Мунт Екатерина Михайловна
Мунт Екатери́на Миха́йловна [5(17).3.1875, село Лопатино, Кузнецкий уезд, Саратовская губерния, ныне Городищенский район, Пензенская область – 12.2.1954, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1932).
Из дворян. В годы учёбы в пензенской гимназии принимала участие в любительских спектаклях вместе с другом детства (будущим мужем её сестры) Карлом Мейергольдом (с 1895 г. В. Э. Мейерхольд) (играла роль Лизы – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1892, и др.).
В 1898 г. Мунт окончила с серебряной медалью Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу Вл. И. Немировича-Данченко, который дал ей выпускную характеристику: «Не обладая выдающимися внешними данными или особенно ярким темпераментом, умеет грациозной и осмысленной игрой покрыть эти недостатки. Отличная дикция и изящный тон. Амплуа комической ingenue удаётся лучше, чем драматической, а как водевильная актриса – прямо из редких, особливо если принять во внимание, что прелестно передаёт куплеты» (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. 1 КП. 304467).
Е. М. Мунт получила ангажемент в антрепризе Е. В. Любова, однако Вл. И. Немирович-Данченко пригласил её в Художественно-общедоступный театр. Вместе со своими однокашниками В. Э. Мейерхольдом, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкой в 1898 г. она вошла в первый состав труппы Московского художественного театра. Среди ролей: Мария («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Майя («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена), Наташа («Три сестры» А. П. Чехова).
Увидев актрису в заглавной роли в сказке А. Н. Островского «Снегурочка», М. Горький подарил ей сборник своих рассказов с надписью: «Екатерине Михайловне Мунт – воистину сказочно прекрасной Снегурочке» (Чеховиана ... 1996. С. 192).
Не попав при реорганизации МХТ 1902 г. в число пайщиков (как и многие служившие в театре со дня его основания), Е. М. Мунт вступила в Труппу русских драматических артистов под руководством А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда (с 1903 Товарищество новой драмы), где сразу заняла ведущее положение; в 1902–1906 гг. труппа играла в Херсоне, Николаеве, Севастополе, Тифлисе (ныне Тбилиси) и др. Среди ролей: Нина Заречная, Ирина, Соня, Саша («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Иванов» А. П. Чехова), Инка («Золотое руно» С. Пшибышевского), Раутенделейн, Анна Мар («Потонувший колокол», «Одинокие» Г. Гауптмана), Поля («Мещане» М. Горького; все – 1902), Александра («Победа» В. Трахтенберга), Нора («Нора» Г. Ибсена), Лилли («Акробаты» Ф. фон Шёнтана), Бронка («Снег» Пшибышевского; все – 1903), Аня («Вишнёвый сад»), Снегурочка («Снегурочка» А. Н. Островского; обе – 1904).
После окончания первого сезона в Херсоне в местной газете «Юг» появилось стихотворное посвящение актрисе («Юг». 1903. 17 февраля. С. 4):
Волшебница, являвшаяся нам
В величье силы творческой и чувства!
Мы познавали свет и власть искусства,
Внимая вашим смеху и слезам.
И вы на струнах наших душ играли
Мелодии веселья и печали…
В 1905 г. Мунт принимала участие в работе московской Студии на Поварской под руководством К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда (Тентажиль – «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка).
В 1906–1907 гг. по приглашению Мейерхольда (как первая актриса его провинциальной труппы) играла в театре В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Одна из немногих, Мунт глубоко постигла создаваемую Мейерхольдом систему игры в театре символизма. О её Алетте («Сестра Беатриса» М. Метерлинка) актриса В. П. Веригина вспоминала: «Прочитав пьесу, я подумала, что необходимо вычеркнуть слова Алетты, обращённые к мнимой Беатрисе: "Отчего у вас в руках лучи света?" Кто в это поверит? Не вызовет ли такая фраза смех? Но когда маленькая Алетта – Мунт говорила мадонне – Комиссаржевской: "А почему у вас в глазах светят звёзды?" – никто не сомневался, что так оно и есть. Все ощущали и лучи света в руках мадонны» (Веригина. 1974. С. 92). Об игре Мунт в «Жизни Человека» Л. Н. Андреева (Жена Человека): «Сцены Человека и Жены Человека в четвёртом акте я имела возможность видеть. Они производили чрезвычайно сильное впечатление. Молитва Мунт приводила в трепет. Публика слышала тяжёлые рыдания, порождённые глубоким человеческим горем, и в то же время воспринимала их как музыкальный плач» (Веригина. 1974. С. 115). Среди других ролей: Теа («Гедда Габлер» Г. Ибсена), Вендла («Пробуждение весны» Ф. Ведекинда).
С 1907 г. много играла в провинции чеховских героинь, а также Лизу («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Луизу Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Офелию, Корделию, Порцию («Гамлет», «Король Лир», «Венецианский купец» У. Шекспира) и др.
В 1914 г. преподавала (под фамилией мужа – Голубева) в петроградской Студии на Бородинской под руководством В. Э. Мейерхольда.
В сезон 1916/1917 гг. исполняла роль Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова) в театре Литературно-художественного общества (Санкт-Петербург). В 1920–1922 гг. в Петроградском Народном доме, где прославилась исполнением ролей в пьесах Мольера: Дорина, Туанетт («Тартюф», «Мнимый больной»).
В 1922 г. поступила в труппу только что организованного в Петрограде Театра юных зрителей (преподавала в студии при театре). Среди ролей: Звездинцева («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Анна («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя).
1 июня 1938 г. Е. М. Мунт отмечала 40-летие творческой деятельности. В одной из поздравительных телеграмм говорилось: «Сердечно поздравляю прекрасную актрису, именем которой позволяю себе гордиться как её первый учитель. Немирович-Данченко» (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. 1 КП. 304467).
Умерла в Ленинградском доме ветеранов сцены.