Урсуляк Сергей Владимирович
Урсуля́к Серге́й Влади́мирович (род. 10.6.1958, Петропавловск-Камчатский), российский кинорежиссёр.
Из семьи военнослужащего. В 1979 г. окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина; актёрский курс Е. Р. Симонова и В. К. Львовой), в дипломном спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова сыграл роль Чацкого.
В 1979–1981 гг. артист Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина (с 1981 Государственный театр миниатюр под руководством А. И. Райкина в Москве; в 1987 театр получил название «Сатирикон»; Урсуляк оставался в труппе до 1991). Среди ролей: Интеллигент («Лица» М. А. Мишина, 1984), Федя Расторгуев («Что наша жизнь?..» А. М. Арканова, 1986), Полибий («Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта, 1988).
В 1993 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская В. Я. Мотыля).
Как режиссёр дебютировал фильмом о жизни молодёжи начала 1970-х гг. «Русский регтайм» (1993; специальный приз жюри фестиваля «Кинотавр», 1993). Уже в этой ленте обозначился творческий почерк Урсуляка, характеризующийся тягой к созданию многофигурных композиций внутри особой, выстроенной на экране реальности, отмеченной чёткими стилевыми признаками и социальными приметами. Сознательно потопив сюжетные коллизии в обилии деталей, оттенков взаимоотношений между героями, режиссёр избежал какой-либо заданности и предсказуемости, последовательно погружая зрителя в экранный макрокосм. Основой художественного воплощения эпохи 1970-х гг. стало сочетание лёгкости мировосприятия с постоянным тревожным напряжением героев.
В фильме «Летние люди» (1995, экранизация пьесы М. Горького «Дачники»; Гран-при фестиваля «Кинотавр», 1996) Урсуляк иронично стилизовал дачную атмосферу русской интеллигенции начала 20 в., проводящей досуг в прекраснодушных беседах вне подлинного понимания окружающей действительности.
Острое столкновение сентиментальной трагикомедии и социально-карнавального гротеска в фильме «Сочинение ко дню Победы» (1998) стало для режиссёра радикальным художественным экспериментом. Последующие работы выдержаны в более реалистическом ключе. Стилизованное пространство 1930-х гг. демонстрирует телефильм «Неудача Пуаро» (2002). Тягостная картина духовного климата 1940-х гг. предстаёт в психологической мелодраме «Долгое прощание» (2004, по Ю. В. Трифонову; премия имени Мирона Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России «за виртуозный перевод прозы Юрия Трифонова на язык кино», 2004).
Всенародный успех принёс детективный телесериал «Ликвидация» (2007; премия «Ника», 2008; премия ФСБ России, 2008), воссоздающий колорит послевоенной Одессы. Остросюжетный телесериал «Исаев» (2009; премия ФСБ России, 2009) – своеобразная социальная сага постреволюционной эпохи.
Значительным творческим достижением стал телесериал «Жизнь и судьба» (2012, по одноимённому роману В. С. Гроссмана; премия «Ника», 2013; премия Правительства РФ в области культуры, 2015). В 2015 г. Урсуляк создал телеверсию романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». В фильме «Ненастье» (2018; премия «Золотой орёл» в номинации «Лучший телесериал», 2019) через образ российской провинциальной жизни начала 1990-х гг. режиссёр передаёт настроение этого нервного и неустроенного времени, едва ли не впервые анализируя раннюю постперестроечную эпоху в жанре киноромана. В жанре сатирического ретро создана экранизация произведений М. М. Жванецкого «Одесский пароход» (2019; премия «Золотой орёл» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал», 2020). В 2022 г. снял фильм «Праведник», основанный на реальной истории советского офицера, который в годы Великой Отечественной войны вывел с оккупированной территории за линию фронта более 200 евреев.
Наиболее успешные проекты в документальном кино: фильм о тюрьме для пожизненно осуждённых «Записки из мёртвого дома» (1997, совместно с В. К. Молчановым; премия «ТЭФИ», 1998) и глубокое исследование личности и судьбы Б. Н. Ельцина «Президент всея Руси» (1999–2000, совместно с Е. А. Киселёвым).
На рубеже 20–21 вв. работал над телевизионными программами и документальными циклами «Дог-шоу "Я и моя собака"», «Новейшая история», «Пёстрая лента» и др.
Автор и соавтор сценариев нескольких своих фильмов. Выступает как продюсер.
Государственная премия РФ в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного киноискусства» (2016).
Премия «Человек года» Федерации еврейских общин России «за вклад в искусство кино» (2008).