Россия. Искусство и культура. Кинематограф в России с конца 1910-х до начала 1930-х гг.
Кинемато́граф в Росси́и с конца́ 1910-х до нача́ла 1930-х гг. Советская власть придавала большое значение кинематографу как эффективному средству пропаганды и агитации.
Исторический очерк
К концу 1918 г. был налажен выпуск агитационных фильмов. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения» от 27 августа 1919 г. определил положение кинематографа в условиях «военного коммунизма». Создавались киностудии, ставшие в дальнейшем главными студиями страны: «Ленфильм», «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Начала успешно решаться проблема подготовки кинематографических кадров. В Москве в 1919 г. под руководством В. Р. Гардина организована первая в мире Госкиношкола. По образцу творческого коллектива, возникшего на базе мастерской Л. В. Кулешова, созданы коллективы, во многом определявшие развитие киноискусства в 1920-х гг. Другим источником пополнения кадров явилось новое поколение операторов фронтовой кинохроники: Э. К. Тиссэ, П. В. Ермолов, Дзига Вертов и др.
Дальнейший подъём кинопроизводства начался с введением новой экономической политики. В кино привлекался частный капитал, создавались киноорганизации со смешанным капиталом («Межрабпом-Русь», 1923). По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин, В. К. Висковский. Продолжали работать в кино Гардин, Ю. А. Желябужский, Ч. Г. Сабинский, А. В. Ивановский, А. Е. Разумный и др. Среди постановок выделялись исторические костюмные драмы – «Девятое января» Висковского (1925), «Декабристы» Ивановского (1926) и «Поэт и царь» Гардина (1927), инсценировки классики – «Коллежский регистратор» («Станционный смотритель») Желябужского и А. Н. Москвина (1925), «Катерина Измайлова» Сабинского (1926), а также авантюрные фильмы.
Однако главную проблему выработки киноязыка, соответствовавшего новой реальности, решало уже поколение 1920-х гг. Основным методом создания кинематографического образа стал монтаж (эксперименты первооткрывателя монтажного метода Кулешова – «Творимая земная поверхность», «Творимый человек»). Впервые в качестве явления искусства рассматривалось документальное кино, выдвинувшее Дзигу Вертова – одного из основоположников мировой кинодокументалистики. Признание приоритета монтажа над выбором темы явилось принципиальным для такого явления, как киноавангард 1920-х гг., объединяющий историко-революционные эпопеи С. М. Эйзенштейна («Стачка», 1924; «Броненосец "Потёмкин"», 1925; «Октябрь», 1927–1928), монтажные кинопоэмы Вертова («Кино – Глаз», 1924; «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира», 1926; «Человек с киноаппаратом», 1929), работы В. И. Пудовкина – апофеоз слияния народной массы с природной стихией («Мать», 1926; «Конец Санкт-Петербурга», 1927), «американизированные» фильмы Кулешова («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924; «По закону», 1926), драмы на материале современного быта Ф. М. Эрмлера и Э. Ю. Иогансона («Катька – Бумажный Ранет», 1926), А. М. Роома («Третья Мещанская», 1927) и Е. В. Червякова («Девушка с далёкой реки», 1927, утрачен), экранизации классики и исторические мелодрамы Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга («Шинель», 1926; «С. В. Д.», 1927), а также монтажные фильмы на материале хроники Э. И. Шуб («Падение династии Романовых», 1927; «Россия Николая II и Лев Толстой», 1928) и документальные фильмы-путешествия В. А. Ерофеева («Крыша мира», 1928; «Сердце Азии», 1929).
Заинтересованность государства в развитии кинематографа как средства пропаганды и агитации привела к возникновению и интенсивному развитию кинопроизводства в советских республиках. К концу 1920-х гг. там появились кинематографисты, чьё творчество оказало влияние на общесоюзный кинопроцесс (А. П. Довженко и И. П. Кавалеридзе на Украине, Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, М. К. Калатозов в Грузии, А. И. Бек-Назаров в Армении и др.).
Превращение (с помощью монтажа) запечатлённой на плёнке реальности в образ мира нашло признание в мировом киносообществе. Этому способствовало и то, что ведущие мастера монтажного кино являлись одновременно его теоретиками. Однако широкая аудитория предпочитала традиционную жанровую систему с жёсткой фабулой и индивидуальной интригой. Очень точно чувствовал запросы аудитории Протазанов, создавший на студии «Межрабпом-Русь» ряд психологических драм на материале предреволюционной и современной русской прозы – «Человек из ресторана» (1927, с участием М. А. Чехова), «Сорок первый» (1926), «Белый орёл» (1928, с участием В. И. Качалова и Мейерхольда), бытовых комедий «Закройщик из Торжка» (1925) и других, а также изящных иронических стилизаций на зарубежном «великосветском» материале – «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930), открывших для кино театральных актёров И. В. Ильинского, А. П. Кторова, В. П. Марецкую, М. И. Жарова. Протазанов не отвергал поиски киноавангарда, но вступал с ним в интенсивный диалог. На этом принципе была построена деятельность студии «Межрабпом-Русь». Благодаря политике её руководителя М. Н. Алейникова, унаследовавшего лучшие традиции кинопредпринимательства, студия производила кассовые фильмы, а из доходов финансировала эксперименты Пудовкина и первые опыты Б. В. Барнета.
Однако киноавангард воспринимал кассовый кинематограф как потакание вкусам «мелкобуржуазного» зрителя. В марте 1928 г. Эйзенштейн, Пудовкин, Роом, Козинцев, Трауберг и другие на 1-м Всесоюзном партийном совещании по кино призвали партийные органы установить контроль над кинопроизводством. Попытка реализации этого предложения на рубеже 1920–1930-х гг. имела катастрофические последствия. Солидарное с киноавангардом в оценке кассового кинематографа государство не устраивала недостаточная агитационно-пропагандистская эффективность самого киноавангарда. Усиливались упрёки в формализме. Директивно насаждался жанр «агитпропфильм» – искусственного объединения игрового и документального кино. Усилилась цензура – резко возросло число запрещённых к прокату фильмов. В 1932 г. после многочисленных переделок появился последний немой фильм Пудовкина «Простой случай» («Рассказ о простом случае» или «Очень хорошо живётся», снят в 1930) – киноутопия, выходящая за пределы монтажной стилистики. На полку легли утраченные впоследствии историко-революционная эпопея Н. П. Охлопкова с элементами эксцентриады «Путь энтузиастов» (другое название «Рабочий одного завода», 1930), а также несколько сатирических гротескных комедий А. И. Медведкина – одного из самых оригинальных мастеров этого жанра в советском кино.
Рекомендуемые статьи
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Первые годы звукового кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Предвоенный период
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Великая Отечественная война и послевоенные годы
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Эпоха «застоя»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Эпоха перестройки и постсоветский период
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова