. Колосова (1967), цикл фильмов Э. Г. Кеосаяна с участием постоянной четвёрки героев («Неуловимые мстители», 1966; «Новые приключения неуловимых», 1968; «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», 1970–1971), цикл В. Д. Дормана о «резиденте» («Ошибка резидента», 1968; «Судьба резидента», 1970; «Возвращение резидента», 1982; «Конец операции "Резидент"», 1986) и др. В 1970-е гг. эта тенденция нашла опору в стремительно развивавшемся телевизионном кино, основой которого становилась популярная беллетристика, – «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой (1973; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1976 автору сценария Ю. С. Семёнову, режиссёру Лиозновой, оператору П. Е. Катаеву, художнику Б. Д. Дуленкову, актёрам В. В. Тихонову и Л. С. Броневому), «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Вечный зов» (1973–1983; Государственная премия СССР за первый фильм вручена в 1979 автору сценария А. С. Иванову, режиссёрам В. А. Краснопольскому и В. И. Ускову, операторам П. Г. Емельянову и В. И. Минаеву, художнику Н. А. Маркину, актёрам Н. Н. Иванову, В. С. Спиридонову, Т. В. Дегтярёвой, П. С. Вельяминову, И. Г. Лапикову, В. Е. Бирюкову), бытовые комедийные телесериалы А. А. Коренева «Большая перемена» (1972–1973) и «По семейным обстоятельствам» (1977).
Фильмы, выделявшиеся новизной киноязыка, выпускались на экран ограниченным тиражом или не выпускались вообще. Запрещены к выпуску были «Операция "С новым годом!"» А. Ю. Германа (1971, вышел в прокат в 1986 под названием «Проверка на дорогах»), «Долгие проводы» К. Г. Муратовой (1971, вышел в прокат в 1987). При средних тиражах от 1 тыс. до 1,2 тыс. копий фильмы Андрея А. Тарковского «Зеркало» (1974) и «Сталкер» (1979) были выпущены тиражом соответственно 84 и 193 копии, «Саят-Нова» (авторский вариант снят С. И. Параджановым в 1968, перемонтирован С. И. Юткевичем в 1969 под названием «Цвет граната») – 143 копии, «Среди серых камней» Муратовой (1983) – 5 копий. Так окончательно оформились официальные тенденции, закрепление которых стимулировалось постоянным снижением кинопосещаемости после пика, достигнутого в 1968 г., когда в среднем на одного человека приходилось 19,8 кинопосещения в год. Художественный эксперимент оказывался невыгоден как идеологически, так и экономически.
Преодолевая разрыв с массовой аудиторией, ведущие кинематографисты 1970-х гг. возвращались и к традиционным жанровым структурам: музыкальной мелодраме и роману-эпопее (фильмы А. С. Кончаловского «Романс о влюблённых», 1974, Большой приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1974; «Сибириада», 1978, приз Каннского кинофестиваля, 1979), криминальной мелодраме («Калина красная» В. М. Шукшина, 1973), вестерну и ретромелодраме Н. С. Михалкова (ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974, и «Раба любви», 1975; телефильм «Покровские ворота» М. М. Козакова, 1982), – преобразованным оригинальным авторским художественным видением.
Притчевые формы повествования, получившие широкое распространение в игровом кинематографе этого периода [«Драма из старинной жизни» (1971), «Монолог» (1972), «Объяснение в любви» (1977) и «Фантазии Фарятьева» (1979) И. А. Авербаха, «Прошу слова» (1975) и «Тема» (1979, выпуск 1986) Г. А. Панфилова, «Прощание» Э. Г. Климова (1981), «Слёзы капали» Г. Н. Данелии (1982), «Ты и я» (1971) и «Восхождение» (1976, Гран-при Берлинского кинофестиваля, 1977) Л. Е. Шепитько, «Трясина» Г. Н. Чухрая (1977)], нашли применение также и в документальном (Б. Д. Галантер, Н. В. Обухович), научно-популярном (С. Л. Райтбурт) и анимационном кино. Патриархи мультипликации, вернувшиеся в 1960-е гг. на новом уровне к своим формальным находкам рубежа 1920–1930-х гг. («Большие неприятности» В. С. и З. С. Брумберг, 1961; «Левша» И. П. Иванова-Вано, 1964, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена режиссёру в 1970), подготовили приход мастеров следующих поколений: Ф. С. Хитрука («Каникулы Бонифация», 1965; «Остров», 1973, Гран-при Каннского кинофестиваля, 1974; «Икар и мудрецы», 1976; серия фильмов о Винни Пухе, 1969–1972, Государственная премия СССР вручена режиссёру в 1976), А. Ю. Хржановского («Жил-был Козявин», 1966; «Стеклянная гармоника», 1968; «В мире басен», 1973), Ю. Б. Норштейна («Лиса и заяц», 1973; «Цапля и журавль», 1974; «Ёжик в тумане», 1975, Государственная премия СССР вручена в 1979 режиссёру, художнику Ф. А. Ярбусовой, оператору А. Б. Жуковскому; «Сказка сказок», 1979).
Тяготением к притче была отмечена и основанная преимущественно на бытовых коллизиях драматургия ведущих сценаристов этого периода: В. И. Мережко («Вас ожидает гражданка Никанорова»; «Уходя – уходи», оба фильма – 1978), Н. Б. Рязанцевой («Чужие письма», 1975; «Голос», 1982), А. А. Миндадзе («Поворот», 1978; «Остановился поезд», 1982, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1984 Миндадзе, режиссёру В. Ю. Абдрашитову, оператору Ю. А. Невскому, художнику А. Н. Толкачёву, актёру О. И. Борисову; и др.). Поиск новой самоидентификации – ключевая тема кинематографа 1970-х гг., обусловившая обращение к отечественной литературной классике и шире – к традиции высокой национальной культуры и её носителям (фильмы А. С. Кончаловского, И. А. Авербаха, С. А. Соловьёва, Н. С. Михалкова, Г. А. Панфилова, Н. Н. Губенко). Столь же значимы экранизации классики и у мастеров старшего поколения – «Преступление и наказание» Л. А. Кулиджанова (1969; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1971 Кулиджанову, оператору В. М. Шумскому, художнику П. И. Пашкевичу, актёрам Г. Г. Тараторкину, И. М. Смоктуновскому), «Плохой хороший человек» И. Е. Хейфица (1973), телефильм «Маленькие трагедии» М. А. Швейцера (1979). Начиная с монументальной экранизации «Войны и мира» (1965–1967, Гран-при Московского международного кинофестиваля, 1965; премия «Оскар» за 1968, вручена в 1969) именно русская литературная традиция служила опорой для постижения исторического процесса в кинематографе С. Ф. Бондарчука: не только в экранизациях – «Они сражались за Родину» (1975; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1977 режиссёру, оператору В. И. Юсову), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986), – но и в исторических полотнах «Ватерлоо» (1969) и «Красные колокола» (1982; Государственная премия СССР вручена в 1984 режиссёру).
В поиске новой самоидентификации киногерой утрачивал цельность. Это относилось не только к рефлексирующим интеллигентам, роли которых исполняли О. И. Даль, О. И. Янковский, А. А. Калягин, О. В. Басилашвили, А. В. Мягков; цельность утрачивал и «простой человек», служивший её воплощением. Столкновение стереотипов сознания со сложностью жизни, приводящее подчас к катастрофе, – одна из важнейших тем кино 1970-х гг., наиболее полно отразившаяся в героях актёра В. В. Гостюхина («Восхождение», 1976; «Случайные пассажиры», 1978; «Охота на лис», 1980).
Киногерои 1970-х – начала 1980-х гг. находились на грани нестабильности: окружающая их унифицированная среда постоянно угрожала войти в конфликт с человеческой индивидуальностью [фильмы Э. А. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975; Государственную премию СССР получили в 1977 автор сценария Э. В. Брагинский, режиссёр и соавтор сценария Рязанов, оператор В. Д. Нахабцев, композитор М. Л. Таривердиев, актёры А. В. Мягков, Б. Брыльска), «Служебный роман» (1977, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1979 автору сценария Э. В. Брагинскому, режиссёру и соавтору сценария Рязанову, оператору Нахабцеву, актёрам Мягкову, О. В. Басилашвили, Л. М. Ахеджаковой), «Вокзал для двоих» (1982)]. На рубеже 1970–1980-х гг. нивелирующая индивидуальность повседневная рутина воспринималась как данность – в драматических притчах В. Ю. Абдрашитова («Парад планет», 1984), «печальных комедиях» Г. Н. Данелии («Афоня», 1975; «Осенний марафон», 1979; Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, в том же году; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1981 автору сценария А. М. Володину, режиссёру Данелии, оператору С. А. Вронскому, художнику Л. А. Шенгелии, актёрам Н. Г. Гундаревой, М. М. Неёловой, Е. П. Леонову), бытовых драмах А. И. Манасаровой («Вы мне писали…», 1976; «Утренний обход», 1979), молодёжной драме П. Г. Чухрая («Клетка для канареек», 1983). Нагляднее всего эта тенденция проявилась в фильмах И. Е. Хейфица («Единственная», 1975; «Впервые замужем», 1979, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1980), Д. К. Асановой [«Жена ушла», 1979; «Пацаны», 1983, Государственная премия СССР вручена в 1985 автору сценария Ю. Н. Клепикову, режиссёру Асановой (посмертно), оператору Ю. А. Векслеру, актёру В. М. Приёмыхову; «Милый, дорогой, любимый, единственный...», 1984] и С. Г. Микаэляна («Вдовы», 1976; «Влюблён по собственному желанию», 1982). При этом сюжетное обретение героями смысла своего существования в любви зачастую условно, т. к. в социальной реальности не всегда была возможность для полноценного вызревания личности [«Познавая белый свет» К. Г. Муратовой, «Пять вечеров» Н. С. Михалкова (оба – 1978), «Полёты во сне и наяву» Р. Г. Балаяна (1982; Государственная премия СССР вручена в 1987 автору сценария В. И. Мережко, режиссёру Балаяну, оператору В. А. Калюте, актёру О. И. Янковскому)]. Полноценное самостояние личности могло выразиться лишь в условном пространстве эксцентриады, развивающейся – за редкими исключениями («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» А. Н. Митты, 1976) – на телевидении («Тот самый Мюнхгаузен» М. А. Захарова, 1979; «О бедном гусаре замолвите слово» Э. А. Рязанова, 1980).
Наиболее полно тенденции эпохи осмыслены и воплощены в кинематографе А. Ю. Германа – «Проверка на дорогах» [1971, вышел на экраны в 1986; Государственная премия СССР вручена в 1988 режиссёру Герману, автору сценария Э. Я. Володарскому, художнику В. Н. Юркевичу, звукооператору Т. Г. Силаеву (посмертно), актёру В. П. Заманскому], «Двадцать дней без войны» (1976), «Мой друг Иван Лапшин» (1984; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1986 автору сценария Володарскому, режиссёру Герману, оператору В. И. Федосову, художнику Ю. Я. Пугачу, актёрам А. Н. Болтневу, Н. И. Руслановой). Здесь советский миф выступал своего рода заклинанием, с помощью которого герои пытались спастись от непостижимой сложности мира.
Разрушалась традиционная жанровая система советского кино. Попытки обновить традиции художественно-документальной эпопеи рубежа 1940–1950-х гг. [фильмы Ю. Н. Озерова – последние серии «Освобождения» (1970–1971, Ленинская премия вручена в 1972 авторам сценария Ю. В. Бондареву и О. И. Эстеркину-Курганову, автору сценария и режиссёру Озерову, оператору И. М. Слабневичу, художнику А. В. Мягкову) и «Солдаты свободы» (1977); «Блокада» М. И. Ершова (1-й фильм – 1974, 2-й фильм – 1977; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых вручена в 1980 авторам сценария А. Я. Витолю, А. Б. Чаковскому, режиссёру Ершову, оператору А. М. Назарову, художнику М. Е. Иванову, композитору В. Е. Баснеру, актёру Е. А. Лебедеву); «Победа» Е. С. Матвеева (1984)], историко-биографического фильма («Укрощение огня», 1972, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, в том же году), производственного фильма («Самый жаркий месяц» Ю. Ю. Карасика, 1974; «Премия» С. Г. Микаэляна, 1974, Государственная премия СССР вручена в 1976 автору сценария А. И. Гельману, режиссёру Микаэляну, оператору В. Г. Чумаку, актёрам Е. П. Леонову, В. Я. Самойлову, Н. Н. Ургант; «Обратная связь» В. И. Трегубовича, 1977) не находили прежнего отклика у аудитории. Фаворитами массового зрителя на рубеже 1970–1980-х гг. стали фильмы, ориентированные на жанровую систему западного развлекательного кино, – «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова (1979, Государственная премия СССР вручена в 1981 режиссёру, оператору Слабневичу, художнику С. Д. Меняльщикову, актёрам В. В. Алентовой, И. В. Муравьёвой, Р. И. Рязановой, А. В. Баталову; премия «Оскар» за 1980, вручена в 1981), «Пираты XX века» Б. В. Дурова (1979), «Экипаж» А. Н. Митты (1979).
Рекомендуемые статьи
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Возникновение советского кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху перестройки и постсоветский период
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова