Мыльная опера
Мы́льная о́пера (англ. soap opera), жанр драматических сериалов, зародившийся в США в 1930-х гг. на радио. В конце 1940-х гг. начал распространяться на телевидении. Мыльные оперы чаще всего относятся к мелодраматическим сериалам.
«Мыльными операми» такие произведения стали называть потому, что ранние радио- и телесериалы спонсировались производителями хозяйственных и косметических товаров (мыла и другой бытовой химии), которые рекламировали свою продукцию во время трансляций. На протяжении долгого времени основными покупателями таких товаров оставались женщины, поэтому мыльные оперы были ориентированы на женскую аудиторию. «Опера» в словосочетании «мыльная опера» означает пародию: «высшую драматическую форму, которая описывает низкое» (To be continued… 1995. P. 3–4).
Жанровые и нарративные особенности
Жанровые особенности мыльных опер следующие: фокус на эмоциональной и личной жизни персонажей; обращение к темам любви и семьи, одна локация действия; близкие аудитории герои, что позволяет зрителям идентифицировать себя с персонажами. Действующие лица мыльных опер часто плетут интриги, распускают сплетни, обманывают друг друга (To be continued… 1995. P. 4).
К структурным особенностям жанра относится большое количество серий, а также наличие рекапа – краткого пересказа событий предыдущего эпизода в начале следующей серии. Первые радио- и телевизионные мыльные оперы длились около 15 минут. Сегодня хронометраж серии может достигать 60 минут; средняя продолжительность эпизода – 30–45 минут.
Ядром аудитории мыльных опер считались женщины среднего класса в возрасте от 18 до 35 лет. Эта группа была наиболее лояльна к мелодраматическим сериалам (To be continued… 1995. P. 2), поэтому мыльные оперы до сих пор считаются «женским» жанром. Специфика аудитории обусловила место мыльных опер в сетке вещания: изначально сериалы транслировались в дневное время специально для домохозяек.
К особенностям нарратива мыльных опер относятся, например, горизонтальный тип развития сюжета (каждый эпизод драматургически связан с предыдущим), сложная система персонажей, у каждого из которых своя история (To be continued… 1995. P. 17), несколько сюжетных линий, которые могут пересекаться и соединяться в одну, медленное развитие сюжета, высокий уровень интриги, клиффхэнгер в конце серии. В сумме эти черты создают ощущение «бесконечности» сериала (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 228). Конфликт в мыльных операх часто строится на противостоянии добра и зла внутри семьи и/или сообщества (Geraghty. [2005]. P. 17).
История
Исследовательница темы М. Мателски называет пионерами жанра И. Филлипс (продюсер и сценарист), а также А. и Ф. Хаммерт (рекламные агенты, которые начали писать сценарии мыльных опер и продюсировать их). Они решили, что газетные и журнальные сериалы будут пользоваться успехом на радио, и стали адаптировать их для нового медиума.
Несмотря на Великую депрессию в США, рынок хозяйственных и косметических товаров продолжал существовать. Радио было релевантными медиумом для рекламы этих товаров, т. к. считалось, что основной аудиторией радиопрограмм были женщины, которые слушали радио для развлечения. Женщинам как домохозяйкам должны были быть интересны косметические и хозяйственные товары. Поэтому компании-производители мыла (например, Procter & Gamble, Colgate Palmolive Peet Company) стали спонсировать драматические сериалы (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 700). Первая мыльная опера «Нарисованные сны» («Painted Dreams», 1930–1943) вышла на радио WGN в 1930 г.
Если Филлипс считала, что в мыльных операх более важны характеристики персонажей и актёрское обыгрывание событий, чем сюжет, то Хаммерты, наоборот, делали акцент на сюжете. Их формула истории складывалась из следующих составляющих: фантазии о романе; герой или героиня, c которым могла идентифицироваться аудитория; саспенс, накаляющий атмосферу; все события происходили в знакомом аудитории сеттинге: в маленьком городе или сельской местности.
Такие сюжеты, которые предлагали слушателям надежды и жизненные цели, нашли отклик аудитории во время Великой депрессии, когда бедность, безработица и общий пессимистический настрой стали проблемами многих американских семей (The concise encyclopedia ... 2010. P. 701). Зрители могли идентифицировать себя с героями, поэтому передачи оказались очень популярны. К 1940-м гг. на них отводилось не менее 75 часов эфирного времени в неделю (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 358).
Ожидаемо мыльные оперы нравились не всем женщинам, поэтому сериалы неизбежно критиковали, при этом не только феминистки, но и сторонницы традиционных ценностей. Так, женское сообщество «Auntie Septics» заявляло, что мыльные оперы рассказывают о сексе, неудачном браке, разводах, что подрывает благополучие в семьях (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 702).
В 1940-е гг. утвердились три основные сюжетные характеристики: простые и понятные характеры; знакомый многим сеттинг; развитие действия вокруг сильных женщин (они страдали от происходящих событий, но в итоге одерживали победу над обстоятельствами), которые были либо профессионалами в своём деле, либо уважаемыми людьми в сообществе. Мужские персонажи изображались как более «слабые» (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 702).
Со временем в мыльных операх появлялись новые темы. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. росла популярность криминальных сюжетов (The concise encyclopedia ... [2010]. P. 702).
Первым опытом с телевизионными мыльными операми в 1949 г. стал сериал «Женщина, которую нужно помнить» («A Woman to Remember», 1949). Однако шоу было в эфире недолго, т. к. передача не нашла спонсоров. Вторым сериалом на телевидении стала адаптация мыльной оперы «Ма Перкинс» («Ma Perkins», 1942–1960), шоу спонсировалось Procter & Gamble, но тоже оказалось неудачным опытом (предположительно из-за того, что у аудитории уже было собственное видение сериала). По причине неуспеха адаптации компания Procter & Gamble решила создавать оригинальные телевизионные мыльные оперы. Первым таким шоу стала передача «Первые сто лет» («The First Hundred Years», 1950–1952) (To be continued… 1995. P. 37).
С 1960–1970-х гг. начались эксперименты с форматом: некоторые серии мыльных опер стали достигать часового хронометража: «Другой мир» («Another World», 1964–1999), «Дни нашей жизни» («Days Of Our Lives», с 1965). Расширялась и тематика: создатели пытались привлечь молодую аудиторию (To be continued… 1995. P. 38). Рынок развивался – производились новые сериалы; другие, очень популярные в одно время [«Даллас» («Dallas», 1978–1991)] закрывались. Мыльные оперы стали транслировать не только днём, но и вечером.
Из-за жанровых и сюжетных особенностей многие критики относят мыльные оперы к низкой культуре. Однако с 1980-х гг. мыльные оперы оказались предметом серьёзных научных исследований (To be continued… 1995. P. 3–6). Например, их часто рассматривают в контексте феминистской теории.
На телевидении были популярны не только американские мыльные оперы. В Китае высокий рейтинг был у сериала «Желание» («Ke Wang», 1990); у латиноамериканских и британских мыльных опер также был высокий рейтинг как в странах производства, так и за рубежом (To be continued… 1995. P. 2).
С 1980-х гг. популярность мыльных опер начала падать, в частности среди ядра аудитории, т. к. больше женщин стали полноценно работать и выбирать другие передачи на телевидении (рынок телепередач тоже активно развивался) (To be continued… 1995. P. 14). Кроме того, производители хозяйственных товаров стали спонсировать другие форматы (To be continued… 1995. P. 38–39). Исследователи С. Форд, Э. Де Косник и Л. Харрингтон считают, что мыльные оперы смогут продолжить свое существование, если изменятся в трёх направлениях: станут извлекать выгоду из истории (будут приглашать к участию «старых» героев), экспериментировать с производством и дистрибуцией, а также заимствовать идеи у разных аудиторий (The survival of soap opera ... [2011]. P. 21).
Мыльные оперы на российском телевидении
Первой мыльной оперой, которую показали на советском телевидении в 1988 г., стал бразильский сериал «Рабыня Изаура» («Escrava Isaura», 1976–1977). Другие наиболее важные для российской культуры мыльные оперы, выпущенные на отечественном телевидении, – сериалы «Богатые тоже плачут» («Los ricos también lloran», 1979–1980) и «Санта-Барбара» («Santa Barbara», 1984–1993).
Первой мыльной оперой российского производства стал сериал «Мелочи жизни» (1992–1995). С того момента было произведено множество мыльных опер (например, «Кармелита», 2005–2010, «Обручальное кольцо», 2008–2012 и др.). В отличие от США, мыльные оперы в России в первое время показывали преимущественно в вечернее время (Беленький. 2013. С. 11–15). Сегодня мыльные оперы (как оригинальные, так и переводные) продолжают транслироваться на российском телевидении.