Баталов Николай Петрович
Бата́лов Никола́й Петро́вич [24.11(6.12).1899, Москва – 10.11.1937, там же], российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1933).
В 1916–1924 гг. – во 2-й студии МХТ: первая роль – Петя-переплётчик («Зелёное кольцо» З. Н. Гиппиус, 1916). Виртуозно владел искусством перевоплощения [Нечаев («Младость» Л. Н. Андреева, ввод в 1919), мэтр Симон («Комедия о человеке, который женился на немой женщине» А. Франса, 1919), Гильом (анонимный французский фарс 15 в. «Адвокат Пателен», 1920)].
С 1916 г. (одновременно со службой во 2-й студии МХТ) в Московском Художественном театре (до конца жизни). Среди ролей: Медведев («На дне» М. Горького, ввод в 1927), Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера, 1923), Луп-Клешнин («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, ввод в 1924), Онуфрий (1925) и Чика (1926, обе роли – «Пугачёвщина» К. А. Тренёва), Каховский («Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, 1926), Васька Окорок («Бронепоезд 14–69», 1927) и Рубцов («Блокада», 1929, оба спектакля – Вс. В. Иванова), Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, ввод в 1930), Собакевич («Мёртвые души» М. А. Булгакова по Н. В. Гоголю, ввод в 1933), Тарас-Брюхан («Сказка об Иване-дураке...» М. А. Чехова по Л. Н. Толстому, 1922). В историю театра вошла лучшая роль Баталова – Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше, 1927).
С 1925 г. входил в «органы внутреннего управления» МХАТ – «в "шестёрку", затем в "пятёрку". Он практически заведовал труппой, доводя свою неподкупную принципиальность до жестокости. Он не только участвовал как актёр в первых советских премьерах МХАТ (Онуфрий, а потом Чика в "Пугачёвщине", Каховский в "Николае I и декабристах"), но горячо настаивал на расширении круга авторов-партийцев. Влюблённый в искусство родной сцены, извлекавший великолепные уроки из встреч с её основателями, он тем не менее подчас готов был требовать отделения от идеалистических "стариков" и строить новый Художественный театр под лозунгами РАПП [Российская ассоциация пролетарских писателей]» (Соловьёва. 1998. С. 21).
Как приглашённый режиссёр и педагог работал в Центральном московском театре рабочей молодёжи (ТРАМ; ныне «Ленком Марка Захарова»); участвовал в постановках художественного руководителя театра И. Я. Судакова («Девушки нашей страны» И. К. Микитенко, 1933; «Ночь в сентябре» И. В. Чекина, 1937).
В кино с 1924 г. Среди ролей: Гусев («Аэлита» Я. А. Протазанова, 1924), Павел Власов («Мать» В. И. Пудовкина, 1926), Николай («Третья Мещанская» А. М. Роома), земляк Марии («Земля в плену» Ф. А. Оцепа, оба фильма – 1927), начальник трудовой коммуны Сергеев («Путёвка в жизнь» Н. В. Экка, 1931), Лёва Горизонт («Горизонт» Л. В. Кулешова, 1932), Иван («Пастух и царь» А. К. Ледащева, короткометражный, 1934), Панов («Сокровище погибшего корабля» В. А. Брауна), Лацис («Три товарища» С. А. Тимошенко, оба фильма – 1935).
В 1933–1935 гг. преподавал в Государственном институте кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова) и Центральном техникуме театрального искусства (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937).
Жена – О. Н. Андровская, племянник – А. В. Баталов.