Шехтель Фёдор Осипович
Ше́хтель Фёдор О́сипович (до принятия православия в 1915 – Франц Альберт Шехтель) [26.7(7.8).1859, Санкт-Петербург – 7.7.1926, Москва], российский архитектор, художник-декоратор, график, сценограф, академик Императорской Академии художеств (1902), статский советник (1909). Один из ведущих архитекторов стиля модерн в России, внёсший вклад в развитие всех его направлений.
Происходил из рода обрусевших немцев-католиков, приехавших в Россию в конце 18 в. и с начала 19 в. проживавших в Саратове. Семья играла видную роль в общественной жизни города: дядя архитектора, Франц Осипович Шехтель (1806–1867), саратовский купец 1-й гильдии, был одним из учредителей первого в Саратове литературно-музыкального «Немецкого танцевального клуба» (1840) и Саратовского коммерческого клуба (1858), построил в городе летний театр (1859), организовал увеселительный сад. Отец, Осип Осипович Шехтель (1822–1867), выпускник Санкт-Петербургского практического технологического института (1841), до конца 1865 г. проживал в Санкт-Петербурге, был торговым партнёром старшего брата. 9(21) февраля 1855 г. женился на Розалии Доротее (Дарье Карловне), урождённой Гетлих (1830–1887). В 1866 г. О. О. Шехтель стал антрепренёром открытого в этом году саратовского Городского театра.
После смерти Ф. О. и О. О. Шехтелей семья осталась без средств к существованию. Заботу о вдове О. О. Шехтеля и его детях взял на себя саратовский купец 1-й гильдии потомственный почётный гражданин Т. Е. Жегин (1824–1873), женатый на старшей дочери Ф. О. Шехтеля Екатерине Францевне (1832–1894). По протекции Жегина мать архитектора была определена экономкой в дом П. М. Третьякова в Москве, где служила в 1871–1878 гг.
В 1871–1873 гг. Ф. Шехтель учился в Саратовской мужской гимназии (средства на обучение выделил Жегин), в 1873–1875 гг. – в четырёхклассном подготовительном училище при Тираспольской римско-католической духовной семинарии в Саратове.
В 1875 г. переехал к матери в Москву и в 1876 г. поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у Д. Н. Чичагова. В училище он познакомился с И. И. Левитаном, Н. П. Чеховым и другими художниками, с которыми сотрудничал впоследствии. В 1878 г. за плохую посещаемость отчислен из училища, не завершив обучения.
В доме П. М. Третьякова Ф. Шехтель познакомился с архитектором А. С. Каминским, с которым сотрудничал до 1887 г. В соавторстве с Каминским он выполнил свои первые проекты: фасад здания Исторического музея в русском стиле (1875, для конкурса, не осуществлён), особняк П. В. Щапова в формах неоренессанса на Немецкой улице (реализован в 1878, по другим данным, 1884; ныне Бауманская улица, 58).
Занимался оформлением и иллюстрированием журналов и книг, созданием афиш, работал в качестве штатного художника в юмористическом журнале «Сверчок». Свои рисунки он подписывал инициалами Ф. Ш. или псевдонимом Финь-Шампань, который придумал его друг А. П. Чехов. Эта часть творческого наследия архитектора почти не сохранилась, за исключением двух графических альбомов и разрозненных эскизов. В 1882 г. Шехтель начал работать с антрепренёром М. В. Лентовским, создавая костюмы и декорации к театральным спектаклям в театре сада «Эрмитаж» (1882–1890). В 1883 г., во время торжеств в честь коронации императора Александра III на Ходынском поле, Лентовский поставил аллегорическое шествие «Весна-Красна», оформление которого также исполнил Шехтель. Архитектор занимался книжной и театральной графикой до 1892 г., когда его сотрудничество с Лентовским завершилось.
С 1882 г. Ф. Шехтель начал самостоятельную архитектурную деятельность, но без диплома архитектора он не обладал правом на ведение строительных работ. С этим связан тот факт, что большая часть его ранних построек находится за пределами Москвы и исполнена по частным заказам (подробнее об этих ограничениях см.: Устав строительный, изменённый по продолжениям 1876 и 1879 гг. ... Санкт-Петербург, 1881. Ст. 195. С. 53). Лишь в 1894 г. Шехтель представил проект особняка З. Г. Морозовой – более 700 графических листов – в качестве экзаменационной работы в Техническо-строительный комитет при Министерстве внутренних дел и получил свидетельство о праве производить работы по гражданской, строительной и дорожной частям: оно давало ему право подписывать проекты (как «техник архитектуры») и руководить строительными работами.
Ранние архитектурные проекты Ф. Шехтеля выполнены в духе исторических стилей: работы в загородных имениях С. П. фон Дервиза (из рода Дервизов) – Кирицы, Соха и Старожилово (основные работы в 1883–1889); дома А. А. Локалова и П. Д. Иродова в селе Великое (1888–1890), и др. В этих постройках комбинируются различные стилевые элементы, что характерно для архитектуры эклектики: так, главный дом усадьбы Кирицы сочетает в себе элементы средневекового западного зодчества, барокко и древнерусского «узорочья».
В Москве архитектор занимался отделкой интерьеров главного дома во владении С. П. фон Дервиза на Садово-Черногрязской улице (1888–1890), изменением фасада и перестройкой дома А. А. Левенсона на Петровке (1890), возведением собственного дома на Санкт-Петербургском шоссе (1889; все не сохранились). Существенное место в ранний период творчества Шехтеля занимало проектирование культовых зданий: в Москве им были выстроены часовня для отпевания умерших при евангелическо-лютеранской церкви Святых Петра и Павла (1892), сочетающая мотивы русского и неовизантийского стиля часовня-памятник над захоронением Т. С. Морозова и М. Ф. Морозовой и железная сень над фамильным участком Морозовых в духе неоготики на Рогожском кладбище (1889–1891), часовня в русском стиле в память о дне бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны при храме Святого Василия Кесарийского (1899–1902, снесена вместе с храмом в 1935) и др.
Расцвет Шехтеля как архитектора связан с распространением стиля модерн. В 1890-е гг. в его творчестве доминировали проекты в неорусском и неоготическом стиле. К первым относятся деревянные постройки в Москве и Нижнем Новгороде для торжеств 1896 г. в честь коронации Николая II: оформленные мотивами ярославского зодчества 16–17 вв. Царский павильон станции «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги, обелиски у Тверской заставы, оформление 1-й Тверской-Ямской улицы, праздничный павильон на Триумфальной площади в Москве; отделка Главного дома, Царской лестницы и пристани, въездные ворота на Нижегородской ярмарке (все не сохранились). В неорусском стиле также созданы проекты Народного дома в Москве (1897; в эллипсовидном объёме должны были разместиться театр, читальня и библиотека, магазины и аудитории для занятий), деревянного театра в Сокольниках, серия типовых проектов деревянных народных театров (все не реализованы). Церковь Спаса Нерукотворного в г. Иваново (1898–1903, разрушена в 1937) оформлена мотивами древнерусского и византийского зодчества: тройные арочные окна, мозаичные орнаменты, гранёные барабаны, увенчанные шлемовидными куполами; росписи иконостасов выполнены палехскими мастерами. В 1897–1907 гг. разработана внутренняя отделка, иконостас и предметы убранства для церкви Святого Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве. По мнению Е. И. Кириченко, эта работа положила начало неорусскому стилю в церковном искусстве (Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля. Москва, 2015. С. 144).
Поворотным моментом в творчестве Ф. Шехтеля стала работа над проектом особняка З. Г. Морозовой на Спиридоновке (реализован в 1893–1898) – шедевром московского модерна, выполненным по мотивам английской готики. Здесь использованы новаторские для своего времени приёмы: отход от фронтального расположения здания относительно красной линии улицы, асимметричная композиция фасадов и свободное перетекание их плоскостей одной в другую, свободная планировка, которая обусловливала разноплановость фасадов. В этой постройке впервые появляется характерный для зрелого творчества Шехтеля приём: намеренное укрупнение отдельных элементов фасада (большое стрельчатое окно, обрамлённое башенками). Здание отличается стилистическим единством внешнего и интерьерного оформления: живописные панно и скульптурные группы авторства М. А. Врубеля органично вписываются в архитектурную среду. Постройка принесла Шехтелю известность и целый ряд заказов на работы в духе неоготики в Москве: особняк Н. В. Кузнецовой на 1-й Мещанской улице (1894–1896, перестроен), дача И. В. Морозова в Петровском парке (1895, не сохранилась, интерьеры ныне в особняке А. В. Морозова в Подсосенском переулке, 1895), и др. В формах неоготики также выстроен собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896, 1904).
В 1900-е гг. в творчестве Ф. Шехтеля преобладали постройки в духе романтического модерна, отличавшиеся свободной стилизацией исторических прототипов. В 1901 г. Шехтель спроектировал в неорусском стиле четыре деревянных павильона русского отдела для Международной выставки в Глазго (не сохранились): за счёт выразительности немногочисленных деталей, образной стилизации отдельных элементов и выразительного колорита был создан ансамбль, принёсший архитектору известность за пределами России. Эти же мотивы использованы в здании Ярославского вокзала в Москве (1902–1904), где асимметричная композиция фасада напоминает о монастырских ансамблях Русского Севера. При строительстве применены металлические конструкции и железобетон.
В это десятилетие в Москве созданы особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице (1900–1903), особняк А. И. Дерожинской в Штатном переулке (1901–1904; ныне Кропоткинский переулок), особняк П. П. Смирнова на Тверском бульваре (1901–1905) и др. В этих постройках заметно влияние европейского модерна, прежде всего – переосмысленного Шехтелем творчества Й. М. Ольбриха. Здания отличаются асимметричной, но уравновешенной композицией, формированием объёма «изнутри» – выделением композиционного центра, вокруг которого организованы остальные части постройки, что обусловливало асимметрию фасадов и варьирующуюся высоту помещений. Шехтель отошёл от традиционной для русских особняков 19 в. анфиладной планировки, все помещения группировались вокруг парадной лестницы или центрального вестибюля. В оформлении интерьеров использовались приёмы сценографии, их декор в каждом случае весь выдержан в определённой теме (античные мотивы в особняке Дерожинской, восхождение от дольнего мира к горнему в особняке Рябушинского и т. д.).
В 1902 г. Шехтель по заказу С. Т. Морозова перестроил здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке, выполнив также эскизы занавеса и символики (эмблему с чайкой для билетов, афиш и др.).
Ф. Шехтель строил доходные дома в Москве (Н. С. Кана на Малой Никитской, 1901; Л. В. и А. И. Шамшиных на Знаменке, 1909, и др.), в оформлении которых также использованы приёмы романтического модерна.
Не менее важную роль архитектор сыграл в становлении рационалистического направления в русском модерне, осмыслявшего эстетические и функциональные возможности новых конструкций, в частности каркасных сооружений. Ф. Шехтель отошёл от вариаций на тему архитектурного наследия, облик здания теперь определялся его конструктивными особенностями. К числу построек в русле рационального модерна относятся типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907–1909), торговый дом Московского купеческого общества на углу Малого Черкасского переулка и Новой площади (1909–1911), доходный дом Строгановского училища (1904–1906). Основными приёмами в оформлении фасадов стали ритм горизонтальных и вертикальных членений при отказе от ордерных элементов, а также крупные окна, занимающие бо́льшую часть плоскости стены. В некоторых случаях архитектор все жё применял стилизованные мотивы исторических стилей: так, комплекс банка Рукавишниковых в Нижнем Новгороде (1913–1916) включает отдельные декоративные детали в духе неоготики.
В конце 1900-х – начале 1910-х гг. Шехтель обратился к неоклассицизму, сочетая классицистический декор с композиционными приёмами модерна. Таковы собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), особняк И. И. Миндовской во Вспольном переулке (1913) и кинотеатр «Художественный» (перестройка, 1913; сохранился с утратами) в Москве, библиотека имени А. П. Чехова в Таганроге (1910–1914), и др.
После Октябрьской революции 1917 г. авторитет Шехтеля оставался высок, но заказов он почти не получал. В 1920–1922 г. руководил Художественно-производственной комиссией Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства, которая занималась внедрением художественных решений в различных отраслях промышленности: организовал в Научно-техническом клубе цикл лекций по теме «Искусство в производство», конкурсы на создание плакатов и эмблем. Возглавляемая Шехтелем комиссия, по оценке Л. В. Сайгиной (Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля. 2015. С. 181), сыграла важную роль в формировании таких жанров революционного искусства, как агитационные фарфор и текстиль. С 1921 г. член Архитектурной секции Московского комитета государственных сооружений. В 1923 г. стал председателем выставочного комитета Общества друзей Музея имени А. П. Чехова и принимал участие в подготовке к празднованию 100-летия со дня открытия Малого театра (разработка памятного знака, проект реконструкции театрального здания, оформление брошюр и программ и т. д.); участвовал в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (член жюри конкурса на художественный плакат). Для выставки создан последний реализованный проект архитектора: павильон Туркестана, стилизованный в духе среднеазиатского зодчества (1923, совместно с В. К. Розвадовским; не сохранился).
Участвовал в проекте «Иртур» («Ирригация Туркестана», 1918–1920, не реализован), выполнил конкурсный проект мавзолея В. И. Ленина с использованием мотивов древнеегипетской архитектуры (1924, не реализован). С 1 декабря 1924 г. Шехтель состоял в должности заведующего архитектурным подотделом при Государственном Днепровском строительстве, разрабатывал архитектурные проекты и фасады плотины и других сооружений Днепрогэса (1924–1926; всего 26 проектов, среди которых проект машинного корпуса ГЭС, моста через Днепр, ситуационный план города Элетрополь; все не реализованы). В 1925 г. по состоянию здоровья вынужден был почти полностью отойти от архитектурной деятельности.
С 1886 г. Ф. Шехтель преподавал в основанных в Москве А. О. Гунстом классах изящных искусств (с 1890 Училище изящных искусств А. О. Гунста), в 1896–1908 гг. в Строгановском центральном училище технического рисования (с 1898 как штатный преподаватель), в 1918–1926 гг. – профессор Вхутемаса.
С 1887 г. числился московским купцом 2-й гильдии. Почётный член (с 1890) и почётный старшина (с 1892) Московского совета детских приютов. Член (с 1895), председатель (1906–1922) и почётный председатель (1922–1926) Московского архитектурного общества (МАО), по его инициативе в 1912 г. при обществе открыта школа строительных десятников для подготовки квалифицированных строителей). Член Комитета по устройству Музея изящных искусств (с 1898). Один из основателей и член дирекции (с 1899), почётный член (с 1905) московского Литературно-художественного кружка. Председатель Художественного отдела 4-го Всероссийского съезда зодчих в Санкт-Петербурге (1911), председатель 5-го Всероссийского съезда зодчих в Москве (1913). Член Постоянного международного комитета архитекторов (Comité permanent international des architectes, CPIA), представлял Россию на проводимых CPIA Международных конгрессах архитекторов в Вене (1908) и Риме (1911).
Член редакционной коллегии Ежегодника Общества архитекторов-художников (1907–1911), редакционной комиссии Ежегодника МАО (с 1909).
Награждён орденами Святого Станислава 3-й степени (1903), Святой Анны 2-й степени (1914), Святого Владимира 4-й степени (1915) и др.
Был женат [с 15(27) июля 1887] на своей двоюродной племяннице, Наталье Тимофеевне, урождённой Жегиной (1862–1938), дочери Т. Е. и Е. Ф. Жегиных. Среди их детей: Лев Фёдорович Жегин и Вера Фёдоровна Шехтель (1896–1958), художник-оформитель.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве на фамильном участке (приобретён им в 1896 в связи со смертью старшего сына, Бориса; в том же году по его проекту сооружено надгробие).