Каннский кинофестиваль
Ка́ннский кинофестива́ль (франц. Festival de Cannes), международный фестиваль в области кино, одно из крупнейших ежегодных событий в киноиндустрии. Проводится во французском курортном городе Канны с 1946 г. Место проведения – Дворец фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. Один из трёх старейших мировых киносмотров, относящихся к группе наиболее престижных фестивалей – категории «А». Параллельно с фестивалем проводится кинорынок Marché du film. Символ фестиваля – пальмовая ветвь.
История создания фестиваля
Идея проведения крупного форума «кино свободного мира» (Дунаевский. 2010. С. 25) впервые возникла в 1938 г. На тот момент уже 6 лет существовал Венецианский кинофестиваль – созданный по инициативе Б. Муссолини первый смотр мирового кинематографа, который стал частью действующей Венецианской биеннале. В 1938 г., накануне Второй мировой войны, на фестивале в Венеции разразился скандал: жюри под давлением германской делегации присудило награду итальянской военной драме «Пилот Лючано Серра» («Luciano Serra, pilota», 1938, режиссёр Г. Алессандрини) и немецкой документальной картине «Олимпия» («Olympia 1. Teil – Fest der Völker» / «Olympia 2. Teil – Fest der Schönheit», 1938, режиссёр Л. Рифеншталь). Представители делегаций разных стран выразили своё недовольство этим решением. Член жюри и представитель французской делегации – дипломат Ф. Эрланже, вернувшись во Францию, предложил властям создать собственный фестиваль в противовес Венецианскому (The history of the Festival ...).
Новый смотр должен был стать свободным от политики. Первый фестиваль планировали провести с 1 по 20 сентября 1939 г., а почётным председателем выбрали Л. Люмьера, однако форум отменили в связи с началом войны (Дунаевский. 2010). В программу несостоявшегося фестиваля были включены фильмы «Ленин в Октябре» (1937, режиссёр М. И. Ромм), «Волшебник страны Оз» («The Wizard of Oz», 1939, режиссёр В. Флеминг и др.), «Только у ангелов есть крылья» («Only Angels Have Wings», 1939, Г. Хоукс), «Юнион Пасифик» («Union Pacific», 1939, С. Б. Де Милль) и др. Лишь в 2002 г. организаторы воздали должное этим фильмам, наградив «Юнион Пасифик» почётной «Золотой пальмовой ветвью» (The history of the Festival ...).
К идее проведения Каннского кинофестиваля вернулись после завершения войны. Смотр проходил с 20 сентября по 5 октября 1946 г. В нём приняли участие более 500 гостей, которые привезли 44 полнометражные картины (Дунаевский. 2010). В состав жюри вошли 18 человек: по одному от каждой страны – участницы конкурса. СССР представлял актёр и режиссёр С. А. Герасимов. Коллективную награду на первом фестивале разделили между 11 полнометражными фильмами (Дунаевский. 2010):
«Короткая встреча» («Brief Encounter», 1945, режиссёр Д. Лин);
«Красные луга» («De røde enge», 1945, режиссёры Б. Ипсен и Л. Лауритцен);
«Город в долине» («Neecha Nagar», 1946, режиссёр Ч. Ананд);
«Рим – открытый город» («Roma, città aperta», 1945, режиссёр Р. Росселлини);
«Мария Канделария» («María Candelaria», 1943, режиссёр Э. Фернандес);
«Потерянный уикенд» («The Lost Weekend», 1945, режиссёр Б. Уайлдер);
«Великий перелом» (1945, режиссёр Ф. М. Эрмлер);
«Пасторальная симфония» («La symphonie pastorale», 1946, режиссёр Ж. Деланнуа);
«Люди без крыльев» («Muzi bez krídel», 1946, режиссёр Ф. Чап);
«Последний шанс» («Die letzte Chance», 1945, режиссёр Л. Линдтберг);
«Травля» («Hets», 1944, режиссёр А. Шёберг).
С этого момента фестиваль начал укреплять свой статус главного мирового смотра. Лишь в 1948 и 1950 гг. он не состоялся из-за финансовых проблем, а в 1968 г. форум отменили за несколько дней до завершения из-за студенческих волнений (Дунаевский. 2010).
В новейшей истории Каннский кинофестиваль не состоялся в 2020 г. из-за пандемии COVID-19. Часть фильмов, которые вошли в программы смотра, демонстрировали на других форумах и тематических показах. На следующий год фестиваль провели в июле, при строгом соблюдении эпидемиологических требований (Во Франции открывается Каннский кинофестиваль. 2021).
Порядок проведения и программы
Фестиваль проходит ежегодно в мае. Создатели фильмов могут подать заявки на участие в нескольких программах, но решение о том, в какую категорию отнести ту или иную картину, принимает отборочный комитет. Ежегодно члены отборочного комитета отсматривают до 2 тыс. фильмов (Дондурей. 2017). Секции фестиваля:
основной конкурс (En Compétition);
внеконкурсная программа (Hors Compétition);
«Особый взгляд» (Un Certain Regard).
Также фестиваль принимает заявки на участие в программе короткого метра, секции Cinef для различных киношкол и программе киноклассики (Cannes Classics), в которой демонстрируются отреставрированные фильмы. Параллельно в Каннах проходят показы программы «Двухнедельник режиссёров», созданной Обществом кинорежиссёров в 1969 г.
Каннский кинофестиваль определяет вектор развития современного мирового кинематографа и актуальные тренды, выбирает режиссёров, за которыми будет следить в течение многих лет (Дондурей. 2017). Попасть на показы могут только аккредитованные участники: билетов на сеансы в свободной продаже нет. По этой причине в каждый из фестивальных вечеров набережная Круазет заполняется людьми: многие из них держат в руках таблички с просьбой о приглашении.
Призы и известные победители
Впервые в качестве главного приза «Золотую пальмовую ветвь» вручили в 1955 г. В основном конкурсе также вручаются Гран-при, специальный приз жюри, награды за лучшую женскую и мужскую роли, приз за режиссуру и сценарий. Призы присуждаются и в других секциях смотра. Решающий вердикт по традиции выносит председатель жюри, который имеет право второго голоса. Кроме того, ежегодно выдающиеся кинематографисты получают почётные «Золотые пальмовые ветви» за вклад в профессию. Современный облик главный приз фестиваля приобрёл в 1998 г. Ветвь из 18-каратного золота весом 118 г была создана дизайнером и сопрезидентом швейцарского ювелирно-часового бренда Chopard К. Шойфеле. Приз, помещённый на постамент из огранённого кристалла, вручается в футляре из синего сафьяна.
С 2022 г. президентом фестиваля является А. Кноблох – первая женщина на этом посту (Keslassy. 2022). Она сменила на посту журналиста и медиаменеджера П. Лескюра. Директор фестиваля – Т. Фремо. За многолетнюю историю победителями фестиваля становились режиссёры В. Де Сика, О. Уэллс, Ф. Феллини, Л. Висконти, К. Лелуш, М. Антониони, Д. Линч, Э. Кустурица, А. Кияростами, Л. фон Триер, К. Тарантино и др.
Первой женщиной-режиссёром, удостоившейся высокой награды, стала Дж. Кэмпион за фильм «Пианино» («The Piano», 1992) (The Palme D'or ...). Дважды за историю фестиваля «Золотой пальмовой ветви» удостаивались фильмы: братьев Ж.-П. и Л. Дарденн [«Розетта» («Rosetta», 1999) и «Дитя» («L'enfant», 2005)], К. Лоуча [«Ветер, который качает вереск» («The Wind that Shakes the Barley», 2006) и «Я, Дэниел Блейк» («I, Daniel Blake», 2016)], М. Ханеке [«Белая лента» («Das weiße Band», 2009) и «Любовь» («Amour», 2012)] и Р. Эстлунд [«Квадрат» («The Square», 2017) и «Треугольник печали» («Triangle of Sadness», 2022)].
Советское и российское кино на фестивале
Многие советские картины участвовали в программе Каннского кинофестиваля. Режиссёр Л. А. Кулиджанов представлял фильмы «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1961). Режиссёр С. Ф. Бондарчук участвовал в программе с картинами «Они сражались за Родину» (1975) и «Борис Годунов» (1986). Режиссёр Г. Н. Чухрай представлял картины «Сорок первый» (1956; спецприз), «Баллада о солдате» (1959), «Жили-были старик со старухой» (1964). Режиссёр А. Ю. Герман участвовал с драмой «Хрусталёв, машину!».
Режиссёр А. А. Тарковский представлял в основном конкурсе фильмы «Андрей Рублёв» (1966; приз ФИПРЕССИ), «Солярис» (1972; Гран-при жюри, приз ФИПРЕССИ), «Сталкер» (1979; приз экуменического жюри), «Ностальгия» (1983; лучший режиссёр, приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри), «Жертвоприношение» (1986; Гран-при жюри, приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри). Режиссёр Н. С. Михалков представлял в основном конкурсе картины «Очи чёрные» (1987), «Утомлённые солнцем» (1994; Гран-при жюри, приз экуменического жюри), «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (2010). Режиссёр А. С. Кончаловский участвовал в фестивале с фильмами «Сибириада» (1978; специальный Гран-при жюри), «Поезд-беглец» (1985), «Стыдливые люди» (1987), «Курочка Ряба» (1994).
Среди участников фестиваля на протяжении истории были: Г. Н. Данелия, Э. А. Рязанов, Г. А. Панфилов, Р. У. Хамдамов, А. О. Балабанов. Единственная «Золотая пальмовая ветвь» за полнометражный фильм принадлежит советской картине «Летят журавли» М. К. Калатозова. За короткий метр награды получали: Ф. С. Хитрук [мультфильм «Остров» (1973)], Г. Я. Бардин [мультфильм «Выкрутасы» (1987)], А. Ф. Харитиди [мультфильм «Гагарин» (1994)].
Российские фильмы неоднократно принимали участие в Каннском кинофестивале. Режиссёр А. Н. Сокуров представлял в основном конкурсе фильмы «Молох» (1999), «Телец» (2001), «Русский ковчег» (2002), «Отец и сын» (2003; приз ФИПРЕССИ), «Александра» (2007). Режиссёр П. С. Лунгин представлял на фестивале ленты «Такси-блюз» (1990; приз за режиссуру, особое упоминание экуменического жюри), «Луна-парк» (1992), «Свадьба» (2000). Режиссёр А. П. Звягинцев представлял в основном конкурсе картины «Изгнание» (2007), «Левиафан» (2014; лучший сценарий), «Нелюбовь» (2017; приз жюри). В секции «Особый взгляд» Звягинцев участвовал с фильмом «Елена» (2011; приз жюри). Режиссёр К. С. Серебренников представлял в основном конкурсе фильмы «Лето» (2018), «Петровы в гриппе» (2020), «Жена Чайковского» (2022), в секции «Особый взгляд» – драму «Ученик» (2016). Российский и казахстанский режиссёр С. В. Дворцевой победил в программе «Особый взгляд» с фильмом «Тюльпан» (2008). Он также участвовал в основном конкурсе с картиной «Айка» (2018).
Участниками фестиваля становились ученики творческой мастерской А. Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Режиссёр К. А. Балагов представил в программе «Особый взгляд» дебютную полнометражную картину «Теснота» (2017; приз ФИПРЕССИ) и свой второй проект – «Дылда» (2019; лучший режиссёр, приз ФИПРЕССИ). Режиссёр К. Т. Коваленко – ещё одна ученица Сокурова – участвовала в программе «Особый взгляд» с драмой «Разжимая кулаки» (2020; главный приз секции).