Андровская Ольга Николаевна
Андро́вская О́льга Никола́евна (настоящая фамилия Шульц) [9(21).7.1898, Москва – 31.3.1975, там же, похоронена на Новодевичьем кладбище], российская актриса, народная артистка СССР (1948).
Родилась в семье студента-юриста (впоследствии адвоката). Жена Н. П. Баталова. Будучи студенткой Высших юридических курсов, участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 г. в Театре Корша, где работала под руководством Н. М. Радина. Одновременно в Студии имени Ф. И. Шаляпина. В 1919 г. поступила во 2-ю Студию Московского Художественного театра (Исабель – «Дама-невидимка» П. Кальдерона). С 1924 г. в труппе МХАТа.
Одна из звёзд т. н. второго поколения мхатовцев, Андровская обладала огромным сценическим обаянием, исключительной актёрской техникой, изяществом, умением воплотить тонкие, сложные характеры. Несомненный комедийный талант не ограничивал амплуа актрисы, убедительной и в ролях, требующих некрикливого драматизма или беспощадного сарказма. Среди ролей: Лиза («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Сюзанна («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Варя («Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова), Дуняша и Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Агния («Унтиловск» Л. М. Леонова), Рокси («Реклама» М. Уоткинса), Елена Тальберг («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), Варвара, Лебёдкина, Смельская («Гроза», «Поздняя любовь», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Панова («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Маша («Три сестры» Чехова), миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда), Юлия Филипповна («Дачники» М. Горького), Роз Григс («Осенний сад» Л. Хелман), Наталья Орестовна («Над Днепром» А. Е. Корнейчука), леди Тизл («Школа злословия» Р. Шеридана; экранизирован), Мария Львовна Полежаева («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Генеральша («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому), пани Конти («Соло для часов с боем» О. Заградника; экранизирован; Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского, 1974).
В кино пришла поздно и снималась редко, что в 1930–1940-х гг. было характерно для актёров, обретших первую славу на театральных подмостках. В золотой фонд отечественного актёрского искусства вошли роли в экранизациях водевилей и рассказов Чехова. Андровская создала оригинальный образ своенравной дамочки-аристократки, тщетно стремящейся к самодостаточности и самостоятельности, – весьма нестандартный для кинематографа сталинской эпохи. Поэтому вполне естественно, что все киногероини актрисы пребывали в пространстве 19 в., по сути являясь разными ипостасями одного характера: в комедийном воплощении – Попова («Медведь», 1938), в реалистическом, подчеркивающем положительные стороны образа, – Варенька («Человек в футляре», 1939), в острогротесковом – Татьяна Алексеевна («Юбилей», 1944). Последнее появление на экране – роль Анны Васильевны Стаховой в советско-болгарском фильме «Накануне» по одноимённому роману И. С. Тургенева (1959).
Преподавала в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, в 1959–1973 гг. в ГИТИСе (профессор с 1963).
Сталинская премия 1-й степени (1952). Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1948, 1973).