Хлебников Борис Игоревич
Хле́бников Бори́с И́горевич (род. 28.8.1972, Москва), российский режиссёр, сценарист, продюсер.
В 1990–1991 гг. учился на биологическом факультете Московского городского педагогического университета, параллельно посещая показы и лекции в Государственном центральном музее кино, что предопределило его кинематографическую будущность: в 1996 г. окончил киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (мастерская М. П. Власова). В 1997 г. совместно с А. П. Попогребским снял короткометражный фильм «Мимоход», в 2000 г. самостоятельно – короткометражную драму «Хитрая лягушка». Работал главным редактором программы «Старый телевизор» телеканала «НТВ», программным директором фестиваля независимого документального и игрового кино «Кинотеатр.DOC». В 2000 г. снялся как актёр в короткометражном фильме С. В. Лучишина «Портрет», получившем первую премию конкурса Cinefondation Каннского кинофестиваля (2001).
В 2003 г. в соавторстве с Попогребским дебютировал полнометражным фильмом «Коктебель», созданном в жанре роуд-муви (история путешествия в Крым отца и сына). Фильм стал событием Московского Международного кинофестиваля (2003, специальный Серебряный Георгий, приз ФИПРЕССИ), а также завоевал награды международных кинофестивалей – Philip Morris Film Award Международного кинофестиваля в Карловых Варах (2003) и др. В картине дебютировал актёр Е. А. Сытый, впоследствии постоянный участник фильмов Хлебникова.
Фильм дал одноимённое название кинокомпании под руководством продюсера Р. Ю. Борисевича, при участии которой был создан ряд последующих картин режиссёра. В 2006 г. снял фильм «Свободное плавание», повествующий об истории взросления молодого человека на фоне провинциальной жизни приволжского города, охваченного безработицей. Фильм получил множество призов международных кинофестивалей: приз за режиссуру Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (2006), приз за лучший фильм программы кино из Восточной и Центральной Европы Международного кинофестиваля в Варшаве (2006), Национальную премию киноведов и кинокритиков «Белый слон» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура» по итогам 2006 г. Главную роль в фильме сыграл А. В. Яценко, постоянный актёр фильмов Хлебникова в дальнейшем.
В 2007 г. удостоен молодёжной премии «Триумф». В 2009 г. вместе с П. В. Бусловым, И. А. Вырыпаевым, А. А. Германом, К. С. Серебренниковым принял участие в «поколенческом» киноальманахе «Короткое замыкание» (новелла «Позор»); в 2008–2010 гг. креативный продюсер молодёжного телесериала «Любовь на районе».
Фильм, решённый в жанре городской трагикомедии, – «Сумасшедшая помощь» (2009), премьера которого состоялась в рамках программы «Форум» Берлинского кинофестиваля. Сюжетную основу фильма составила история белорусского гастарбайтера, ранее ставшая основой документального фильма-наблюдения «Уехал» (2006), снятого в соавторстве с В. Гай Германикой. С картины «Сумасшедшая помощь» началось сотрудничество режиссёра с актрисой А. Н. Михалковой, удостоенной за участие в фильме Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» в номинации «лучшая женская роль второго плана» (2009).
История героя, который не может вписаться в парадоксальные обстоятельства современного социума, нашла продолжение в фильме «Долгая счастливая жизнь» (2012), премьера которого прошла в рамках Берлинского кинофестиваля.
Ироничным «тусовочным» парафразом к собственному творчеству можно назвать малобюджетную сатирическую комедию «Пока ночь не разлучит…» (2012). На протяжении фильма два официанта обсуждают посетителей дорогого ресторана, известных медиа-персон: А. С. Долецкую, С. В. Шнурова, В. В. Уткина, А. А. Смирнову и др.
Наибольший успех связан с фильмом «Аритмия» (2017), с которого началось сотрудничество со сценаристом Н. В. Мещаниновой, определившее новый этап в творчестве режиссёра. Мелодрама из жизни супружеской пары провинциальных врачей переросла заявленные жанровые рамки и поднялась до уровня манифеста современного российского интеллигента, исповедующего идеалы гуманизма вопреки социальной и бюрократической рутине. Фильм стал несомненным лидером российского кино 2017 г., завоевав одновременно главный приз «Кинотавра», призы в основных номинациях Российской кинематографической премии «Ника» и премии «Белый слон» (все – 2017).
С 2018 г. Хлебников работает преимущественно в сериальном формате. Среди работ – современные городские истории (с А. Н. Михалковой в главных ролях): «Обычная женщина» (2018, премия «ТЭФИ» за лучший телевизионный фильм-сериал, 2019, и др.; премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший телевизионный мини-сериал (5-24 серий)», 2019; «Шторм» (2019, премия New York Festivals TV and Film Awards в категории Streaming drama; премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший сериал (5–24 серий)», 2020; специальный приз Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа за 2019 год», 2020, и др.), а также комедийный сериал «Товарищ Майор» (2021).
В 2023 г. вышел фильм «Снегирь» – вольная экранизация романа Г. Н. Владимова «Три минуты молчания», в которой действие перенесено в начало 21 в. Картина повествует о драматических событиях на борту рыболовецкого судна, где студенты питерской мореходки проходят летнюю практику. Фильм удостоен шести номинаций на премию «Ника» (лучший игровой фильм, лучшая режиссёрская работа, лучшая операторская работа, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана, открытие года).
Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов.
С 2014 г. работает как продюсер. Среди получивших известность сериалов – «Обычная женщина 2» (2020), «Пингвины моей мамы» (2021, Национальная премия киноведов и кинокритиков «Белый слон» за лучший сериал 2021 г., оба – режиссёр Н. В. Мещанинова,), «Почка» (2021, режиссёр М. Б. Шульгина), а также фильм «Нуучча» (2021, режиссёр В. Г. Мункуев, приз за режиссуру фестиваля «Кинотавр», 2021).
Преподаватель дисциплин «режиссёрское мастерство документального кино», «оценка актёрского дубля» в Московской школе кино (2012–2020). В 2021 г. стал одним из инициаторов создания киношколы полного цикла «Студия 24».
В 2010–2011 гг. был первым председателем Межрегиональной общественной организации «Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» («КиноСоюз»).
Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2003).