Досталь Николай Николаевич
До́сталь Никола́й Никола́евич (род. 21.5.1946, Москва), российский кинорежиссёр, актёр, народный артист РФ (2008).
Сын кинорежиссёра Н. В. Досталя и виолончелистки, солистки Туркменской филармонии Джахантаб Алиевны Сарафи (1918–1946). Брат В. Н. Досталя. С 1964 г. помощник режиссёра и второй режиссёр на киностудии «Мосфильм». Тогда же начал сниматься в кино, в основном в ролях интеллигентных, но простодушных ребят. Известным Досталя сделал актёрский дебют, одна из главных ролей – Сашка Кригер в фильме «До свидания, мальчики» (1964). Снялся в главной роли в фильме «Морские рассказы» (1967) и в ряде эпизодов («Расплата», 1970; «Ехали в трамвае Ильф и Петров», 1971; «Человек на своём месте», 1972).
В 1971 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 1982 г. – режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Г. Н. Данелии). Дипломная работа – психологическая новелла «Ожидаются похолодание и снег» (1981) – вышла на всесоюзный экран и обратила на себя внимание критики.
В полнометражном фильме «Человек с аккордеоном» (1985), рассказывающем о не слишком удачливой жизни артиста оперетты, ставшего после войны инвалидом, режиссёр заявил тему взаимоотношений маленького человека с большой историей. Она звучит и в следующей ленте Н. Н. Досталя «Шура и Просвирняк» (1987, автор сценария совместно с А. Э. Бородянским).
Значительный успех Н. Н. Досталю принесла ироническая трагикомедия «Облако-рай» (1990; призы кинофестивалей «Кинотавр», в Локарно, приз «Золотой Овен», все – 1991) о засасывающей провинциальной жизни, из которой невозможно, некуда, а, по сути, и незачем вырваться. В этой же манере сняты картины «Маленький гигант большого секса» (1992, сценарий с А. Э. Бородянским), «Мелкий бес» (1995), «Полицейские и воры» (1997, сценарий совместно с Г. В. Николаевым), в которых режиссёр продолжил тему обычных, не слишком заметных людей, пытающихся выжить в ломающем их историческом или житейском водовороте.
В социальном детективе «Гражданин начальник» (2001) и триллере «Стилет» (2003) появились новые герои – хитрецы под маской простодушия, умеющие обойти любые тяжёлые, в том числе криминальные, обстоятельства.
Большой резонанс среди публики и в профессиональном сообществе, а также мировое признание принёс Н. Н. Досталю фильм «Штрафбат» (2004; Гран-при Международного кинофестиваля военного кино в Чебоксарах, 2004; Гран-при кинофестиваля «Виват, кино России!», Санкт-Петербург, Гран-при Международного кинофестиваля в Женеве, Гран-при Международного телевизионно-театрального фестиваля «Этот день Победы», премия «ТЭФИ», все – 2005). Тема войны, воплощённая режиссёром психологически выразительно, приобрела в этой ленте пацифистские обертоны.
В дальнейшем режиссёр обратился к многофигурным композициям, насыщенным остродраматическими, а порой и трагическими коллизиями. В их числе: биографическая лента о В. Т. Шаламове «Завещание Ленина» (2007; премия «ТЭФИ», 2007; премия «Золотой орёл», 2008; спецприз премии «Ника», 2008), историческая картина «Раскол» о противостоянии кланов Никона и Аввакума во времена правления Алексея Михайловича (2011; сценарий совместно с М. Н. Кураевым, спецприз премии «Ника», 2012).
Тему маленького человека, пытающегося определить свою судьбу в тревожном мире, Н. Н. Досталь продолжил в трагикомедии о провинции «Коля-перекати поле» (2005, сценарий с Г. В. Николаевым, Гран-при кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, Гран-при кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» в Астраханской области, оба – 2005; премия города Москвы в области искусства, 2007) и киноповести о временах сталинизма «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2008; Гран-при Московского Международного кинофестиваля, 2009).
В 2016 г. Н. Н. Досталь попробовал себя в жанре иронической религиозной притчи: фильм «Монах и бес» (2016; Гран-при кинофестивалей «Вече» в Великом Новгороде и «Покров» в Киеве, приз кинофестиваля «Виват, кино России!», Санкт-Петербург, все – 2016; Гран-при кинофестиваля «Встреча», Обнинск, 2017) саркастически трактует типичный для советского кино 1950-х гг. сюжет о перевоспитании личности – в данном случае перевоспитанию подвергается сам дьявол.
Автор сценария исторического триллера о русской эмиграции «Очарование зла» (совместно с А. Э. Бородянским, 2006).
Награждён орденом Святого Николая Чудотворца Украинской православной церкви (2016).