#Советский кинематограф
Советский кинематограф
Тег

Советский кинематограф

Советский кинематограф
Найденo 26 статей
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Росси́йский кинемато́граф: 2-я полови́на 1930-х – нача́ло 1940-х гг. Жанровая система во 2-й половине 1930-х гг., должна была всесторонне отразить идеальный образ государственной машины. Эту задачу решал историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Среди таких фильмов: «Ленин в Октябре» М. И. Ромма (1937), «Ленин в 1918 году» (1939; Сталинская премия 1-й степени за оба фильма за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Ромму, А. Я. Каплеру, Б. В. Щукину, Н. П. Охлопкову), «Пётр Первый» В. М. Петрова [1937, 1938; Высшая премия (особый диплом) Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Петрову, актёрам Н. К. Симонову, М. И. Жарову]; «Александр Невский» Эйзенштейна (1938; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Эйзенштейну, сценаристу П. А. Павленко, актёрам Н. К. Черкасову, А. Л. Абрикосову).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: Великая Отечественная война и послевоенные годы
Росси́йский кинемато́граф: Вели́кая Оте́чественная война́ и послевое́нные го́ды. С началом Великой Отечественной войны к октябрю 1941 г. основные киностудии («Мосфильм», «Ленфильм», «Союздетфильм», ныне Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького) были эвакуированы, а бóльшая часть операторов-кинохроникёров отправлена на фронт. Началось производство фильмов-плакатов (затем – боевых киносборников), где киногерои 1930-х гг. призывали зрителя дать отпор врагу. Модель идеального мира-праздника, созданная в предвоенном кино, стала метафорой цели – победы. События Великой Отечественной войны породили жанр «художественно-документального» фильма с непременным образом вождя в центре.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Москва. Кинематограф
Кинемато́граф Москвы́. Москва – крупнейший в России центр киноиндустрии. Первые кинопоказы состоялись в 1896 г. Киностудии: «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, «Союзмультфильм» и др. Проводятся Московский международный кинофестиваль, Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (с 1995), Московский международный фестиваль архивных фильмов (основан в 1997 как кинофестиваль «Белые столбы», с 2021 современные название и статус) и др. Ежегодно вручаются Национальная кинематографическая премия «Ника» (с 1988), премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» (с 2003). Среди профильных учебных заведений: ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссёров, Московская школа кино (2012), Московская школа нового кино (2012).
Кино
События в сфере кинематографа
Фильм «Андрей Рублёв»: экспедиция съёмочной группы во Владимир и Суздаль
Фильм «Андрей Рублёв»: экспедиция съёмочной группы во Владимир и Суздаль. Директор фильма Т. Г. Огородникова вспоминала: «Трудности начались с самого первого дня. Картина требовала больших денег, которых у нас не было. Первую смету мы составили на 1 600 000 рублей, потом на 1 400 000, потом сократили ещё на 200 000. <…> Нам сказали, что запустят, если мы откажемся от какого-то эпизода, например от первого, Куликовской битвы. Она как раз стоила – если грубо – 200 000. "Если вы согласитесь выбросить её из сценария, то мы вас запустим". Мы подумали-подумали, поговорили: а что нам оставалось делать? – и Андрей Арсеньевич согласился. Но согласиться этого мало, нам сказали: "Пишите расписку". И пришлось дать письменную расписку, что мы уложимся в миллион рублей, выбросив Куликовскую битву. И после этого нас запустили» (цит. по: Туровская. 1991. С. 72).
Кино
События в сфере кинематографа
Фильм «Андрей Рублёв»: основные претензии кинематографистов и чиновников
Фильм «Андрей Рублёв»: основные претензии кинематографистов и чиновников. 18 и 19 января 1966 г. художественный совет Шестого творческого объединения киностудии «Мосфильм» обсуждал отснятый материал фильма Андрея А. Тарковского «Андрей Рублёв». Участники обсуждения впервые получили возможность увидеть и оценить полную (хоть и черновую) версию, чтобы решить проблему существенного превышения метража. Здесь отчётливо и резко были высказаны замечания, которые в дальнейшем прозвучали и за пределами «Мосфильма», предопределив драматичную судьбу картины.
Кино
События в сфере кинематографа
Фильм «Андрей Рублёв»: трансформация замысла Андрея А. Тарковского
Фильм «Андрей Рублёв»: трансформация замысла Андрея А. Тарковского. Во время съёмок Андрею А. Тарковскому пришлось столкнуться со множеством творческих и производственных трудностей. Одной из них стала проблема превышения метража. Ещё на этапе режиссёрской разработки предварительные подсчёты показали существенное превышение принятых стандартов. Тарковский пытался максимально ужать повествование, отсёк 400 м подробностей, диалогов и целых эпизодов. Для достижения установленного порога надо было сократить метраж ещё примерно на столько же, однако, по его убеждению, дальнейшее сокращение неизбежно вело к распаду драматургической и образной конструкции фильма, невозможным становилось воплощение заявленной в сценарии стилистики и т. д. Уступая нормам продолжительности фильма, пришлось бы отказаться от особого авторского видения. Во время съёмок Тарковский понял, что если продолжать снимать так, как они снимали (а режиссёр был убеждён, что только так нужно снимать и дальше, что темп изображаемой в картине жизни, степень насыщения её подробностями он нащупал правильно), то метража, установленного для двухсерийного фильма, никак не хватит. Выход один – сокращать сценарий.
Кино
Страны мира. Зрелищные виды искусства
Казахстан. Кинематограф
Кинемато́граф Казахста́на. В 1925 г. в Казахстане снят первый документальный фильм «Пятая годовщина Казахской АССР» (оператор Я. М. Толчан). В 1933 г. образована Казахстанская база «Союзкинохроники», в 1936 г. на её основе создана Алма-Атинская студия кинохроники («Казахфильм» отсчитывает свою официальную историю с 1934). Студия начала выпуск киножурнала «Советский Казахстан», а затем документальных фильмов. В 1938 г. на киностудии «Ленфильм» вышла игровая картина «Амангельды» о жизни одного из лидеров казахского революционного движения – Амангельды Иманова. Постановщиком выступил ленинградский режиссёр и художник М. З. Левин, роли исполнили казахские актёры. Этот фильм стал точкой отсчёта в истории игрового кино Казахстана. В сентябре 1941 г. в Алма-Ате организована Киностудия художественных фильмов, в ноябре она слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную объединённую киностудию (ЦОКС; существовала до 1944), выпустившую 80 % советских фильмов времён Великой Отечественной войны. В 1944 г. алма-атинские студии художественных фильмов и кинохроники объединились в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов, в 1960 г. студия получила название «Казахфильм». С начала 1990-х гг. возникают частные киностудии. С 1998 г. проводится Международный кинофестиваль «Евразия», с 2019 г. – Алматинский международный кинофестиваль. В 2019 г. создан Государственный центр поддержки национального кино.
Эмблема Алматинского международного кинофестиваля
События в сфере кинематографа
Роль Г. И. Куницына в судьбе фильма «Андрей Рублёв»
Роль Г. И. Куницына в судьбе фильма «Андрей Рублёв». Работа над литературным сценарием фильма «Андрей Рублёв» затянулась на 2 года – с весны 1962 до весны 1964 гг. Когда в Государственном комитете Совета министров СССР по кинематографии сценарий подвергли резкой идеологической критике, у Андрея А. Тарковского неожиданно нашёлся защитник в Центральном Комитете КПСС – заведующий сектором кинематографии Идеологического отдела ЦК Г. И. Куницын. Никто и не подозревал, что он так близко к сердцу принимал начавшееся тогда обновление в кинематографе. Так, «незаметно из рядового номенклатурного утёнка вырос прекрасный лебедь, поклонник истинного искусства и смелый его защитник» (Гордон А. В. Не утоливший жажды. Москва, 2007. С. 146).
Кино
1
2
3