Балабанов Алексей Октябринович
Балаба́нов Алексе́й Октябри́нович (25.2.1959, Свердловск, ныне Екатеринбург – 18.5.2013, Санкт-Петербург), российский режиссёр, сценарист.
В 1981 г. окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института, в 1990 г. – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Л. Н. Николаева, Б. Д. Галантера). В 1983–1987 гг. ассистент режиссёра на Свердловской киностудии. Дебютировал фильмами «Раньше было другое время» (1987) и «У меня нет друга» (1988), один из первых в советском кино затрагивал проблемы сексуальной жизни молодёжи. Значительной работой стал документальный фильм «О воздушном летании в России» (1989) – о маленьком провинциальном городе, создавшем себе вымышленную историю ради обретения статуса, скрывающего убогость существования. Первые полнометражные ленты – абсурдистские притчи «Счастливые дни» (1992) и «Замок» (1994). Короткометражная новелла «Трофимъ» (1995, киноальманах «Прибытие поезда») в парадоксальной форме рассказывает о ничтожном бытии «маленького человека», совершившего убийство; ленту отличают тонкая проработка фона, бытовых деталей московской жизни начала 20 в., точная работа с актёрами. На парадоксе построена и принёсшая Балабанову всенародный успех и культовую славу дилогия «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000), открывшая новый образ героя – киллера, отличающегося предельной честностью и нравственной надёжностью.
Балабанов – один из самых значительных режиссёров 1990–2000-х гг. – в эти годы сформировал авторский стиль, бросая вызов обществу, «соединяя несоединимое» и разрушая привычные представления о мире. Излюбленные герои Балабанова – маргиналы, в чьих судьбах воплощён крайне неоднозначный образ среды, обнаруживающей сложные социальные проблемы и смыслы. Притча «Про уродов и людей» (1998, премия «Ника» за лучший игровой фильм, 1999) в ироничной форме представила историю зарождения кинематографа в России, ярмарочно-балаганной природой пробудившего власть масс, породившего бездуховное пространство вседозволенности и приведшего страну к революции. Войне в Чечне посвящён фильм «Война» (2002), в острой и выразительной форме рисующий картину сосуществования народов. В духе чуть остранённого реализма, насыщенного тонкими ироническими деталями, сняты последующие фильмы, порождающие острое чувство трагической неразрешимости происходящего. В 2002 г. снимал фильм «Река» (о колонии прокажённых в глухой якутской тайге; в результате гибели исполнительницы главной роли картина не завершена). В фильме «Жмурки» (2005) в стиле трагикомедийного «ретро» впервые создан образ эпохи 1990-х гг. Сенсационным явился фильм «Груз 200» (2007) – размышление режиссёра об онтологическом трагизме российской ментальности. Тема морально-нравственного опустошения общества перед Октябрьской революцией 1917 г. – во главе угла в фильме «Морфий» (2008). Мрачный мир современной российской провинции, где «верхи» и «низы» повязаны тотальным отсутствием осознания греха, представлен в фильме «Кочегар» (2010). Фильм «Я тоже хочу» (2012) – своеобразное прощание с миром, в заключительном кадре которого – мёртвый человек, лежащий у заброшенной церкви (роль известного российского кинорежиссёра исполнил смертельно больной Балабанов). Среди других фильмов: документальный «Настя и Егор» (1989), «Американец» (2004, не завершён), «Мне не больно» (2006). Автор и соавтор сценариев своих фильмов.