Литераторы

Шатров Михаил Филиппович

Шатро́в Михаи́л Фили́ппович (настоящая фамилия Маршак) (3.4.1932, Москва – 23.5.2010, там же), русский драматург, сценарист, публицист. Двоюродный племянник по отцовской линии. Отец – инженер Ф. С. Маршак, арестован в 1937 г. и расстрелян в 1938 г. (о чём семья узнала после его реабилитации в 1956), мать – преподавательница немецкого языка (арестована в 1949, амнистирована в 1954). В 1941–1944 гг. жил в эвакуации в Самарканде, затем вернулся в Москву. В школьные годы был заместителем главного редактора школьного рукописного журнала «Наше слово», для которого писал статьи на политические темы, секретарём комсомольской организации. Окончил школу с серебряной медалью, в 1951–1956 гг. учился в Горном институте по специальности «разработка рудных месторождений».

Во время прохождения практики (работал бурильщиком в Алтайском крае) создал первые небольшие рассказы и сценарии (опубликованы в 1952 в газете «Горная Шория»). В 1954 г. написал пьесу из школьной жизни «Чистые руки» (фамилию Шатров, которую носил один из персонажей, взял в качестве псевдонима), где отрицательным героем выведен секретарь комсомольской организации (к жанру школьной комедии вернулся в 1972, написав совместно с драматургом и киносценаристом А. Г. Хмеликом пьесу «Дождь лил как из ведра»). В центре пьесы «Место в жизни» (1956) вопрос о том, где применить силы молодёжи. Ответ на него, как и в драматургии и тех лет, решался в духе времени: место человека определяется не его социальным положением, а духовным призванием, возможностью раскрыть человеческий потенциал. Молодёжную тему не оставлял и впоследствии: движению стройотрядов посвятил пьесу «Современные ребята» (1962) и «студенческую комедию» «Лошадь Пржевальского» (1971; под названием «Моя любовь на третьем курсе» ставилась более чем в 100 театрах СССР и за рубежом), которая получила доброжелательные отзывы критики (Щербаков К. «Лошадь Пржевальского» // Театр. 1973. № 1. С. 70–72; Смелянский А. Назначение // Театр. 1975. № 6. С. 14).

Разоблачение культа личности , укрепившее в Шатрове веру в возможность восстановления ленинских норм партийной жизни, определило главное направление его творчества – тему революции. Обращение к ней поддержали его наставники по семинару молодых драматургов , . Однако создаваемые им пьесы выходили за рамки официальной советской истории, вызвав недовольство партийного начальства, которое сочло их ревизионистскими, в результате чего приём драматурга в партию (подал заявление в 1957) откладывался почти три года и состоялся лишь в 1961 г.

Первым произведением на революционную тему стала пьеса «Именем революции» [1957; режиссёр , , 1957], которая сюжетно примыкала к предыдущим работам и была рассчитана на подростковую аудиторию. В ней обозначилась проблематика, составившая идейный стержень его последующей драматургии: верность идеалам революции и отступление от них в ходе советской истории, воспевание честности и благородства её участников и т. п. Прозвучавшие в драме идеи Шатров развил в написанной на современном материале пьесе «Если каждый из нас» (первоначальное название «Коммунисты»), предназначавшейся для . Главному герою, студенту, секретарю комсомольской организации, выступающему против культа личности, противостоял преподаватель марксизма, держащийся за старые догмы. Текст пьесы был набран в журнале «Молодой коммунист», но цензура не допустила её выхода в свет.

В 1959 г. побывал в Сибири на строительстве железной дороги (ряд очерков о стройках в газете «Труд» – 13 и 18 сентября, 2 октября). Впечатления о поездке легли в основу пьесы «Продолжение» (1959), поставленной в под названием «Глеб Космачёв» в 1961 г., но вскоре запрещённой. В основу произведения положен принцип исторической аллюзии, благодаря чему расстановка действующих лиц и конфликт между ними прочитывались зрителем как модель общественно-политического устройства в сталинскую эпоху. Спустя два года пьеса вернулась на сцену и ставилась во многих театрах страны.

В основанном на исторических документах киноромане «Брестский мир» (1960) попытался создать очищенный от хрестоматийного глянца образ , вписав его действия в реальную историческую ситуацию и восстановив драматический контекст эпохи через изображение окружавших вождя людей и их взаимоотношений с ним.

Новое отношение к историческому документу при работе над произведением было сформировано встречей с научным сотрудником Института марксизма-ленинизма В. Т. Логиновым, впоследствии ставшим соавтором Шатрова по нескольким драматическим и прозаическим текстам (с открытиями в области «документальной драмы», сделанными немецкими драматургами , Х. Кипхардтом и , познакомился позднее).

Острота обозначенного в «Брестском мире» политического конфликта – столкновение большевиков с левыми коммунистами по поводу заключения мира – подогревалась политической ситуацией конца 1950-х гг., в преддверии китайской . Однако присутствие среди действующих лиц и исключало возможность появления этого произведения в печати. Роман был анонсирован в , но появился на страницах журнала только в 1987 г.

Невозможность назвать имена тех, кто реально участвовал в важнейших исторических событиях эпохи, определила направление авторских художественных поисков в документальной драме «Шестое июля» (1962; , режиссёр , 1965), где запрещённые фамилии произносились в телефонном разговоре. Сюжетной основой пьесы послужили события 1918 г., связанные с мятежом левых эсеров. Принципиальным новаторством драмы стало раскрытие характера противника большевиков как цельного, искреннего, идейно убеждённого человека. Важное место заняли вопросы о возможности существования в стране многопартийной системы и о соотношении политических целей и путей их достижения. Принципиальным идейно-нравственным итогом произведения стал вывод, что нечестные средства способны исказить правую цель до её полной противоположности. Драма с успехом шла во многих театрах страны, получила широкий отклик в прессе, что вызвало резкое недовольство партийной печати. Одновременно с пьесой написан сценарий к одноимённому фильму (1968, режиссёр Ю. Ю. Карасик; Главный приз на 16-м кинофестивале в Карловых Варах).

Задумал цикл «Драмы революции» (образцом для которых послужил «Театр революции» ), но написал только одну пьесу – «Тридцатое августа» (1967). Сюжетом для неё послужила история покушения на Ленина, что позволило драматургу затронуть проблему допустимости революционного насилия и его границах, показав, как террор становится инструментом власти, овладевая умами и чувствами людей. Несмотря на протесты Института марксизма-ленинизма и отдела пропаганды ЦК партии, пьеса «Тридцатое августа» была поставлена на сцене театра под названием «Большевики» (7 ноября 1967, режиссёры и ) по личному разрешению министра культуры без официального одобрения цензуры, что стало беспрецедентным случаем в истории советского театра. В числе неоспоримых художественных достоинств пьесы критика отмечала особый театральный приём, использованный автором: отсутствие на сцене главного героя и его незримое присутствие в мыслях и разговорах участников действия, а также смелую проработку характеров, предельную спрессованность сценического времени (Анастасьев А. Спектакль о большевиках // Труд. 1968. 21 мая; С. 182–205). Вместе с пьесами о декабристах и о народовольцах драма Шатрова составила театральную трилогию о русских революционерах.

К произведениям о событиях революции примыкают сценарии 4 киноновелл о Ленине («Поимённое голосование», 1967; «Полтора часа в кабинете Ленина», 1968; «Воздух Совнаркома», 1969; «Коммуна ВХУТЕМАС», 1970), в которых звучали отголоски предыдущих пьес (в том числе неопубликованного «Брестского мира»). Их телепостановку под названием «Штрихи к портрету Ленина» в 1967–1970 гг. осуществил режиссёр Л. А. Пчёлкин, однако из-за усиливавшихся в адрес Шатрова обвинений в искажении исторической правды, подтасовке документов и проведении ревизионистской линии (начало кампании положила статья «За ленинскую партийность в освещении истории КПСС» в журнале «Коммунист», 1969, № 3) сериал был показан на телевизионных экранах только в 1988 г. По тем же причинам Шатров отказался от произведений историко-революционной тематики, прервал работу над пьесой о Ленине («Недорисованный портрет») и обратился к современности.

Написал производственную драму «Погода на завтра» (1973) о строительстве Волжского автомобильного завода, герои которой вписывались в разрабатываемые тогда драматургами типы «деловых людей» (Демидов А. О старых стенах и деловых людях // Театр. 1974. № 11. С. 6–21; Иванова В. Деловые люди семидесятых годов // Звезда. 1975. № 8. С. 193–205). Социально-бытовая комедия «Мои Надежды» (1977; режиссёр , , 1977) рассказывала о судьбах трёх женщин, выражавших идеалы поколений 1920-х, 1940-х и 1970-х гг.

Истории прихода нацистов к власти посвящены пьеса «Конец» (1974) (поставлена под названием «Последние дни ставки Гитлера», режиссёр Р. А. Горяев, , 1976) и сценарий «Когда другие молчат» (1984), где на примере жизни и судьбы революционерки ставился вопрос о личной ответственности политического деятеля перед народом за ошибки, совершаемые его партией.

Пьесой «Синие кони на красной траве» (1978; другое название «Революционный этюд», режиссёр М. А. Захаров, Московский театр имени Ленинского комсомола, 1978; в роли Ленина – ) ознаменовано возвращение к историко-революционной теме, в которой опробованы новые возможности жанра документальной драмы: её художественная ткань насыщена лирическим пафосом, а исторические реалии свободно сочетаются с поэтическим вымыслом. Пьеса построена как обращение-завещание Ленина к потомкам и состоит из его бесед-встреч с людьми, в ходе которых вождь объясняет своё ви́дение социализма, сожалея о том, что человеческое начало в нём было подменено примитивным и превратно истолкованным содержанием. Шатров создал образ Ленина, не прибегая к портретному сходству. Актёрское перевоплощение в лидера большевиков происходило без грима и привычного произношения, использовались лишь отдельные «хрестоматийные» детали одежды (кепка, галстук в горошек и т. п.), поскольку главной задачей было воспроизведение типа мышления и поведения вождя.

Рассмотрение различных аспектов взаимодействия нравственности и политики легло в основу сценариев (совместно с В. Т. Логиновым) «Доверие» (1975) и «Две строчки мелким шрифтом» (1980), по которым в 1975 и 1981 гг. сняты одноимённые фильмы. Первый посвящён решению национального вопроса в ситуации отделения Финляндии от СССР. Второй – о молодом учёном, чьи усилия по реабилитации человека, объявленного сотрудником охранки, не принесли ему «зримого» результата (итогом его работы становятся только набранные петитом несколько строк в примечании), но послужили ему школой нравственности.

В 1980 г. Шатровым была начата работа над пьесой, первоначально называвшейся «Вам завещаю» (впоследствии «Так победим!», постановщик О. Н. Ефремов, режиссёр Р. А. Сирота, Московский художественный академический театр, 1981; , 1983), также преодолевавшей в процессе написания и постановки сопротивление цензуры и сотрудников Института марксизма-ленинизма. В ней впервые со сцены прозвучал текст ленинского завещания, содержащий характеристики ближайших соратников, в полный голос сказано об изоляции вождя революции в последний год жизни, инициатором которой был Сталин.

Наступление эпохи , сопровождавшееся нарастающей общественной критикой основателя государства и плюрализмом по отношению к сути и судьбе социалистических идей, подтолкнули Шатрова к попытке воспроизвести на сцене «суд над Лениным» в пьесе «Диктатура совести» (режиссёр М. А. Захаров, Московский театр имени Ленинского комсомола, 1986), которой автор дал жанровое определение «споры и размышления 1986 года в двух частях». Желание вовлечь в дискуссию по вопросам политики и морали зрительный зал вызвало к жизни новую художественную форму – публицистический карнавал, где действовали не столько исторические персонажи, сколько исторические маски, носители определённых политических идей. Спектакль вызвал многочисленные положительные отклики критиков и восторженный приём у зрителей.

Итогом авторских размышлений над политическим наследием Ленина и проблемой сталинизма стала пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988), окончательно оформившая понятие «политический театр М. Шатрова». Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе, резкую реакцию учёных и общественных деятелей, апеллировавших к прежним партийным догмам. В 1989 г. текст пьесы был издан вместе с откликами, вызванными её появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Многие найденные в драматургии приёмы Шатров использовал в единственном прозаическом произведении – «романе-хронике в документах и письмах» «Февраль» (1979; в соавторстве с В. Т. Логиновым), где история говорит голосами реальных участников событий ., её свидетелей и очевидцев. Статьи разных лет собраны в книге «Необратимость перемен» (1988).

Пьеса «Может быть» (1993), созданная за рубежом (в 1992 выехал в США по приглашению Гарвардского университета, в 1994 вернулся в Москву) специально для британской актрисы , поставлена Королевским театром Манчестера (в течение 2 месяцев выдержала около 60 представлений). В ней воссоздана атмосфера страха, распространившаяся в Америке в годы , уродовавшая психику людей, превращая их в подлецов и предателей. После неё в творчестве Шатрова наступил перерыв, связанный с переключением его интересов на публицистическую и общественную деятельность, которой он уделял внимание и раньше (длительное время руководил семинаром молодых драматургов в Союзе писателей Москвы, был секретарём правления Союза писателей и театральных деятелей). Завершением творческой деятельности стала пьеса «Вопросы остаются» (2007), где отстаивались прежние взгляды на роль Ленина в истории страны.

Награждён (1982), (1984).

  • Советские драматурги
  • Русские драматурги 20 века