Звягинцев Андрей Петрович
Звя́гинцев Андре́й Петро́вич (род. 6.2.1964, Новосибирск), российский режиссёр, актёр.
Из семьи сотрудника милиции и учительницы.
В 1984 г. окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Л. С. Белова), в 1984–1985 гг. – актёр Новосибирского ТЮЗа (ныне Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»). В 1990 г. окончил актёрский факультет ГИТИСа (мастерская Е. Н. Лазарева и В. Н. Левертова; ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС).
В 1993–2000 гг. работал режиссёром телепрограмм, ставил рекламные ролики для телевидения. В Москве участвовал в спектаклях «Игра в классики» по одноимённому роману Х. Кортасара (1993, роль автора, «Эпигон-театр») и «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1997, роль Беляева, «Эпигон-театр» совместно с «Дебют-центром» Центрального дома актёра имени А. А. Яблочкиной; оба – режиссёр В. В. Агеев). В это же время снимался в кино в ролях молодых интеллигентов: Дима, член секты евангелистов («Ломка», 1992), секретарь Сергей Сергеевич («Отражение», 1998), Олег («Любовь до гроба», 2000).
В 1999 г. как режиссёр подготовил комедийный проект (ряд короткометражных эксцентрических скетчей, рекламирующих телекомпанию «РЕН-ТВ»). Продолжив работу на этом канале, выпустил несколько успешных малобюджетных фильмов (ныне используются для обучения студентов).
В 2000 г. поставил свои первые фильмы «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор» (в телесериале «Чёрная комната»), продемонстрировав мастерское владение приёмами саспенса и тонкое понимание стилистики психологического триллера.
При финансовом обеспечении компанией «РЕН-ТВ» поставил фильм «Возвращение» (2003, Гран-при Венецианского кинофестиваля, 2003; премия «Феликс», 2003; премия «Ника» за 2003, вручена в 2004) – историю драматической встречи двух мальчишек с отцом (с которым они никогда не виделись); проведённый вместе уик-энд оборачивается для сыновей серьёзным духовным опытом. Невероятный зрительский успех ленты позволил собрать рекордную за последние 30 лет кассу (картина не сходила с европейских экранов в течение нескольких месяцев).
Неординарный опыт Звягинцева, «встроенность» в общий кинопроцесс дают право его работам встать в один ряд с лучшими мировыми образцами. Проявление высшего начала, по жёстким, но во многом справедливым законам которого развиваются события в картине, отсылает к 1960-м гг. – золотому веку авторского кинематографа (Ф. Феллини, М. Антониони, Ж.-Л. Годар и др.).
Испытывая чувства тревоги и печали от сложно устроенного несовершенного мира, режиссёр решает художественные задачи, как правило, на материале российской действительности.
На смысловых и метафизических основах выстроена драма ревности, переходящая в экзистенциальную трагедию, в фильме «Изгнание» (2007, сценарий Звягинцева совместно с О. И. Негиным, А. Б. Мелкумяном; приз Федерации российских киноклубов на Московском международном кинофестивале, 2007).
В 2011 г. поставил драму «Елена» (сценарий Звягинцева совместно с Негиным; приз жюри секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2011; Гран-при Гентского международного кинофестиваля, 2011; премия «Золотой орёл» за 2011, вручена в 2012; премия «Ника» за 2011, вручена в 2012; премия «Белый слон», 2011), где осмысление диссонанса между сознанием интеллигенции и народа вырастает в социальную притчу, проявляющую внутреннюю неразрешимость этого конфликта. Звягинцев выстраивает в фильме парадоксальное пространство тяжелейшего напряжения, где соединение индивидуального (Владимир, олигарх) и народно-коллективного (Елена, его жена) начал не может не привести к трагическому финалу.
Новый успех Звягинцеву принесла социальная драма «Левиафан» (2014, сценарий Звягинцева совместно с Негиным, Гран-при Международного кинофестиваля в Лондоне, 2014; приз Каннского кинофестиваля, 2014; премия «Золотой глобус» за 2014, вручена в 2015; премия «Золотой орёл» за 2014, вручена в 2015; премия «Белый слон» за 2014, вручена в 2015). Открыто публицистический фильм (о том, как провинциальная власть губит судьбу честного человека, не имеющего сил и возможностей ей противостоять) вызвал широкий общественный резонанс, подтвердив статус Звягинцева как одного из крупнейших режиссёров 1-й четверти 21 в.
Воплощённым бунтом режиссёра, высказыванием о кризисе современного общества, заражённого цинизмом и мизантропией, стала лента «Нелюбовь» (2017, сценарий совместно с Негиным, приз Каннского кинофестиваля, 2017; Гран-при Международного кинофестиваля в Мюнхене, 2017; премия «Золотой орёл» за 2017, вручена в 2018; премия «Сезар» за 2017, вручена в 2018).
Звягинцев – художник, тяготеющий к глубоко трагическому осознанию бытия и создавший его особое экранное воплощение. Остро чувствующий природу кинематографа, в своих завораживающих «тягучих» и «медитативных» фильмах он поражает глубинным проникновением в суть представленного явления; внятно и концептуально обозначив свой замысел, умеет властно повести за собой зрителя.
Снимался в телесериалах «Горячев и другие» (работник банка «Столичный», 1992–1994), «Будем знакомы!» (Владимир Львович, 1999), «Каменская. Смерть и немного любви» (жених, 1999) и др.
Поставил короткометражные фильмы «Апокриф» (2008), «Тайна» (2011, в киноальманахе «Эксперимент 5ive»).
Звягинцев «открыл» в своих работах актёров К. Н. Лавроненко, И. Ф. Добронравова, М. Т. Спивак, А. А. Розина, Н. К. Маркину, продолжающих интересно работать в отечественном кино. Соратник режиссёра – оператор М. В. Кричман (снял все фильмы Звягинцева).
Национальная премия общественного признания достижений граждан РФ «Россиянин года» (2006, 2011).