Шатров Михаил Филиппович
Шатро́в Михаи́л Фили́ппович (настоящая фамилия Маршак) (3.4.1932, Москва – 23.5.2010, там же), русский драматург, сценарист, публицист. Двоюродный племянник С. Я. Маршака по отцовской линии. Отец – инженер Ф. С. Маршак, арестован в 1937 г. и расстрелян в 1938 г. (о чём семья узнала после его реабилитации в 1956), мать – преподавательница немецкого языка (арестована в 1949, амнистирована в 1954). В 1941–1944 гг. жил в эвакуации в Самарканде, затем вернулся в Москву. В школьные годы был заместителем главного редактора школьного рукописного журнала «Наше слово», для которого писал статьи на политические темы, секретарём комсомольской организации. Окончил школу с серебряной медалью, в 1951–1956 гг. учился в Горном институте по специальности «разработка рудных месторождений».
Во время прохождения практики (работал бурильщиком в Алтайском крае) создал первые небольшие рассказы и сценарии (опубликованы в 1952 в газете «Горная Шория»). В 1954 г. написал пьесу из школьной жизни «Чистые руки» (фамилию Шатров, которую носил один из персонажей, взял в качестве псевдонима), где отрицательным героем выведен секретарь комсомольской организации (к жанру школьной комедии вернулся в 1972, написав совместно с драматургом и киносценаристом А. Г. Хмеликом пьесу «Дождь лил как из ведра»). В центре пьесы «Место в жизни» (1956) вопрос о том, где применить силы молодёжи. Ответ на него, как и в драматургии А. М. Володина и В. С. Розова тех лет, решался в духе времени: место человека определяется не его социальным положением, а духовным призванием, возможностью раскрыть человеческий потенциал. Молодёжную тему не оставлял и впоследствии: движению стройотрядов посвятил пьесу «Современные ребята» (1962) и «студенческую комедию» «Лошадь Пржевальского» (1971; под названием «Моя любовь на третьем курсе» ставилась более чем в 100 театрах СССР и за рубежом), которая получила доброжелательные отзывы критики (Щербаков К. «Лошадь Пржевальского» // Театр. 1973. № 1. С. 70–72; Смелянский А. Назначение // Театр. 1975. № 6. С. 14).
Разоблачение культа личности И. В. Сталина, укрепившее в Шатрове веру в возможность восстановления ленинских норм партийной жизни, определило главное направление его творчества – тему революции. Обращение к ней поддержали его наставники по семинару молодых драматургов А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский. Однако создаваемые им пьесы выходили за рамки официальной советской истории, вызвав недовольство партийного начальства, которое сочло их ревизионистскими, в результате чего приём драматурга в партию (подал заявление в 1957) откладывался почти три года и состоялся лишь в 1961 г.
Первым произведением на революционную тему стала пьеса «Именем революции» [1957; режиссёр Б. Г. Голубовский, Московский театр юного зрителя (МТЮЗ), 1957], которая сюжетно примыкала к предыдущим работам и была рассчитана на подростковую аудиторию. В ней обозначилась проблематика, составившая идейный стержень его последующей драматургии: верность идеалам революции и отступление от них в ходе советской истории, воспевание честности и благородства её участников и т. п. Прозвучавшие в драме идеи Шатров развил в написанной на современном материале пьесе «Если каждый из нас» (первоначальное название «Коммунисты»), предназначавшейся для Театра имени Евг. Вахтангова. Главному герою, студенту, секретарю комсомольской организации, выступающему против культа личности, противостоял преподаватель марксизма, держащийся за старые догмы. Текст пьесы был набран в журнале «Молодой коммунист», но цензура не допустила её выхода в свет.
В 1959 г. побывал в Сибири на строительстве железной дороги (ряд очерков о стройках в газете «Труд» – 13 и 18 сентября, 2 октября). Впечатления о поездке легли в основу пьесы «Продолжение» (1959), поставленной в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой под названием «Глеб Космачёв» в 1961 г., но вскоре запрещённой. В основу произведения положен принцип исторической аллюзии, благодаря чему расстановка действующих лиц и конфликт между ними прочитывались зрителем как модель общественно-политического устройства в сталинскую эпоху. Спустя два года пьеса вернулась на сцену и ставилась во многих театрах страны.
В основанном на исторических документах киноромане «Брестский мир» (1960) попытался создать очищенный от хрестоматийного глянца образ В. И. Ленина, вписав его действия в реальную историческую ситуацию и восстановив драматический контекст эпохи через изображение окружавших вождя людей и их взаимоотношений с ним.
Новое отношение к историческому документу при работе над произведением было сформировано встречей с научным сотрудником Института марксизма-ленинизма В. Т. Логиновым, впоследствии ставшим соавтором Шатрова по нескольким драматическим и прозаическим текстам (с открытиями в области «документальной драмы», сделанными немецкими драматургами П. Вайсом, Х. Кипхардтом и Р. Хоххутом, познакомился позднее).
Острота обозначенного в «Брестском мире» политического конфликта – столкновение большевиков с левыми коммунистами по поводу заключения мира – подогревалась политической ситуацией конца 1950-х гг., в преддверии китайской «культурной революции» 1966–1976 гг. Однако присутствие среди действующих лиц Л. Д. Троцкого и Н. И. Бухарина исключало возможность появления этого произведения в печати. Роман был анонсирован в «Новом мире», но появился на страницах журнала только в 1987 г.
Невозможность назвать имена тех, кто реально участвовал в важнейших исторических событиях эпохи, определила направление авторских художественных поисков в документальной драме «Шестое июля» (1962; Московский Художественный академический театр, режиссёр Л. В. Варпаховский, 1965), где запрещённые фамилии произносились в телефонном разговоре. Сюжетной основой пьесы послужили события 1918 г., связанные с мятежом левых эсеров. Принципиальным новаторством драмы стало раскрытие характера противника большевиков М. Спиридоновой как цельного, искреннего, идейно убеждённого человека. Важное место заняли вопросы о возможности существования в стране многопартийной системы и о соотношении политических целей и путей их достижения. Принципиальным идейно-нравственным итогом произведения стал вывод, что нечестные средства способны исказить правую цель до её полной противоположности. Драма с успехом шла во многих театрах страны, получила широкий отклик в прессе, что вызвало резкое недовольство партийной печати. Одновременно с пьесой написан сценарий к одноимённому фильму (1968, режиссёр Ю. Ю. Карасик; Главный приз на 16-м кинофестивале в Карловых Варах).
Задумал цикл «Драмы революции» (образцом для которых послужил «Театр революции» Р. Роллана), но написал только одну пьесу – «Тридцатое августа» (1967). Сюжетом для неё послужила история покушения на Ленина, что позволило драматургу затронуть проблему допустимости революционного насилия и его границах, показав, как террор становится инструментом власти, овладевая умами и чувствами людей. Несмотря на протесты Института марксизма-ленинизма и отдела пропаганды ЦК партии, пьеса «Тридцатое августа» была поставлена на сцене театра «Современник» под названием «Большевики» (7 ноября 1967, режиссёры О. Н. Ефремов и Г. Б. Волчек) по личному разрешению министра культуры Е. А. Фурцевой без официального одобрения цензуры, что стало беспрецедентным случаем в истории советского театра. В числе неоспоримых художественных достоинств пьесы критика отмечала особый театральный приём, использованный автором: отсутствие на сцене главного героя и его незримое присутствие в мыслях и разговорах участников действия, а также смелую проработку характеров, предельную спрессованность сценического времени (Анастасьев А. Спектакль о большевиках // Труд. 1968. 21 мая; Лакшин В. Посев и жатва // Новый мир. 1968. № 9. С. 182–205). Вместе с пьесами Л. Г. Зорина о декабристах и А. П. Свободина о народовольцах драма Шатрова составила театральную трилогию о русских революционерах.
К произведениям о событиях революции примыкают сценарии 4 киноновелл о Ленине («Поимённое голосование», 1967; «Полтора часа в кабинете Ленина», 1968; «Воздух Совнаркома», 1969; «Коммуна ВХУТЕМАС», 1970), в которых звучали отголоски предыдущих пьес (в том числе неопубликованного «Брестского мира»). Их телепостановку под названием «Штрихи к портрету Ленина» в 1967–1970 гг. осуществил режиссёр Л. А. Пчёлкин, однако из-за усиливавшихся в адрес Шатрова обвинений в искажении исторической правды, подтасовке документов и проведении ревизионистской линии (начало кампании положила статья «За ленинскую партийность в освещении истории КПСС» в журнале «Коммунист», 1969, № 3) сериал был показан на телевизионных экранах только в 1988 г. По тем же причинам Шатров отказался от произведений историко-революционной тематики, прервал работу над пьесой о Ленине («Недорисованный портрет») и обратился к современности.
Написал производственную драму «Погода на завтра» (1973) о строительстве Волжского автомобильного завода, герои которой вписывались в разрабатываемые тогда драматургами типы «деловых людей» (Демидов А. О старых стенах и деловых людях // Театр. 1974. № 11. С. 6–21; Иванова В. Деловые люди семидесятых годов // Звезда. 1975. № 8. С. 193–205). Социально-бытовая комедия «Мои Надежды» (1977; режиссёр М. А. Захаров, Московский театр имени Ленинского комсомола, 1977) рассказывала о судьбах трёх женщин, выражавших идеалы поколений 1920-х, 1940-х и 1970-х гг.
Истории прихода нацистов к власти посвящены пьеса «Конец» (1974) (поставлена под названием «Последние дни ставки Гитлера», режиссёр Р. А. Горяев, Центральный театр Советской Армии, 1976) и сценарий «Когда другие молчат» (1984), где на примере жизни и судьбы революционерки К. Цеткин ставился вопрос о личной ответственности политического деятеля перед народом за ошибки, совершаемые его партией.
Пьесой «Синие кони на красной траве» (1978; другое название «Революционный этюд», режиссёр М. А. Захаров, Московский театр имени Ленинского комсомола, 1978; в роли Ленина – О. И. Янковский) ознаменовано возвращение к историко-революционной теме, в которой опробованы новые возможности жанра документальной драмы: её художественная ткань насыщена лирическим пафосом, а исторические реалии свободно сочетаются с поэтическим вымыслом. Пьеса построена как обращение-завещание Ленина к потомкам и состоит из его бесед-встреч с людьми, в ходе которых вождь объясняет своё ви́дение социализма, сожалея о том, что человеческое начало в нём было подменено примитивным и превратно истолкованным содержанием. Шатров создал образ Ленина, не прибегая к портретному сходству. Актёрское перевоплощение в лидера большевиков происходило без грима и привычного произношения, использовались лишь отдельные «хрестоматийные» детали одежды (кепка, галстук в горошек и т. п.), поскольку главной задачей было воспроизведение типа мышления и поведения вождя.
Рассмотрение различных аспектов взаимодействия нравственности и политики легло в основу сценариев (совместно с В. Т. Логиновым) «Доверие» (1975) и «Две строчки мелким шрифтом» (1980), по которым в 1975 и 1981 гг. сняты одноимённые фильмы. Первый посвящён решению национального вопроса в ситуации отделения Финляндии от СССР. Второй – о молодом учёном, чьи усилия по реабилитации человека, объявленного сотрудником охранки, не принесли ему «зримого» результата (итогом его работы становятся только набранные петитом несколько строк в примечании), но послужили ему школой нравственности.
В 1980 г. Шатровым была начата работа над пьесой, первоначально называвшейся «Вам завещаю» (впоследствии «Так победим!», постановщик О. Н. Ефремов, режиссёр Р. А. Сирота, Московский художественный академический театр, 1981; Государственная премия СССР, 1983), также преодолевавшей в процессе написания и постановки сопротивление цензуры и сотрудников Института марксизма-ленинизма. В ней впервые со сцены прозвучал текст ленинского завещания, содержащий характеристики ближайших соратников, в полный голос сказано об изоляции вождя революции в последний год жизни, инициатором которой был Сталин.
Наступление эпохи гласности в СССР, сопровождавшееся нарастающей общественной критикой основателя государства и плюрализмом по отношению к сути и судьбе социалистических идей, подтолкнули Шатрова к попытке воспроизвести на сцене «суд над Лениным» в пьесе «Диктатура совести» (режиссёр М. А. Захаров, Московский театр имени Ленинского комсомола, 1986), которой автор дал жанровое определение «споры и размышления 1986 года в двух частях». Желание вовлечь в дискуссию по вопросам политики и морали зрительный зал вызвало к жизни новую художественную форму – публицистический карнавал, где действовали не столько исторические персонажи, сколько исторические маски, носители определённых политических идей. Спектакль вызвал многочисленные положительные отклики критиков и восторженный приём у зрителей.
Итогом авторских размышлений над политическим наследием Ленина и проблемой сталинизма стала пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988), окончательно оформившая понятие «политический театр М. Шатрова». Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе, резкую реакцию учёных и общественных деятелей, апеллировавших к прежним партийным догмам. В 1989 г. текст пьесы был издан вместе с откликами, вызванными её появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».
Многие найденные в драматургии приёмы Шатров использовал в единственном прозаическом произведении – «романе-хронике в документах и письмах» «Февраль» (1979; в соавторстве с В. Т. Логиновым), где история говорит голосами реальных участников событий Февральской революции 1917 г., её свидетелей и очевидцев. Статьи разных лет собраны в книге «Необратимость перемен» (1988).
Пьеса «Может быть» (1993), созданная за рубежом (в 1992 выехал в США по приглашению Гарвардского университета, в 1994 вернулся в Москву) специально для британской актрисы В. Редгрейв, поставлена Королевским театром Манчестера (в течение 2 месяцев выдержала около 60 представлений). В ней воссоздана атмосфера страха, распространившаяся в Америке в годы маккартизма, уродовавшая психику людей, превращая их в подлецов и предателей. После неё в творчестве Шатрова наступил перерыв, связанный с переключением его интересов на публицистическую и общественную деятельность, которой он уделял внимание и раньше (длительное время руководил семинаром молодых драматургов в Союзе писателей Москвы, был секретарём правления Союза писателей и театральных деятелей). Завершением творческой деятельности стала пьеса «Вопросы остаются» (2007), где отстаивались прежние взгляды на роль Ленина в истории страны.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1982), орденом Дружбы народов (1984).