Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Росси́йский кинемато́граф: 2-я полови́на 1930-х – нача́ло 1940-х гг. Жёсткая регламентация жизни общества отразилась в чёткости жанровой системы, определившейся во 2-й половине 1930-х гг. Она была призвана всесторонне отразить идеальный образ государственной машины.
Исторический очерк
Накануне Великой Отечественной войны одним из вариантов государственного эпоса стал историко-биографический фильм, в центре которого – вождь, лидер, направляющий массу по единственно правильному пути. Если в выпущенном к 20-летию Октябрьской революции 1917 г. фильме «Ленин в Октябре» М. И. Ромма (1937) герой наделён теми же человеческими, тяготеющими к эксцентричности чертами, что и Чапаев («Чапаев» братьев Васильевых, 1934, Гран-при Московского международного кинофестиваля, 1935; Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937) или Максим (1-я часть трилогии о Максиме «Юность Максима» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, 1934), то в следующем фильме – «Ленин в 1918 году» (1939; Сталинская премия 1-й степени за оба фильма за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Ромму, А. Я. Каплеру, Б. В. Щукину, Н. П. Охлопкову) образ вождя стал абстрактно-обобщённым, его энергия полностью направлена на борьбу с внешними и внутренними врагами Советского государства, а рядом с ним – монументальная фигура И. В. Сталина. Такой вариант героя-вождя стал основным в кино предвоенного периода. По пути монументализации пошли Козинцев и Трауберг (удостоенные вместе с Б. П. Чирковым в 1941 Сталинской премии 1-й степени за достижения последних 6–7 лет) в последующих сериях трилогии о Максиме – «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938), где герой становился соратником В. И. Ленина и Сталина. В исторических фильмах место центральных героев – предводителей восставших народных масс – заняли цари и полководцы: «Пётр Первый» В. М. Петрова [1937, 1938; Высшая премия (особый диплом) Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Петрову, актёрам Н. К. Симонову, М. И. Жарову]; «Александр Невский» Эйзенштейна с музыкой С. С. Прокофьева (1938; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Эйзенштейну, сценаристу П. А. Павленко, актёрам Н. К. Черкасову, А. Л. Абрикосову). Идеализированная реальность определяла себя не по отношению к прошлому или природной стихии, но по отношению к внешнему враждебному окружению. Нарастал мотив неизбежности войны, поэтому одно из ведущих мест в жанровой системе занял «оборонный» фильм. Увеличилось количество фильмов, тяготеющих к «шпионскому жанру» («Ошибка инженера Кочина» А. В. Мачерета, 1939). Фильмы о революционной борьбе зарубежного пролетариата модифицировались в антифашистские («Болотные солдаты» Мачерета, 1938; «Семья Оппенгейм» Г. Л. Рошаля, 1938).
Жёсткость жанрового канона повлекла за собой унификацию канона эстетического, превалировала эстетика условного жизнеподобия. Исключением оказался масштабный политический фильм-диспут Ф. М. Эрмлера «Великий гражданин» (1937, 1939; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Эрмлеру, актёрам А. И. Зражевскому, Н. И. Боголюбову), созданный на материале разгрома троцкистской оппозиции и убийства С. М. Кирова. Совпадающий с официальной версией событий, он исполнен неподдельного художественного темперамента.
Успеха добивались и авторы, стремившиеся к тщательно выписанной, драматургически и актёрски острой характерности персонажа: «Депутат Балтики» (1936; Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёрам И. Е. Хейфицу, А. Г. Зархи) и «Член правительства» (режиссёры Зархи, Хейфиц,1939); «Последняя ночь» (1936; Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Ю. Я. Райзману, актёрам И. Р. Пельтцеру, Н. И. Дорохину) и «Машенька» (1942; Сталинская премия 2-й степени за 1942, вручена сценаристу Е. И. Габриловичу, режиссёру Райзману, актрисе В. И. Караваевой в 1943); «Семеро смелых» (1936; почётный диплом Всемирной выставки в Париже, 1937), «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру С. А. Герасимову, актрисе Т. Ф. Макаровой) Герасимова.
В музыкальной комедии допускался некоторый отход от подобной эстетики. Г. В. Александров, испытавший сильное влияние американского кино, применил голливудские приёмы в фильмах «Цирк» (1936, Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937), «Волга-Волга» (1938; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет за оба фильма, вручена в 1941 Александрову, композитору И. О. Дунаевскому, актёрам Л. П. Орловой, И. В. Ильинскому), «Светлый путь» (1940). И. А. Пырьев свои комедии из колхозной жизни строил по принципам обрядово-фольклорного действа – «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Пырьеву, актёрам М. А. Ладыниной, Н. А. Крючкову), «Свинарка и пастух» (1941; Сталинская премия 2-й степени за 1941, вручена в 1942 Пырьеву, сценаристу В. М. Гусеву, оператору В. Е. Павлову, композитору Т. Н. Хренникову, актрисе Ладыниной). К. К. Юдин в фильмах «Девушка с характером» (1939) и «Сердца четырёх» (1941, выпуск 1945) тяготел к лирическому водевилю. А. В. Ивановский после костюмных экранизаций русской классики в раннем звуковом кино («Иудушка Головлёв», 1933; «Дубровский», 1936) использовал свой опыт оперного режиссёра в комедиях «Музыкальная история» (1940, совместно с Г. М. Раппапортом; Сталинская премия 2-й степени за последние 6–7 лет, вручена в 1941 режиссёру Ивановскому, актёрам З. А. Фёдоровой, Э. П. Гарину) и «Антон Иванович сердится» (1941). Фильмы имели огромный зрительский успех, особенно благодаря артистизму и обаянию Орловой, Ладыниной, З. А. Фёдоровой, В. В. Серовой, Л. В. Целиковской, Б. Ф. Андреева, Н. А. Крючкова, П. М. Алейникова, П. П. Кадочникова, С. Я. Лемешева, а также музыке и песням Дунаевского, братьев Даниила Я. Покрасса и Дмитрия Я. Покрасса, Хренникова, Г. С. Милютина, Д. Б. Кабалевского.
Постоянно росло количество кинотеатров и киноустановок (накануне Великой Отечественной войны их насчитывалось около 29 тыс.). Общий тираж фильмов составлял около 500 копий. Игровых фильмов выпускалось не более 50 в год (за исключением 1939, когда было снято 56).
Рекомендуемые статьи
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Первые годы звукового кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Возникновение советского кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху «застоя»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху перестройки и постсоветский период
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
Россия. Кинематограф для детей
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького