Иванов Всеволод Вячеславович
Ива́нов Все́волод Вячесла́вович [12(24).2.1895, село Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской области, ныне село Аккулы, Павлодарская область, Казахстан – 15.8.1963, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], русский прозаик, драматург, военный корреспондент.
Отец (из сибирских казаков) работал учителем в сельской школе, обучался в Лазаревском институте (не окончил), владел восточными языками. Мать – потомок польских ссыльных каторжан и казахов. Документальных свидетельств о происхождении и ранних годах жизни писателя почти не сохранилось, в автобиографиях он приводил противоречивые сведения.
Ранние годы
Окончил церковноприходскую школу, в 1908–1909 гг. учился в низшем сельскохозяйственном училище Павлодара; несколько лет работал в типографии наборщиком. В 1909 г. оставил обучение и отправился в странствия по Сибири с цирком А. Г. Коромыслова (1859–1919): зазывал зрителей, сочинял короткие сценки для клоунов, показывал фокусы (например, прокалывал себя булавками и подвешивал на них гирьки). Цирковая жизнь нашла отражение в рассказах «Дуэн-Хэ – борец из Тибета» (1919), «Когда я был факиром» (1925), «Последнее выступление факира Бен-Али-Бея» (1927) и др. Изучал йогу, магию и гипнотизм. С юности интересовался разными религиозными учениями, в особенности буддизмом.
В 1912 г. отправился в Индию, которая представлялась ему страной высших проявлений человеческого духа и свободы. По пути посетил Семиречье, Семипалатинск, Тюмень, Курган, Екатеринбург, Ташкент, Бухару, многочисленные сёла, монастыри и раскольничьи скиты, однако до Индии не добрался. В воспоминаниях «История моих книг» (1956) и автобиографических романах «Похождения факира» (1935) и «Мы идём в Индию» (1959) рассказал о профессиях, которые сменил на пути: матрос, сортировщик на изумрудных копях, землекоп на железной дороге, торговец купонами и выигрышными билетами и т. п.
В 1915 г. Иванов поселился в Кургане, где создал первые произведения – стихотворение «Зимой» (напечатано в газете «Приишимье», Петропавловск) и рассказ «В Святую ночь» (в «Народной газете», Курган; оба – 1915). В 1916 г. написал письмо М. Горькому, который опубликовал его рассказы «На Иртыше» и «Дед Антон» во втором «Сборнике пролетарских писателей» (1917); дружеское общение и переписка продолжались до конца жизни Горького, несмотря на идейные (например, по вопросу о русском крестьянстве) и творческие разногласия.
В 1916–1918 гг. в сибирской периодике печатал, чаще всего под псевдонимами (наиболее известный – Вс. Тараканов), стихотворения, рассказы о деревне, сказки и легенды, созданные по мотивам фольклора народов Сибири, очерки бытовой и культурной жизни Кургана, рецензии, статьи, посвящённые проблемам области. Двойственное отношение к историко-культурной и общественно-политической программе сибирского областничества, сформулированной Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым, передают легенды и сказки «Рао» (1916), «Сон Ермака» (1916), «Северные марева» (1916 или 1917), «На горе Йык» (1916 или 1917) и др. Иванов разделял историко-культурные идеи областников, их стремление сохранить древнюю культуру сибирских народов, но полемизировал с идеей создания в Сибири новой цивилизации на основе соединения черт Востока и Запада. Сильное влияние на писателя оказала новокрестьянская литература, творчество Н. А. Клюева и С. А. Есенина, с которым Иванов подружился в 1923 г. В первых сибирских произведениях намечены темы (Сибирь, родная земля, жизнь крестьянства), мотивы (богооставленность человека, сокровенное Слово) и тип героя (странник-правдоискатель) дальнейшего творчества.
Творчество периода Гражданской войны 1917–1922 гг., «партизанские» повести, участие в «Серапионовых братьях»
Февральскую революцию 1917 г. воспринял как начало борьбы «за правду, мир, справедливость» (История моих книг // Иванов В. В. Собрание сочинений. Т. 1. Москва, 1958. С. 18). Весной 1917 г. вступил в партию социал-революционеров. Летом 1917 г. избран членом Курганской городской думы от «группы объединённых социалистов». С конца 1917 или начала 1918 гг. в течение недолгого времени – член партии меньшевиков-интернационалистов группы «Новая жизнь». В Омске после установления советской власти Иванов вместе с писателем А. С. Сорокиным (1884–1928) создал в 1918 г. «Цех пролетарских писателей и художников Сибири», выпустивший один номер газеты «Согра». Во время выступления чехословацкого корпуса 1918 г. защищал Омск в составе Красной гвардии. Многократная смена власти в 1918–1919 гг. (Временное Сибирское правительство, Уфимская директория, «Омское правительство» адмирала А. В. Колчака, восстановление советской власти) породила в Иванове скептическое отношение к политике, партиям и властям, которые, по его убеждению, не защищали интересы народа.
В 1919 г. наборщик, затем корреспондент колчаковской фронтовой газеты «Вперёд»; писал политические статьи и памфлеты, очерки мирной жизни «третьей столицы» (Омск), создал серию фронтовых очерков «У черты» (публиковались в газете «Сибирский казак»). В типографии «Вперёд» набрана первая предназначенная для печати книга «Рогульки» (1919; издана в 2010).
Общение с представителями различных социальных слоёв (солдатами, казаками, творческой интеллигенцией), партий и политических направлений – от участников большевистского подполья до областников и сторонников «Белой идеи» – привело писателя к стремлению показать правоту и заблуждения разных сил, противостоящих друг другу во время Гражданской войны 1917–1922 гг. Такое видение представлено в очерках 1919 г. и написанных позднее в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) «партизанских» повестях «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69» (1922; сценарий 1963 не был экранизирован) и «Цветные ветра» (1922), а также автобиографических рассказах «Происшествие на реке Тун» (1925), «Как создаются курганы» (1925) и др.
Действие повести «Бронепоезд 14-69», самого известного произведения Иванова, разворачивается в большом приморском городе на Дальнем Востоке; в основе сюжета – восстание рабочих и крестьян, которые захватывают «белый» бронепоезд. У каждой группы персонажей свои цели: рабочие под руководством Пеклеванова борются за советскую власть, крестьянская армия Вершинина – за землю, на которой не дают трудиться японские интервенты, капитан бронепоезда Незеласов – за Единую Великую Россию. Победный финал осложнён линией «солдатика в голубых обмотках», в образе которого угадываются автобиографические черты: «Ему непонятно стыдно не то за себя, не то за американца, не то за Россию, не то за Европу» (Всеволод Иванов. «Бронепоезд 14-69» ... 2018. С. 97). По мотивам повести создана одноимённая пьеса (1927, поставлена в Московском Художественном академическом театре и Ленинградском академическом театре драмы, обе постановки – 1927), в 1931 г. снят фильм «Томми» (режиссёр Я. А. Протазанов), в 1973 г. – фильм «И на Тихом океане» (режиссёр Ю. С. Чулюкин).
В начале 1921 г. благодаря помощи Горького Иванов переехал в Петроград; вступил в Пролеткульт, затем в литературную группу «Серапионовы братья» под именем Брат Алеут. Известность в Советской России и за границей Иванову принесли публикации в 1922–1923 гг. «партизанских» повестей (впервые в журнале «Красная новь») и рассказов о деревне в период Гражданской войны, составивших книгу «Седьмой берег» (1922): «Жаровня архангела Гавриила», «Лоскутное озеро», «Лога», «Дитë», «Полая Арапия». Несмотря на восторженные оценки произведений «нового Горького» (Львов-Рогачевский В. Л. Пролетарские писатели //Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов. Москва ; Ленинград, 1925. Т. 2. Стб. 665), отношение к писателю было неоднозначным: Л. Д. Троцкий увидел в Иванове, Б. А. Пильняке, Н. А. Клюеве и С. А. Есенине «мужиковствующих» «попутчиков революции», которым «чужда её коммунистическая цель», а в их произведениях – изображение «окраинной, чалдонской» революции, «жестокого в своей беспомощности» мужицкого бунта (Троцкий Л. Д. Литература и революция. Москва, 1923. С. 42, 45, 52, 53).
Творчество 1920-х гг.: «Тайное тайных»
Орнаментализм прозы серапионовского периода и её ориентация на сказ сменились поисками новых художественных методов, жанров и форм в конце 1923 г., когда Иванов переехал в Москву. В повести «Возвращение Будды» (1923; экранизация 1994, режиссёр А. Г. Бруньковский) на фоне событий Гражданской войны показан путь профессора Сафонова из голодного Петрограда на Восток и обретение им подлинной духовной свободы. Размышляя о гибели Европы и основах будущего спасения человечества, писатель противопоставляет Восток Западу как мир, приблизившийся к философской истине.
Откликом на призыв Н. И. Бухарина создать «Красного Пинкертона» стали авантюрно-приключенческие повесть «Чудесные похождения портного Фокина» (1924) и написанный совместно с В. Б. Шкловским роман «Иприт» (1925).
Конец 1925 г. ознаменован новым переломом в творчестве. В письме М. Горькому от 20 декабря 1925 г. Иванов писал: «…авантюрный роман сейчас России и русскому читателю – не нужен», тяжёлую жизнь в России он «не украшает», «а обессмысливает». В рассказах «Жизнь Смокотинина», «Полынья», «Ночь», «Поле», «Плодородие» и др., составивших книгу «Тайное тайных» (1926), писатель вновь обратился к жизни крестьянства и казачества, раскрыл духовный кризис людей, вызванный революцией, Гражданской войной и периодом НЭПа. По предположению Вяч. Вс. Иванова (Иванов В. В. Тайное тайных. Новосибирск, 2015. С. 7), заглавие книги заимствовано из древнерусской книги «Тайная тайных», восходящей к арабскому оригиналу 8–9 вв. и широко известной в средневековой Европе как «Secretum Secretorum»; отсылка к ней показывала, что в эпоху социальной борьбы и утверждения классовых ценностей писатель обратился к душе человека. Подобно повестям и рассказам «Беловодье» (1925) М. П. Плотникова (1892–1953), «Алые сугробы» (1925) В. Я. Шишкова и «Иван Жох» (1927) А. П. Платонова, завершающая книгу повесть «Бегствующий остров» основана на легенде о Беловодье. В произведении Иванов предпринял попытку соединить два социальных идеала: утверждаемые новой властью социализм и коммунизм и русский народный утопический идеал праведной и справедливой жизни.
Вокруг книги «Тайное тайных», рассказа «Особняк» (1928) и повести «Гибель Железной» (1928) развернулась литературно-критическая борьба перевальцев и напостовцев: восхищение «углублённым подходом к жизни» (А. К. Воронский) и упрёки в «неприятии всего нового» (А. Зонин), упадничестве и поэтизации «бессознательного» (И. С. Гроссман-Рощин), «отходе от революции» (Л. Л. Авербах). В результате «творчество позднейшего Иванова» было признано «чуждым социалистической революции» (Литературная энциклопедия. Т. 4. Москва, 1930. С. 403). Книга «Тайное тайных» стала рубежом в творчестве Иванова, после которого его новые произведения, такие как сатирические экспериментальные романы «Кремль» (1929), «У» (1933, фрагменты опубликованы в 1931 и 1932), произведения «фантастического цикла» 1940-х гг. и др., не печатались; чаще всего переиздавались искажённые цензурой «партизанские» повести.
Творчество 1930–1940-х гг.: «Похождения факира», исторические и фантастические произведения
Летом 1933 г. Иванов отправился на Беломорско-Балтийский канал, в 1934 г. вышла книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931–1934 гг.». Занимался подготовкой I съезда писателей (17 августа – 1 сентября 1934). Включён в состав секретариата правления, созданного на съезде Союза советских писателей, избран председателем правления Литфонда (до 1936). В июне 1935 г. в составе делегации советских писателей принимал участие в Антифашистском конгрессе в Париже.
В 1935 г. издан роман Иванова «Похождения факира»; его первую часть горячо поддержал Горький, который увидел в романе произведение «о воспитательном значении "трудной жизни"» и высоко оценил «умение рассказывать о ней, усмехаясь победительно» (письмо от июня 1934. Цит. по: Иванов В. В. Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. Москва, 1969. С. 70). Изображение духовного становления молодого человека на рубеже веков роднило роман Иванова с автобиографической трилогией Горького, однако поэтика «Похождений факира» отличалась: «Строгому реализму горьковской трилогии с неукоснительно последовательным обличением "свинцовых мерзостей русской жизни" в книге Иванова противостоит бурный поток бытия, где есть место чуду, волшебству, эксцентрике, игре, театру, цирку…» (Якимова. 2019. С. 18). Произведение было резко раскритиковано в рамках «борьбы с формализмом», и в марте 1936 г. на общемосковском собрании писателей Иванов отрёкся от «призрачного волшебства стиля» романа и от формализма, назвав его «слабостью и трусостью» [Литературная газета. 1936. 27 марта (№ 18). С. 2].
В 1935 г. Иванов принял участие в конкурсе на написание учебника по русской истории, который был объявлен после постановления СНК Союза СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР». По состоянию на 2023 г. рукопись не найдена.
Историческая пьеса «Двенадцать молодцев из табакерки» (1935) посвящена убийству императора Павла I. Почти комедийная вымышленная сюжетная линия разворачивается на фоне действительных исторических событий, в числе которых – конфликт России с Великобританией из-за взятия о. Мальта англичанами (1800) и сближение России с Францией во время правления Павла. «Двенадцать молодцев» – это участники дворцового переворота, которым раздаёт богато украшенные табакерки весёлая и красивая купчиха Демидова, мечтающая стать русской царицей и обманутая придворными заговорщиками. В пьесе, как и в других произведениях писателя на исторические темы, заметно стремление беспристрастно показать различных политических деятелей. При жизни Иванова пьеса печаталась лишь однажды («Новый мир». 1936. № 1) и не была поставлена.
Тему Гражданской войны в творчестве Иванова продолжает роман «Пархоменко» (1938; экранизация «Александр Пархоменко», 1942, режиссёр Л. Д. Луков), посвящённый событиям на Украине. Другие произведения конца 1930-х – начала 1940-х гг. созданы на сюжеты из русской истории: пьеса «Вдохновение» (1939; не поставлена), действие которой происходит в 17 в., рассказы «Поединок» (1940), «При Бородине» (1943), «Близ старой Смоленской дороги» (1943). Историческая концепция писателя сформировалась во многом под влиянием историософских идей Велимира Хлебникова: Иванов был увлечён «мыслями Хлебникова относительно ритмов в истории» (Иванов В. В. Хлебников и наука // Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Москва, 2000. Т. 2. С. 345), интересовался «повторением <…> одних и тех же или друг на друга предельно похожих событий» в разные эпохи (Неизвестный Всеволод Иванов ... 2010. С. 731).
Фантастика, в частности создание образа будущего, нередко использовалась в рассказах Иванова разных лет: «Одичавшие» (1919) – о последствиях провозглашения Всемирной Коммунистической республики; «Происшествие на реке Тун» (1925), включающем элементы антиутопии; «Странный случай в Тёплом переулке» (1935), где пародийно показана кампания середины 1930-х гг. по сближению науки и литературы. В пьесе «Вдохновение», близкой по замыслу к пьесе М. А. Булгакова «Иван Васильевич» (1935), советские актёры, участвующие в съёмке фильма о времени правления Димитрия Самозванца, переносятся в прошлое к его двору. С конца 1939 г. фантастическое, часто соединённое с историческим, занимает в творчестве Иванова всё больше места: в 1940 г. задуман роман «Сокровища Александра Македонского», работа над которым продолжалась почти 20 лет (не окончен, частично опубликован в 1967, другой вариант рукописи издан в 1976); в «фантастический цикл» писатель предполагал включить также рассказы «Сизиф, сын Эола» (1944; опубликован в 1964), «Агасфер» (1-й вариант – 1944, 2-й вариант – 1956; опубликован в 1965), «Сокол» (1946) и др.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.; позднее творчество
С 25 июня 1941 г. Иванов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» (26 июня 1941 вышла статья «Патриоты Родины»), в течение всей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. писал статьи для «Известий» [«Моё Отечество», «Фашизм – враг славянства», «Мысли народа» (все – 1941) и др.]. В марте 1943 г. отправился на Западный фронт, затем – в район Орловско-Курской дуги вместе с А. С. Серафимовичем, Б. Л. Пастернаком, К. А. Фединым; находился на линии фронта во время Курской битвы 1943 г. Весной 1945 г. писатель в составе действующей армии дошёл до Берлина.
Настроения военного времени Иванов отразил в дневнике: «Много лет уже мы только хлопали в ладоши, когда нам какой-нибудь Фадеев устно преподносил передовую "Правды". <…> Сейчас, оглушённые резким ударом молота войны по голове, мы пытаемся мыслить, – и едва мы хотим высказать эти мысли, нас называют "пессимистами", подразумевая под этим контрреволюционеров и паникёров» (22 июня 1942 г.; Иванов. 2001. С. 97); «Ведь катаклизм мировой. И неужели мы не изменимся?» (17 июля 1942 г.; Иванов. 2001. С. 112).
В 1941–1945 гг. написаны многочисленные статьи; роман «Проспект Ильича» (опубликован полностью в 2016); пьесы «Запевало» и «Канцлер» (опубликованы в 2010). Военные рассказы и очерки «К своим», «Быль о сержанте», «Генерал Орленко и его народ», а также исторические повести и рассказы составили сборник «На Бородинском поле» (1944). В 1945 г. критики обвинили писателя в том, что «он не сумел соблюсти меры в характеристике преемственности традиций» и что русские воины «заслонили... советских бойцов» (Новый мир. 1945. № 2/3. С. 230). С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 гг. Иванов командирован на Нюрнбергский процесс; его корреспонденции «Там, где судят убийц (На Нюрнбергском процессе)» печатались в газете «Известия».
Откликом на постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14 августа 1946 г. стал во многом автобиографический роман Иванова «Эдесская святыня» (опубликован в 1965), посвящённый духовным поискам вымышленного арабского поэта 10 в. Махмуда иль-Камана и его взаимоотношениям с халифом Багдада; роман оканчивается гибелью поэта. Исторические пьесы «Левша» (1951; опубликована в 2010) и «Ломоносов» (1953; поставлена в Московском Художественном академическом театре, 1953) раскрывают образы самородков из народа.
С 1954 г. Иванов работал в Литературном институте имени А. М. Горького на кафедре литературного мастерства, был председателем приёмной комиссии Союза писателей СССР и выпускной экзаменационной комиссии; профессор.
В середине 1950-х гг. Иванов обратился к мемуарному жанру: задумал обширный цикл «Портреты моих друзей», из которого завершил два портрета из своей сибирской юности – К. К. Худякова (1886–1920) и А. С. Сорокина (опубликованы в 1964). Воспоминания «История моих книг» (Наш современник. 1957. № 3; 1958. № 1) были строго оценены критикой: в них «проскальзывает тенденция либерально-примиренческого и даже объективистского отношения к формалистическим литературным группировкам 20-х гг., проявившаяся, главным образом, в том, что автор, вольно или невольно, стремится смягчить идеологическую порочность группы "Серапионовы братья"» (Факты и иллюзии // Литература и жизнь. 1958. 18 мая. С. 2. Подпись: Литературовед).
В 1959 г. писатель впервые побывал в Индии. В последние годы жизни стремился на родину, в Сибирь: будучи уже больным, проводил по нескольку недель в путешествиях, чаще всего по глухим нехоженым местам. Впечатления от одной из таких поездок нашли отражение в документальной повести «Хмель» (1962), высоко оценённой критикой.
В то же время писатель работал над фантастическим рассказом «Генералиссимус» (1956–1962; остался незавершённым), который повествует о воскрешённом в сибирском военном госпитале в 1945 г. генералиссимусе А. Д. Меншикове, сподвижнике Петра I, и показывает путь покаяния героя. В рассказе отразились идеи, с которыми поколение писателя входило в русскую литературу: всесилие человека, вера в его творческие преобразовательские возможности, надежда на скорейшую победу над страданиями жизни, болезнями, временем, смертью. На эти вопросы, поставленные в конце 19 – начале 20 вв. Н. Ф. Фёдоровым, К. Э. Циолковским и др., искали ответы М. Горький, А. П. Платонов, М. А. Булгаков, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов и многие другие. Взгляд Иванова на современность печален: «После этих войн, двух величайших преступлений, в которых повинны все мы, нельзя людей радовать чудом. Они подумают – прощены. Между тем за всё, что они сделали, − в том числе и я, и вы, − они должны перенести великие страдания, понять свою беду. И тогда, может быть, могут быть прощены» (Генералиссимус // Неизвестный Всеволод Иванов ... 2010. С. 659).
Был трижды женат. Первая жена (1917–1921) – цирковая актриса Мария Николаевна Синицына. Вторая (1922–1927) – журналистка и писательница Анна Павловна Веснина (1896–1972), отец которой, П. И. Веснин, открыл первую в Барнауле публичную библиотеку (1873). С 1927 г. спутницей жизни, с 1929 г. – женой Иванова была актриса и переводчик Тамара Владимировна Каширина (1900–1995); в браке с ней родился сын – Вяч. Вс. Иванов.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).
Скончался от рака почек.