Мшанская Ольга Феликсовна
Мша́нская О́льга Фе́ликсовна [12(24).12.1899, Москва – 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российская певица (меццо-сопрано), педагог, заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1960).
Дочь певицы Надежды Николаевны Соколовой-Мшанской (выступала как Соколова), ученицы Е. А. Лавровской, солистки московского Большого театра, педагога, и Феликса Александровича Мшанского, железнодорожного служащего, музыканта-любителя. В семье нередко устраивались домашние концерты, ставились отрывки из опер.
Пению училась у матери. В возрасте 12 лет переехала вместе с семьёй из Москвы в Нижний Новгород, где окончила Оперную студию. Дебютировала здесь в 1918 г. (под псевдонимом Миланская) на сцене Городского театра с гастрольной оперной труппой под управлением дирижёра Е. Л. Гуревича в партии Зибеля («Фауст» Ш. Гуно). В 1918–1920 гг. солистка московского Театра Совета рабочих депутатов (бывшая Опера С. И. Зимина). В 1920 г. Мшанская была принята в московский Большой театр, однако по совету Ф. И. Шаляпина, услышавшего её на одном из концертов, переехала в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где поступила в Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).
В 1920–1959 гг. солистка ГАТОБа, дебютировала в партии Нежаты в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Обладала «сильным голосом тёплого тембра, хорошего наполнения, с ровными, "сглаженными" переходами из регистра в регистр» (Корыхалова. 1990. С. 111). Лёгкость звучания верхних нот и одновременно наличие глубоких контральтовых «низов» позволяли ей с равным успехом петь партии для высокого меццо-сопрано и для контральто. «Мшанская всегда умела донести до слушателя поэтическое слово, отличалась ясной, чёткой дикцией. Ко всему этому Ольга Феликсовна была хороша собой <...> И играла она крупно, выразительными мазками» (Корыхалова. 1990. С. 111).
Среди лучших партий: Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Фёдор, Марина Мнишек, Шинкарка («Борис Годунов» Мусоргского), Любаша, Лель, Солоха («Царская невеста», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова), Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Амнерис, Ульрика, Азучена («Аида», «Бал-маскарад», «Трубадур» Дж. Верди), Графиня, Любовь, Ольга («Пиковая дама», «Мазепа», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Клариче («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Колдунья («Русалка» А. Дворжака). Исполняла партии в операх «Валькирия» (Швертлейта), «Золото Рейна» (Фрикка), «Гибель богов» (Вальтраута), «Лоэнгрин» (Ортруда) Р. Вагнера. Создала образы в советских операх: «В бурю» (Аксинья) и «Мать» (Ниловна) Т. Н. Хренникова, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (Евфросинья; Сталинская премия 2-й степени за 1950, присуждена в 1951), «Чёрный яр» (Олимпиада) и «Орлиный бунт» (Екатерина) А. Ф. Пащенко, «Князь-озеро» И. И. Дзержинского (Степанида), «Щорс» Г. К. Фарди (Матули), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (Груня). Пела на сцене московского Большого театра в операх «Мазепа» Чайковского (1954–1955), «Хованщина» Мусоргского (1957).
Выступала как концертная певица. Репертуар включал арии из опер «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, «Мать» В. В. Желобинского, «Граф Нулин» Н. М. Стрельникова, «Сказание о Шота Руставели» Д. И. Аракишвили, номера из музыки А. С. Аренского к инсценировке поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Среди вокально-симфонических произведений, в исполнении которых Мшанская принимала участие: Реквием В. А. Моцарта, Реквием Дж. Верди, Симфония № 9 и Торжественная месса Л. ван Бетховена, «Манфред» Р. Шумана, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, «Песни Гурре» А. Шёнберга, Симфония № 1 А. Н. Скрябина, кантаты «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова, «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, «Александр Невский» С. С. Прокофьева, сюита «Фавн и пастушка» И. Ф. Стравинского. В камерный вокальный репертуар входили песни и романсы Ф. Листа, И. Брамса, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, А. С. Аренского, Н. А. Римского-Корсакова, Н. К. Метнера, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича («Испанские песни»). Принимала участие в концертном исполнении оперы Б. Бриттена «Питер Граймс» (1964, последнее выступление певицы в Большом зале Ленинградской филармонии). Пела под управлением О. Клемперера, Б. Вальтера, Х. Кнаппертсбуша, Е. А. Мравинского.
В 1924 г. гастролировала в Варшаве и Берлине; в 1946 г. в составе концертной бригады, обслуживающей дислоцированные за рубежом части Советской Армии, посетила Польшу и Восточную Германию.
С 1948 г. преподавала в Ленинградской консерватории (с 1962 доцент). Среди учеников – Г. А. Туфтина, Н. Н. Терентьева. Занималась подготовкой вокальных кадров Бурятской АССР, составивших основу труппы Бурятского театра оперы и балета.
С участием Мшанской записаны (по трансляции из ГАТОБа) оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Бабариха, 1956, дирижёр С. В. Ельцин), «Бал-маскарад» Дж. Верди (Ульрика, 1957, дирижёр Э. П. Грикуров). В её исполнении записаны арии и сцены из опер, романсы и песни И. Брамса («Данко»), М. И. Глинки («К ней»), Т. Н. Хренникова («Как соловей о розе»), финская народная песня «На взморье» (гармонизация и русский перевод И. С. Миклашевской), венгерская песня «В поле под явором». Фирмой «Мелодия» выпущена сольная грампластинка певицы (1979), в которую вошли сцены из оперы «Русалка» А. Дворжака, речитатив и ария Любавы («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), две песни Лауры («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Гадание Марфы («Хованщина» М. П. Мусоргского), ария Любаши («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), ария Ратмира («Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
Дочь – Галина Евгеньевна Мшанская (род. 1935), журналист, музыкальный редактор Ленинградского телевидения; жена О. В. Басилашвили.