Актёры

Андровская Ольга Николаевна

Андро́вская О́льга Никола́евна (настоящая фамилия Шульц) [9(21).7.1898, Москва – 31.3.1975, там же, похоронена на Новодевичьем кладбище], российская актриса, народная артистка СССР (1948).

Родилась в семье студента-юриста (впоследствии адвоката). Жена . Будучи студенткой Высших юридических курсов, участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 г. в , где работала под руководством . Одновременно в Студии имени Ф. И. Шаляпина. В 1919 г. поступила во 2-ю (Исабель – «Дама-невидимка» ). С 1924 г. в труппе .

Одна из звёзд т. н. второго поколения мхатовцев, Андровская обладала огромным сценическим обаянием, исключительной актёрской техникой, изяществом, умением воплотить тонкие, сложные характеры. Несомненный комедийный талант не ограничивал амплуа актрисы, убедительной и в ролях, требующих некрикливого драматизма или беспощадного сарказма. Среди ролей: Лиза («Горе от ума» ), Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро» ), Варя («Бронепоезд 14-69» ), Дуняша и Раневская («Вишнёвый сад»  ), Агния («Унтиловск» ), Рокси («Реклама» М. Уоткинса), Елена Тальберг («Дни Турбиных» ), Варвара, Лебёдкина, Смельская («Гроза», «Поздняя любовь», «Таланты и поклонники» ), Панова («Любовь Яровая» ), Маша («Три сестры» Чехова), миссис Чивли («Идеальный муж» ), Юлия Филипповна («Дачники» ), Роз Григс («Осенний сад» Л. Хелман), Наталья Орестовна («Над Днепром» ), леди Тизл («Школа злословия» ; экранизирован), Мария Львовна Полежаева («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Анна Андреевна («Ревизор» ), Генеральша («Село Степанчиково и его обитатели» по ), пани Конти («Соло для часов с боем» ;  экранизирован; Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского, 1974).

В кино пришла поздно и снималась редко, что в 1930–1940-х гг. было характерно для актёров, обретших первую славу на театральных подмостках. В золотой фонд отечественного актёрского искусства вошли роли в экранизациях водевилей и рассказов Чехова. Андровская создала оригинальный образ своенравной дамочки-аристократки, тщетно стремящейся к самодостаточности и самостоятельности, – весьма нестандартный для кинематографа сталинской эпохи. Поэтому вполне естественно, что все киногероини актрисы пребывали в пространстве 19 в., по сути являясь разными ипостасями одного характера: в комедийном воплощении – Попова («Медведь», 1938), в реалистическом, подчеркивающем положительные стороны образа, – Варенька («Человек в футляре», 1939), в острогротесковом  – Татьяна Алексеевна («Юбилей», 1944). Последнее появление на экране – роль Анны Васильевны Стаховой в советско-болгарском фильме «Накануне» по одноимённому роману (1959).

Преподавала в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, в 1959–1973 гг. в (профессор с 1963).

1-й степени (1952). Награждена (1937, 1948, 1973).

  • Театральные деятели – лауреаты Сталинской премии
  • Второе поколение МХАТ
  • Лауреаты Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского
  • Актёры – народные артисты СССР