#Советский кинематограф
Советский кинематограф
Тег

Советский кинематограф

Советский кинематограф
Найденo 30 статей
Кино
События в сфере науки и образованияСобытия в сфере науки и образования
Трудности съёмочного периода фильма «Андрей Рублёв»
Трудности съёмочного периода фильма «Андрей Рублёв». Съёмки в г. Владимир, несмотря на трудности, продвигались достаточно успешно. Накапливался опыт коллективного взаимодействия, работа набирала темп. В это время Андрей А. Тарковский и получил первый удар – в октябре 1965 г. в редакцию газеты «Известия» поступило письмо из Риги от профессора Латвийского государственного университета М. Темниковой: «В газетах имеется сообщение о том, что в Суздале и Владимире снимаются эпизоды для фильма "Андрей Рублёв". А вот "комментарий" к этому. Пишет моя добрая знакомая из Владимира: "Снимают теперь здесь для кино "Рублёва" и с такими, по нашему, ненужными сценами, что неприятно ходить и слышать. Например, обливают живую корову керосином и зажигают, представьте себе, как животное мучается, бегает в огне, мычит. То же делают и с лошадьми. Неужели так надо? Ведь дети смотрят, но многие и возмущаются". Действительно, это ведь татарские орды сжигали животных, а тут это делают работники "Мосфильма"! <...> На глазах у владимирцев или даже в лесу – но живьём сжигать животных! И во имя чего? Для "реализма" фильма о величайшем гуманисте земли русской Андрее Рублёве! Ведь это же просто профанация его памяти! Прошу – вмешайтесь в это пустое мучительство (и к тому же совершенно ненужное) животных и научите кинематографистов хоть капельке человечности, пусть они оставят в покое ничем неповинных коров и лошадей» (Косинова. 2016. С. 338–339).
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Конец 1960-х – 1-я половина 1980-х гг.
Росси́йский кинемато́граф в конце́ 1960-х – 1-й полови́не 1980-х гг. К концу 1960-х гг. возникла чёткая оппозиция массового и экспериментального кино. Для экспериментального кино характерны поэтика внутреннего монолога с её многообразием ассоциативных связей, смешение жанров, а для массового – тяготение к традиционным жанровым канонам, подчёркнутой объективизации и жёсткой фабульности. Массовая аудитория отдавала предпочтение жанрам авантюрного фильма, бытовой мелодрамы, трюковой комедии, усиливалось тяготение к сериальной продукции, стремительно развивалось телевизионное кино.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Эпоха перестройки и постсоветский период
Росси́йский кинемато́граф. Эпо́ха перестро́йки и постсове́тский пери́од. Во 2-й половине 1980-х гг. обнажились тенденции необратимого распада системы. Появление антитоталитарного фильма Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1984, вышел в 1987; Гран-при Каннского кинофестиваля, 1987; премия «Ника» за 1987, вручена в 1988) ознаменовало начало нового этапа в жизни страны и стало переломным в истории отечественного кино конца 20 в. Государство утрачивало контроль над системой кинопроизводства и проката. Элитарное и массовое кино вытеснены на телевидение и в видеопрокат. Господствовавшие на экранах 1990-х гг. криминальные телесериалы США и латиноамериканские мыльные оперы начали на рубеже десятилетий активно вытесняться сериалами отечественного производства. В конце 2000-х гг. возникли ленты религиозного содержания, а также жёсткие социальные драмы. Пандемия COVID-19 и локдауны ослабили кинопрокат, но дали импульс цифровизации киноиндустрии и развитию онлайн-платформ. Российские сериалы успешно интегрируются в мировое медиапространство. В 2021 г. киноиндустрия начала выходить из кризиса.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Кинемато́граф Росси́и в пери́од «о́ттепели». С 1953 г. значительно увеличилось количество выпускаемых фильмов, начала меняться кинематографическая эстетика. Особенности периода «оттепели» в кинематографе во многом определил диалог поколений: благодаря усилиям И. А. Савченко, М. И. Ромма, С. А. Герасимова во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова), а также работе И. А. Пырьева на посту директора «Мосфильма» в кинематограф влилась новая волна, изменившая лицо современного киноискусства.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Росси́йский кинемато́граф: пе́рвые го́ды звуко́вого кино́. Благодаря разработкам в области звукозаписывающей техники (советские инженеры П. Г. Тагер, А. Ф. Шорин) первые звуковые фильмы вышли на экраны на рубеже 1920–1930-х гг.: документальные фильмы «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Дзиги Вертова, «Олимпиада искусств» В. А. Ерофеева, «Пятилетка» (другое название «План великих работ») А. М. Роома (все фильмы – 1930). Первая удача звукового кинематографа – фильм Н. В. Экка «Путёвка в жизнь» (1931).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Росси́йский кинемато́граф: 2-я полови́на 1930-х – нача́ло 1940-х гг. Жанровая система во 2-й половине 1930-х гг., должна была всесторонне отразить идеальный образ государственной машины. Эту задачу решал историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Среди таких фильмов: «Ленин в Октябре» М. И. Ромма (1937), «Ленин в 1918 году» (1939; Сталинская премия 1-й степени за оба фильма за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Ромму, А. Я. Каплеру, Б. В. Щукину, Н. П. Охлопкову), «Пётр Первый» В. М. Петрова [1937, 1938; Высшая премия (особый диплом) Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Петрову, актёрам Н. К. Симонову, М. И. Жарову]; «Александр Невский» Эйзенштейна (1938; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Эйзенштейну, сценаристу П. А. Павленко, актёрам Н. К. Черкасову, А. Л. Абрикосову).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: Великая Отечественная война и послевоенные годы
Росси́йский кинемато́граф: Вели́кая Оте́чественная война́ и послевое́нные го́ды. С началом Великой Отечественной войны к октябрю 1941 г. основные киностудии («Мосфильм», «Ленфильм», «Союздетфильм», ныне Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького) были эвакуированы, а бóльшая часть операторов-кинохроникёров отправлена на фронт. Началось производство фильмов-плакатов (затем – боевых киносборников), где киногерои 1930-х гг. призывали зрителя дать отпор врагу. Модель идеального мира-праздника, созданная в предвоенном кино, стала метафорой цели – победы. События Великой Отечественной войны породили жанр «художественно-документального» фильма с непременным образом вождя в центре.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Москва. Кинематограф
Кинемато́граф Москвы́. Москва – крупнейший в России центр киноиндустрии. Первые кинопоказы состоялись в 1896 г. Киностудии: «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, «Союзмультфильм» и др. Проводятся Московский международный кинофестиваль, Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (с 1995), Московский международный фестиваль архивных фильмов (основан в 1997 как кинофестиваль «Белые столбы», с 2021 современные название и статус) и др. Ежегодно вручаются Национальная кинематографическая премия «Ника» (с 1988), премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» (с 2003). Среди профильных учебных заведений: ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссёров, Московская школа кино (2012), Московская школа нового кино (2012).
Кино
События в сфере кинематографа
Фильм «Андрей Рублёв»: экспедиция съёмочной группы во Владимир и Суздаль
Фильм «Андрей Рублёв»: экспедиция съёмочной группы во Владимир и Суздаль. Директор фильма Т. Г. Огородникова вспоминала: «Трудности начались с самого первого дня. Картина требовала больших денег, которых у нас не было. Первую смету мы составили на 1 600 000 рублей, потом на 1 400 000, потом сократили ещё на 200 000. <…> Нам сказали, что запустят, если мы откажемся от какого-то эпизода, например от первого, Куликовской битвы. Она как раз стоила – если грубо – 200 000. "Если вы согласитесь выбросить её из сценария, то мы вас запустим". Мы подумали-подумали, поговорили: а что нам оставалось делать? – и Андрей Арсеньевич согласился. Но согласиться этого мало, нам сказали: "Пишите расписку". И пришлось дать письменную расписку, что мы уложимся в миллион рублей, выбросив Куликовскую битву. И после этого нас запустили» (цит. по: Туровская. 1991. С. 72).
Кино
События в сфере кинематографа
Фильм «Андрей Рублёв»: основные претензии кинематографистов и чиновников
Фильм «Андрей Рублёв»: основные претензии кинематографистов и чиновников. 18 и 19 января 1966 г. художественный совет Шестого творческого объединения киностудии «Мосфильм» обсуждал отснятый материал фильма Андрея А. Тарковского «Андрей Рублёв». Участники обсуждения впервые получили возможность увидеть и оценить полную (хоть и черновую) версию, чтобы решить проблему существенного превышения метража. Здесь отчётливо и резко были высказаны замечания, которые в дальнейшем прозвучали и за пределами «Мосфильма», предопределив драматичную судьбу картины.
Кино
1
2
3