Абдрашитов Вадим Юсупович
Абдраши́тов Вади́м Юсу́пович (19.1.1945, Харьков – 12.2.2023, Москва), российский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1992).
В 1959–1961 гг. учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1967 г. окончил Московский химико-технологический институт. В 1967–1970 гг. работал инженером. В 1974 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма и Л. А. Кулиджанова). Уже первые работы – пластический этюд «Репортаж с асфальта» (1971, документальный короткометражный фильм) и ироническая короткометражная трагикомедия «Остановите Потапова!» (1973, Главный приз кинофестиваля ВГИКа, приз «За лучшую режиссуру» Всесоюзного кинофестиваля «Молодость», 1975) – вызвали широкий общественный резонанс.
В жанре «судебно-следственных» драм В. Ю. Абдрашитов дебютировал фильмами «Слово для защиты» (1976, Приз за режиссуру Всесоюзного кинофестиваля, 1977; премия Ленинского Комсомола, 1979) и «Поворот» (1978), психологически раскрывающими осмысление несоответствия героев избранной ими роли в обществе. Тема переосмысления человеком собственной жизни продолжается в фильме «Охота на лис» (1980), в центре которого – характерный для 1970-х гг. образ положительного передового пролетария, на поверку оказывающегося примитивным «винтиком» системы. Жёсткая и парадоксальная социальная драма «Остановился поезд» (1982, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1984) стала знаком начинавшейся, но так и не состоявшейся андроповской «перестройки».
Режиссёр отошёл от реалистического подхода к материалу в сюрреалистической притче «Парад планет» (1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Авеллино, специальный приз Международного кинофестиваля в Сан-Ремо), раскрывающей коллективный портрет поколения сорокалетних, приходящих к неутешительному итогу прожитой жизни. Предвестием будущих времён стал фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986, «Золотая медаль сената» Венецианского кинофестиваля, 1987). Его герой – четырнадцатилетний сыщик, рациональный и практичный, лишённый эмоциональной чувствительности носитель нового типа нравственности, более характерного для эпохи 1990-х гг.
Реалистический и остранённо-метафизический подход к материалу сочетаются в картинах конца 1980-х – начала 2000-х гг. В фильме «Слуга» (1988, приз экуменического жюри и премия А. Бауэра «За фильм, открывающий перспективы в развитии кино» Берлинского кинофестиваля, 1989; Государственная премия СССР, 1991) режиссёр в аллегорической форме осмысливает взаимоотношения народа и власти в советскую эпоху. «Армавир» (1991) раскрывает состояние духовной катастрофы, произошедшей в начале 1990-х гг. с обществом, потерявшим нравственные ориентиры. «Пьеса для пассажира» (1995, приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля) иронически живописует образ постперестроечной реальности, где люди поменялись социальными ролями и «последние» стали «первыми». Среди самых больших удач В. Ю. Абдрашитова – «Время танцора» (1997, Гран-при Всероссийского кинофестиваля «Кинотавр», Специальный приз Международного кинофестиваля в Локарно), фильм-размышление о постчеченском синдроме, снова поневоле заставляющем людей менять ценностные ориентиры, искать новую духовную почву для самореализации. В сновидческой манере поставлен фильм «Магнитные бури» (2003, Приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого»; премии «Ника» и «Золотой орёл», 2004; премия Правительства РФ, 2005), траги-иронически переосмысливающий сюжет советской производственной драмы, погружённой в непонятные народу новые времена, где человек мечется в поисках врага и не может обрести его, а вместе с ним – и смысл жизни.
Во всех полнометражных фильмах постоянным соавтором Абдрашитова был сценарист А. А. Миндадзе.
Снимался в телефильме «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (2006). Продюсер фильма «Семь пар нечистых» (2018).
С 1995 г. преподавал во ВГИКе, с 2001 г. профессор.
С 1998 г. художественный руководитель студии «Арк-фильм» киноконцерна «Мосфильм».
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Специальная премия «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013). Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» кинофестиваля «Кинотавр» (2015).