Полока Геннадий Иванович
Поло́ка Генна́дий Ива́нович (15.7.1930, Самара – 5.12.2014, Москва), российский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1992), народный артист РФ (1998).
В 1947–1951 гг. учился на актёрском отделении Театрального училища имени М. С. Щепкина (курс М. О. Кнебель, Л. А. Волкова), в 1957 г. окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой).
С 1957 г. режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1960 г. на киностудии «Туркменфильм» по сценарию Ю. В. Трифонова снял фильм «Чайки над барханами» о строительстве водоканала; в результате обвинения Центральным комитетом Коммунистической партии Туркменской ССР в дискредитации героического подвига советского народа картина уничтожена. Приключенческий детский фильм «Капроновые сети» (1962, совместно с Л. А. Шенгелией) открывал парадоксальный подход к жизни, когда добро в любой момент может обернуться злом, и наоборот.
Тема меняющего маски мира стала сквозной в творчестве режиссёра. Начиная с картины о школе для беспризорников «Республика ШКИД» (1966; 2-я премия «За лучший детский и юношеский фильм» III Всесоюзного кинофестиваля, Ленинград, 1968) формировался индивидуальный почерк режиссёра, соединяющий театрализацию жизни со стихией трагикомического карнавала (как правило, на материале 1920-х гг.).
Радикальным экспериментом стал поставленный в форме открытого гротеска в нарочито условных декорациях фильм «Интервенция» (1968; вышел на экраны в 1987). Полока предпринял оригинальный опыт в области киноязыка, превратив фильм о советском разведчике «Один из нас» (1970) в тонкую пародию на предвоенные детективы 1930-х гг. В поставленной в традиционном ключе трагикомедии «Одиножды один» (1974) героем избран человек, всю жизнь творящий свой собственный карнавал и утративший индивидуальность.
Духом эксперимента пронизана созданная в стилистике гротескового хеппенинга теледилогия «Наше призвание» (1981; вышла на экраны в 1986) и «Я – вожатый форпоста» (1986). Пародийный детектив «А был ли Каротин?» (1989) повествует об эпохе 1920-х гг., когда все моральные нормы перевернулись с ног на голову, из-за чего и само проводимое главным героем следствие оборачивается драматическим абсурдом и теряет смысл.
В основе фильма «Возвращение "Броненосца"» по одноимённой повести А. Я. Каплера (1996; Приз президентского совета кинофестиваля «Кинотавр», в том же году) – исследование порождённого революционной стихией трагического человеческого типа – «железного» большевика. Фильм «Око за око» по мотивам повести «Седьмой спутник» Б. А. Лавренёва (2010) – драматическая история царского генерала, оказавшегося в водовороте революционного хаоса.
Под псевдонимом Е. Горащенко поставил телефильмы «Его отпуск» (1981, совместно с Ю. Н. Дубровиным) и «3 процента риска» (1984, совместно с В. М. Шределем).
Автор и соавтор сценариев некоторых своих фильмов.
Выступал также как актёр. Среди ролей: Генри Орланд (1969, «Рокировка в длинную сторону»), лорд Гертфорд (1972, «Принц и нищий»), профессор Волощук (1974, «Совесть»), дипломат (1974, «Совесть»).
Участвовал в документальных фильмах: «Владимир Высоцкий — киноактёр. Штрихи к портрету» (1988), «Герой советского народа. Павел Кадочников» (2005), «Анатолий Папанов. Неоконченная война» (2006), «Михаил Ершов. Навсегда в памяти» (2007), «Елена Майорова. Последняя весна» (2008), «Георгий Юматов. Трагедия офицера» (2011), «Марина Влади. Я несла свою беду» (2013), «Не сыграно, не спето» (2014) и др.
В 1974–1976 гг. главный режиссёр драматического театра Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В 1976–1980 гг. художественный руководитель студии музыкального фильма телевизионного творческого объединения «Экран».
Преподавал в Королевском колледже в Лондоне (1988–1991), во ВГИКе (руководил мастерской в 1989–2002).
В 1997 г. в Кеннеди-центре был организован ретроспективный показ фильмов Г. И. Полоки.
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2011).