Абуладзе Тенгиз Евгеньевич
Абула́дзе Тенги́з Евге́ньевич (თენგიზ ევგენის ძე აბულაძე) (31.1.1924, Кутаиси – 6.3.1994, Тбилиси), грузинский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1972), народный артист СССР (1980).
В 1943 г. окончил железнодорожный техникум, в 1946 г. – факультет театральной режиссуры Тбилисского театрального института (мастерская Г. А. Товстоногова и Д. А. Алексидзе), в 1953 г. – ВГИК (мастерская С. И. Юткевича).
Начинал как режиссёр-документалист. Дебют в игровом кино – лента о тяжёлой жизни в дореволюционной Грузии «Лурджа Магданы» (1955, совместно с Р. Д. Чхеидзе; приз за лучший короткометражный игровой фильм Каннского кинофестиваля, 1956), воспринятая как неореалистическое произведение, – принесла авторам успех в СССР и в мире.
Следующая работа Т. Е. Абуладзе – мелодрама «Чужие дети» (1958). Картина, лишённая привычных советскому сознанию моральных констант и выполненная в острой экспрессионистской манере, была отмечена призами международных кинофестивалей в Порретта-Терме и Тегеране (оба – 1960) и вызвала раздражение идеологически ангажированной критики на родине.
Режиссёр постарался «реабилитироваться» в истории о грузинском селе времён Великой Отечественной войны «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1962; Гран-при Международного кинофестиваля в Братиславе, 1964). Идиллия в стилистике «фильма-тоста» отличалась тонкой разработкой второго плана при полной бесконфликтности первого, что во многом стало определяющим принципом для «невершинного» кинематографа Грузии 1960–1980-х гг.
В дальнейшем Т. Е. Абуладзе обратился к жанру притчи. В 1967 г. поставил новаторскую для советского кино философскую драму «Мольба» (сценарий Т. Е. Абуладзе, Р. Квеселава, А. С. Салуквадзе; Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Ремо, 1974) о вечной духовной борьбе художника и дьявола, в которой художник постоянно чувствует себя в проигрыше, ибо не в силах исправить погрязающий в жестокости мир. Череда будто бы застывших графичных сцен постепенно затягивает зрителя в оторванное от реальности, метафизическое пространство.
Комедийная фантазия «Ожерелье для моей любимой» (1971, авторы сценария Т. Е. Абуладзе, А. Абу-Бакар, Т. Г. Мелиава; приз Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси, 1972), выдержанная в условно-декоративной «карнавальной» стилистике, саркастически представляет современную кавказскую ментальность с сохранившимися феодальными пережитками.
Своеобразной матрицей для философских размышлений автора о современности послужила притча о жизни в дореволюционном грузинском селе «Древо желания» (1976, сценарий Т. Е. Абуладзе совместно с Р. К. Инанишвили; Гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Риге, приз Международного кинофестиваля в Тегеране, оба – 1977; специальный приз Союза чехословацко-советской дружбы Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1978; Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели, премия «Давид ди Донателло» за лучший зарубежный фильм на экранах Италии, обе – 1979; приз Международного кинофестиваля в Кабуре, Франция, 1983).
Триумфальный успех принёс режиссёру фильм «Покаяние» [1984, вышел на экраны в 1987; авторы сценария Т. Е. Абуладзе, Н. Т. Джанелидзе, Р. Квеселава; Гран-при, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического (христианского) жюри Каннского кинофестиваля, Гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси, премия «Ника», приз Международного кинофестиваля в Чикаго, все – 1987]. Трагическая фантазия о сталинской эпохе была воспринята интеллигенцией как духовное знамя перестройки, едва ли не как величайший отечественный фильм, а режиссёр – как живой классик. Самый успешный фильм стал для Т. Е. Абуладзе последним.
С 1974 г. преподавал в Тбилисском театральном институте имени Шота Руставели.
Ленинская премия (1988).
Награждён орденами «Знак Почёта» (1971), Трудового Красного Знамени (1976).