Актёры

Мунт Екатерина Михайловна

Мунт Екатери́на Миха́йловна [5(17).3.1875, село Лопатино, Кузнецкий уезд, Саратовская губерния, ныне Городищенский район, Пензенская область – 12.2.1954, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1932).

Из дворян. В годы учёбы в пензенской гимназии принимала участие в любительских спектаклях вместе с другом детства (будущим мужем её сестры) Карлом Мейергольдом(с 1895 г. ) (играла роль Лизы – «Горе от ума» , 1892, и др.).

В 1898 г. Мунт окончила с серебряной медалью по классу , который дал ей выпускную характеристику: «Не обладая выдающимися внешними данными или особенно ярким темпераментом, умеет грациозной и осмысленной игрой покрыть эти недостатки. Отличная дикция и изящный тон. Амплуа комической ingenue удаётся лучше, чем драматической, а как водевильная актриса – прямо из редких, особливо если принять во внимание, что прелестно передаёт куплеты» (. 1 КП. 304467).

Е. М. Мунт получила ангажемент в антрепризе Е. В. Любова, однако Вл. И. Немирович-Данченко пригласил её в . Вместе со своими однокашниками В. Э. Мейерхольдом, , в 1898 г. она вошла в первый состав труппы . Среди ролей: Мария («Двенадцатая ночь» ), Майя («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» ), Наташа («Три сестры» ).

Увидев актрису в заглавной роли в сказке «Снегурочка», подарил ей сборник своих рассказов с надписью: «Екатерине Михайловне Мунт – воистину сказочно прекрасной Снегурочке» ( С. 192).

Не попав при реорганизации МХТ 1902 г. в число пайщиков (как и многие служившие в театре со дня его основания), Е. М. Мунт вступила в Труппу русских драматических артистов под руководством А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда (с 1903 ), где сразу заняла ведущее положение; в 1902–1906 гг. труппа играла в Херсоне, Николаеве, Севастополе, Тифлисе (ныне Тбилиси) и др. Среди ролей: Нина Заречная, Ирина, Соня, Саша («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Иванов» А. П. Чехова), Инка («Золотое руно» ), Раутенделейн, Анна Мар («Потонувший колокол», «Одинокие» ), Поля («Мещане» М. Горького; все – 1902), Александра («Победа» В. Трахтенберга), Нора («Нора» Г. Ибсена), Лилли («Акробаты» Ф. фон Шёнтана), Бронка («Снег» Пшибышевского; все – 1903), Аня («Вишнёвый сад»), Снегурочка («Снегурочка» А. Н. Островского; обе – 1904).

После окончания первого сезона в Херсоне в местной газете «Юг» появилось стихотворное посвящение актрисе («Юг». 1903. 17 февраля. С. 4):

Волшебница, являвшаяся нам

В величье силы творческой и чувства!

Мы познавали свет и власть искусства,

Внимая вашим смеху и слезам.

И вы на струнах наших душ играли

Мелодии веселья и печали…

В 1905 г. Мунт принимала участие в работе московской под руководством и В. Э. Мейерхольда (Тентажиль – «Смерть Тентажиля» ).

В 1906–1907 гг. по приглашению Мейерхольда (как первая актриса его провинциальной труппы) играла в театре в Санкт-Петербурге. Одна из немногих, Мунт глубоко постигла создаваемую Мейерхольдом систему игры в театре . О её Алетте («Сестра Беатриса» М. Метерлинка) актриса В. П. Веригина вспоминала: «Прочитав пьесу, я подумала, что необходимо вычеркнуть слова Алетты, обращённые к мнимой Беатрисе: "Отчего у вас в руках лучи света?" Кто в это поверит? Не вызовет ли такая фраза смех? Но когда маленькая Алетта – Мунт говорила мадонне – Комиссаржевской: "А почему у вас в глазах светят звёзды?" – никто не сомневался, что так оно и есть. Все ощущали и лучи света в руках мадонны» ( С. 92). Об игре Мунт в «Жизни Человека» (Жена Человека): «Сцены Человека и Жены Человека в четвёртом акте я имела возможность видеть. Они производили чрезвычайно сильное впечатление. Молитва Мунт приводила в трепет. Публика слышала тяжёлые рыдания, порождённые глубоким человеческим горем, и в то же время воспринимала их как музыкальный плач» ( С. 115). Среди других ролей: Теа («Гедда Габлер» Г. Ибсена), Вендла («Пробуждение весны» ).

С 1907 г. много играла в провинции чеховских героинь, а также Лизу («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Луизу Миллер («Коварство и любовь» ), Офелию, Корделию, Порцию («Гамлет», «Король Лир», «Венецианский купец» У. Шекспира) и др.

В 1914 г. преподавала (под фамилией мужа – Голубева) в петроградской под руководством В. Э. Мейерхольда.

В сезон 1916/1917 гг. исполняла роль Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова) в (Санкт-Петербург). В 1920–1922 гг. в Петроградском Народном доме, где прославилась исполнением ролей в пьесах : Дорина, Туанетт («Тартюф», «Мнимый больной»).

В 1922 г. поступила в труппу только что организованного в Петрограде (преподавала в студии при театре). Среди ролей: Звездинцева («Плоды просвещения» ), Анна («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского), Анна Андреевна («Ревизор» ).

1 июня 1938 г. Е. М. Мунт отмечала 40-летие творческой деятельности. В одной из поздравительных телеграмм говорилось: «Сердечно поздравляю прекрасную актрису, именем которой позволяю себе гордиться как её первый учитель. Немирович-Данченко» (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. 1 КП. 304467).

Умерла в Ленинградском доме ветеранов сцены.

  • Актёры МХАТ
  • Актёры – заслуженные артисты РСФСР
  • Актёры/Ученики В. Э. Мейерхольда