#Кинематограф России
Кинематограф России
Тег

Кинематограф России

Кинематограф России
Найденo 24 статьи
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Конец 1960-х – 1-я половина 1980-х гг.
Росси́йский кинемато́граф в конце́ 1960-х – 1-й полови́не 1980-х гг. К концу 1960-х гг. возникла чёткая оппозиция массового и экспериментального кино. Для экспериментального кино характерны поэтика внутреннего монолога с её многообразием ассоциативных связей, смешение жанров, а для массового – тяготение к традиционным жанровым канонам, подчёркнутой объективизации и жёсткой фабульности. Массовая аудитория отдавала предпочтение жанрам авантюрного фильма, бытовой мелодрамы, трюковой комедии, усиливалось тяготение к сериальной продукции, стремительно развивалось телевизионное кино.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Эпоха перестройки и постсоветский период
Росси́йский кинемато́граф. Эпо́ха перестро́йки и постсове́тский пери́од. Во 2-й половине 1980-х гг. обнажились тенденции необратимого распада системы. Появление антитоталитарного фильма Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1984, вышел в 1987; Гран-при Каннского кинофестиваля, 1987; премия «Ника» за 1987, вручена в 1988) ознаменовало начало нового этапа в жизни страны и стало переломным в истории отечественного кино конца 20 в. Государство утрачивало контроль над системой кинопроизводства и проката. Элитарное и массовое кино вытеснены на телевидение и в видеопрокат. Господствовавшие на экранах 1990-х гг. криминальные телесериалы США и латиноамериканские мыльные оперы начали на рубеже десятилетий активно вытесняться сериалами отечественного производства. В конце 2000-х гг. возникли ленты религиозного содержания, а также жёсткие социальные драмы. Пандемия COVID-19 и локдауны ослабили кинопрокат, но дали импульс цифровизации киноиндустрии и развитию онлайн-платформ. Российские сериалы успешно интегрируются в мировое медиапространство. В 2021 г. киноиндустрия начала выходить из кризиса.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Кинемато́граф Росси́и в пери́од «о́ттепели». С 1953 г. значительно увеличилось количество выпускаемых фильмов, начала меняться кинематографическая эстетика. Особенности периода «оттепели» в кинематографе во многом определил диалог поколений: благодаря усилиям И. А. Савченко, М. И. Ромма, С. А. Герасимова во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова), а также работе И. А. Пырьева на посту директора «Мосфильма» в кинематограф влилась новая волна, изменившая лицо современного киноискусства.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Росси́йский кинемато́граф: пе́рвые го́ды звуко́вого кино́. Благодаря разработкам в области звукозаписывающей техники (советские инженеры П. Г. Тагер, А. Ф. Шорин) первые звуковые фильмы вышли на экраны на рубеже 1920–1930-х гг.: документальные фильмы «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Дзиги Вертова, «Олимпиада искусств» В. А. Ерофеева, «Пятилетка» (другое название «План великих работ») А. М. Роома (все фильмы – 1930). Первая удача звукового кинематографа – фильм Н. В. Экка «Путёвка в жизнь» (1931).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Росси́йский кинемато́граф: 2-я полови́на 1930-х – нача́ло 1940-х гг. Жанровая система во 2-й половине 1930-х гг., должна была всесторонне отразить идеальный образ государственной машины. Эту задачу решал историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Среди таких фильмов: «Ленин в Октябре» М. И. Ромма (1937), «Ленин в 1918 году» (1939; Сталинская премия 1-й степени за оба фильма за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Ромму, А. Я. Каплеру, Б. В. Щукину, Н. П. Охлопкову), «Пётр Первый» В. М. Петрова [1937, 1938; Высшая премия (особый диплом) Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Петрову, актёрам Н. К. Симонову, М. И. Жарову]; «Александр Невский» Эйзенштейна (1938; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Эйзенштейну, сценаристу П. А. Павленко, актёрам Н. К. Черкасову, А. Л. Абрикосову).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: Великая Отечественная война и послевоенные годы
Росси́йский кинемато́граф: Вели́кая Оте́чественная война́ и послевое́нные го́ды. С началом Великой Отечественной войны к октябрю 1941 г. основные киностудии («Мосфильм», «Ленфильм», «Союздетфильм», ныне Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького) были эвакуированы, а бóльшая часть операторов-кинохроникёров отправлена на фронт. Началось производство фильмов-плакатов (затем – боевых киносборников), где киногерои 1930-х гг. призывали зрителя дать отпор врагу. Модель идеального мира-праздника, созданная в предвоенном кино, стала метафорой цели – победы. События Великой Отечественной войны породили жанр «художественно-документального» фильма с непременным образом вождя в центре.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Ра́ннее ру́сское кино́. Первый игровой отечественный фильм – «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна», 1908, режиссёр В. Ф. Ромашков). С появлением первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911, режиссёры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков) отечественные фильмы стали успешно конкурировать с иностранными. Пробовали свои силы в кино крупнейшие режиссёры-новаторы: В. Э. Мейерхольд, К. А. Марджанишвили, А. Я. Таиров. После Октябрьской революции и окончательного установления советской власти многие кинематографисты эмигрировали. Впоследствии их творческая деятельность за рубежом оказала значительное влияние на развитие кинематографа Европы (Франции, Германии 1920-х гг.).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Россия. Искусство и культура. Кинематограф в России с конца 1910-х до начала 1930-х гг.
Кинемато́граф в Росси́и с конца́ 1910-х до нача́ла 1930-х гг. К концу 1918 г. был налажен выпуск агитационных фильмов. Создавались киностудии, ставшие в дальнейшем главными студиями страны: «Ленфильм», «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького. В 1919 г. организована первая в мире Госкиношкола. Среди крупнейших режиссёров: Л. В. Кулешов, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин, В. К. Висковский, В. Р. Гардин, Ю. А. Желябужский, Ч. Г. Сабинский, А. В. Ивановский, С. М. Эйзенштейн, Ф. М. Эрмлер, А. М. Роом, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Э. И. Шуб, Б. В. Барнет. В советских республиках к концу 1920-х гг. появились кинематографисты, чьё творчество оказало влияние на общесоюзный кинопроцесс: А. П. Довженко и И. П. Кавалеридзе на Украине, Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, М. К. Калатозов в Грузии, А. И. Бек-Назаров в Армении и др.
Кино
Страны мира. Кинематограф
Москва. Кинематограф
Кинемато́граф Москвы́. Москва – крупнейший в России центр киноиндустрии. Первые кинопоказы состоялись в 1896 г. Киностудии: «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, «Союзмультфильм» и др. Проводятся Московский международный кинофестиваль, Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (с 1995), Московский международный фестиваль архивных фильмов (основан в 1997 как кинофестиваль «Белые столбы», с 2021 современные название и статус) и др. Ежегодно вручаются Национальная кинематографическая премия «Ника» (с 1988), премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» (с 2003). Среди профильных учебных заведений: ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссёров, Московская школа кино (2012), Московская школа нового кино (2012).
Кино
1
2
3