Гинкас Кама Миронович
Ги́нкас Ка́ма Миро́нович (Калман Миронович Гинкас; литов. Kama Ginkas) (род. 7.5.1941, Каунас, Литовская ССР, ныне Литва), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1997), народный артист РФ (2003).
Из семьи врача Мирона Гинкаса (1921–1983). В младенчестве вместе с семьёй пережил заключение в Каунасском гетто.
В 1959–1962 гг. учился на актёрском факультете Вильнюсской консерватории. В 1967 г. окончил режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Г. А. Товстоногова; ныне Российский государственный институт сценических искусств). Первая режиссёрская работа на профессиональной сцене – «Традиционный сбор» В. С. Розова (1967, Рижский театр русской драмы, ныне Рижский русский театр имени Михаила Чехова).
Работал в ленинградских (санкт-петербургских) театрах: областном театре драмы и комедии (ныне Драматический театр «На Литейном» – «Последние» М. Горького, 1968; «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, 1974), Санкт-Петербургском государственном академическом драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской («Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина, совместно с Р. С. Агамирзяном, 1968), Государственном академическом театре комедии имени Н. П. Акимова («Монолог о браке» Э. С. Радзинского, 1972).
В 1970–1972 гг. возглавлял Красноярский театр юного зрителя («451° по Фаренгейту» по роману Р. Брэдбери, 1970; «Гамлет» У. Шекспира, 1971).
Признание Гинкасу принёс поставленный по собственной пьесе спектакль «Пушкин и Натали» (1979, Дворец искусств Всероссийского театрального общества; Ленинград, ныне Санкт-Петербург).
С 1981 г. работает в Москве. Среди постановок: «Пять углов» С. Б. Коковкина (1981), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1983; обе – Государственный академический театр имени Моссовета), «Вагончик» Н. А. Павловой (1982), «Тамада» А. М. Галина (1986; обе – Московский Художественный академический театр), «Блондинка» А. М. Володина (1985, Московский академический театр имени Вл. Маяковского).
С 1988 г. сотрудничает с Московским театром Юного Зрителя, где поставил спектакли по произведениям Ф. М. Достоевского [«Записки из подполья» по одноимённой повести, 1988, «Играем "Преступление"» по мотивам романа «Преступление и наказание», 1991; «К. И. из "Преступления"» по пьесе своего сына Даниила Гинка (Д. К. Гинкас), 1994; «Нелепая поэмка» по главам романа «Братья Карамазовы», 2006], по собственным пьесам – «Казнь декабристов» (1995), «Пушкин. Дуэль. Смерть» (1999). Среди других постановок: «Золотой петушок» по «Сказке о Золотом петушке» А. С. Пушкина (1998), «Счастливый принц» по сказке О. Уайльда (2000), «Сны изгнания» по мотивам воспоминаний и произведений М. З. Шагала (2003), «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса (2007), «Медея» по текстам Сенеки, Ж. Ануя, И. А. Бродского (2009), «Записки сумасшедшего» по одноимённой повести Н. В. Гоголя (2010), «Шуты Шекспировы» по произведениям У. Шекспира, «Ноктюрн» А. Раппа (обе – 2012), «Леди Макбет нашего уезда» по повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова (2013), «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (2014), «По дороге в…» Гинкаса по роману «Преступление и наказание» Достоевского (2015), «Куда девалось солнышко» Гинкаса (2016), «Всё кончено» Олби (2017), «Вариации тайны» по пьесе «Загадочные вариации» Э.-Э. Шмитта (2018), «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса (2019), «Отец Сергий» по повести Л. Н. Толстого, «Записки покойного Белкина» по циклу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Пушкина (2024, совместный проект театрального агентства «Арт-Партнёр XXI» Л. С. Робермана и Московского театра Юного Зрителя). В этом же театре ранее осуществил постановку трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову» по произведениям А. П. Чехова («Чёрный монах», 1998; «Дама с собачкой», 2001; «Скрипка Ротшильда», 2004).
В 2021 г. поставил спектакли в камерном пространстве Московского театра Юного Зрителя «Игры во флигеле»: «Где мой дом» по пьесе «Республика» С. И. Давыдова и «Последняя лента Крэппа» С. Беккета.
Среди спектаклей в других театрах: «Святая святых» И. Друцэ (1977, Рижский театр русской драмы), «Комната смеха» О. А. Богаева (1998, Московский театр под руководством О. Табакова, ныне Московский театр Олега Табакова), «Гедда Габлер» Ибсена (2011, Александринский театр). Работает на ТВ («Граф Нулин» А. С. Пушкина, 1999; фильм-спектакль «По поводу мокрого снега...» по повести «Записки из подполья» Достоевского, 2011).
Спектаклям Гинкаса присущи жёсткая выверенность формы, переход от бытового правдоподобия к атмосфере абсурда и сюрреалистическим эффектам при напряжённом внутреннем драматизме, исповедальной, порой шокирующей искренности. Пронзительность, провокационность режиссёрских приёмов обнажают театральную природу происходящего, часто опрокидывая шуткой лирическую составляющую.
Среди постановок на зарубежной сцене: «Жизнь прекрасна» по рассказу «Дама с собачкой» А. П. Чехова (1993, Стамбул, Турция), опера «Н. Ф. Б.» В. А. Кобекина (1995, Локкум, Германия), «Макбет» Шекспира (1997, Хельсинки), «Чайка» А. П. Чехова (2007, Сеул); проводил мастер-классы в Великобритании, Канаде, Франции, Норвегии и других странах.
Многие спектакли поставлены в содружестве с художником С. М. Бархиным.
«Фирменный» метод режиссёра – авторизация прозаического текста персонажами: герой иронично наблюдает за собой и /или/ партнёром со стороны либо озвучивает «внутренний» текст, обнажая парадоксы мышления (действия, события), иногда приглашая (буквально) к соучастию зрителей. В работах Гинкаса субъективный мир личности противоречит объективному устройству жизни, режиссёр настаивает на принципиальной неразрешимости этого конфликта и констатирует экзистенциальное одиночество человека.
В 2001 г. в рамках проведения Театральной олимпиады в Москве Гинкас осуществил постановку музыкальной мистерии «Полифония мира» (композитор А. М. Бакши; Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова).
В 2018 г. в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко поставил оперу «Макбет» Дж. Верди.
С 1985 г. преподаёт [Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина)].
Государственная премия РФ (за 1999, вручена в 2000). Премия «Хрустальная Турандот» (за сезон 1994/1995, вручена в 1995; за сезон 1999/2000, вручена в 2001; за сезон 2007/2008, вручена в 2008; за сезон 2013/2014, вручена в 2014). Премия «Золотая маска» (за сезон 2001/2002, вручена в 2003). Почётная премия «Золотая маска» (2021). Международная премия Станиславского (за сезон 2001/2002, вручена в 2002). Премия «Триумф» (за 2004, вручена в 2005).
Жена – режиссёр Г. Н. Яновская.