Гомогенность (в менеджменте)
Гомоге́нность в менеджменте, характеристика строения системы, при которой все её структурные элементы однородны и взаимозаменяемы, т. е. относятся к одному типу, обладают одними и теми же свойствами, а также имеют единое или схожее происхождение. Термин «гомогенность» происходит от греч. ὁμογενής, что означает «однородный», «равный», «одинаковый». Главным образом это понятие используется в физике и физической химии для описания однородных смесей и систем. Гомогенность противопоставляется гетерогенности системы, т. е. системе с разнородными структурными элементами.
Как основополагающая характеристика целостных суверенных (внутренне согласованных) систем гомогенность является предпосылкой для возникновения феномена единства (например, в группах, в системах, в менталитете и воззрениях) и часто встречается в исследованиях, посвящëнных особенностям преемственности языка и религии. В рамках системы государственного управления также выделяют принцип гомогенности, который выражается в преимуществе федерального права над региональным: единство государства и всеобщая подчинëнность институтов власти основному закону проявляется в соответствии и соподчинëнности регионального законодательства федеральному. С точки зрения управления компанией гомогенность является базовой характеристикой для исследования особенностей внешней и внутренней среды организации, анализ которых способствует принятию стратегических и оперативных решений руководством.
В частности, выбор стратегии организации зависит от анализа еë внешнего окружения, общие характеристики которого рассматриваются в литературе по стратегическому менеджменту и экономике такими авторами, как Ф. Эмери, Э. Трист, Р. Бламберг, Г. Б. Клейнер, А. Т. Зуб (Морозова. 2022. С. 391–400). В частности, одним из параметров сложности внешней среды организации является «гомогенность/гетерогенность», в котором однородность внешнего окружения проявляется в содержании элементов сходных размеров с похожими целями, намерениями, структурами и способами управления, а также одинаковыми сферами деятельности. Высокая степень однородности социального окружения определяется как внешняя среда низкой степени сложности. В этом случае для организации не представляет трудности однозначно еë оценить и предсказать происходящие в ней изменения, выявить характер взаимосвязей между еë элементами и учесть границы и условия их функционирования на рынке, что существенно упрощает принятие стратегических решений руководством компании и делает взаимодействие с внешней средой более последовательным.
В настоящее время в глобальном мире актуальна также дихотомия гомогенности – гетерогенности структурного состава группы и еë роли в формировании сплочëнного коллектива. При этом обсуждается, в какой степени члены группы для повышения своей эффективности должны принадлежать к разным расам, социальным слоям, полам и придерживаться различных взглядов или, напротив, быть идентичными по этим параметрам. По мнению американского психолога И. Д. Ялома (род. 1931), в группах, объединëнных по схожему признаку или признакам, наблюдается более комфортная психологическая атмосфера, способствующая их сплочённости и эффективности. Противоположную точку зрения выдвигает американский психолог К. Рудестам (род. 1942), который утверждает, что в более гомогенных группах участникам сложнее генерировать новые идеи, поскольку они с самого начала нацелены на минимизацию противоречий и конфликтных ситуаций, без которых уровень групповой динамики стремительно снижается. В целом частичная гомогенность и частичная гетерогенность чаще оказываются предпочтительными в рамках организации совместной работы людей, поскольку они стремятся нивелировать недостатки двух крайних подходов.