Васнецов Андрей Владимирович
Васнецо́в Андре́й Влади́мирович (24.2.1924, Москва – 6.12.2009, там же, похоронен на Введенском кладбище), российский живописец, монументалист, скульптор, педагог, заслуженный художник РСФСР (1976), народный художник РСФСР (1985), народный художник СССР (1991); член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), действительный член Российской академии художеств (1991). Один из ключевых представителей сурового стиля и послевоенного советского модернизма.
Годы становления
Родился в семье ихтиолога, доктора биологических наук, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Владимира Викторовича Васнецова (1889–1953), младшего сына художника Виктора Михайловича Васнецова. В своих воспоминаниях А. В. Васнецов подчёркивал влияние семьи на его профессиональный выбор: «…в самом раннем детстве я захватил кусочек той уходящей жизни. И, как принято сейчас говорить, связь не прервалась. Посвящение в искусство состоялось как нечто само собой разумеющееся: просто я видел портреты Виктора Михайловича [Васнецова], которые висели на стене нашего дома, пейзажи, висевшие в Аполлинарьевском доме [в доме А. М. Васнецова – двоюродного деда А. В. Васнецова]. Можно сказать, предки меня к искусству приобщили, они меня на него "настроили"» (Васнецов. 2005. С. 159). Дом своей бабушки художник сравнивал с Ноевым ковчегом – здесь на праздники собирались Мамонтовы, Праховы, Самарины, Кусковы, приходили М. В. Нестеров, П. Д. Корин, О. В. Кончаловская-Сурикова (Васнецов. 2005. С. 172–173).
В 1936–1941 гг. Васнецов занимался в изостудии Московского Дома пионеров под руководством А. М. Михайлова. Вместе с ним учились будущие художники: В. И. Иванов, Б. М. Неменский, А. М. Дубинчик, Л. Л. Берлин. В 1937 г. Михайлов организовал выставку учеников в Третьяковской галерее; показанный там ученический «Натюрморт с кофемолкой» Васнецова был опубликован в журнале «Юный художник».
В 1942–1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, служил в частях 48-й армии Брянского фронта сначала рядовым, затем сержантом и комсоргом батальона. После войны учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ; 1946–1952). Его преподавателями были А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров и П. П. Соколов-Скаля. Благодаря Гончарову усвоил художественную систему Вхутемаса и В. А. Фаворского, представления о ритме, художественной форме и законах построения композиции. В качестве дипломной работы представил картину-реминисценцию на произведение Г. Курбе «Похороны в Орнане», в которой впервые использовал характерный для своего дальнейшего творчества колорит с преобладанием чёрного и коричневого цветов. Работа не была допущена к защите. В 1948 г. женился на скульпторе Ирине Ивановне Анисимовой (в замужестве Васнецова) (1927–2014), которая стала соавтором некоторых его работ. В 1953 г. защитил диплом с картиной на тему колхозной жизни в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной под руководством П. М. Шухмина.
Ранний период творчества
С 1954 г. участник художественных выставок. Член Союза художников СССР (с 1956).
В середине 1950-х гг. появились первые работы в характерной для Васнецова «чёрной гамме»: «Натюрморт с чёрной курицей» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), показанный на Второй молодёжной выставке Московского отделения Союза художников СССР, «Женский портрет» (частное собрание; обе – 1955), портрет А. Леоновой (1956, частное собрание, Москва), «Тётя Маша» (1957, частное собрание). Сдержанный, почти монохромный колорит этих работ, построенный на богатстве тонов и оттенков, свидетельствовал об увлечении художника французской живописью 19 в., в частности Курбе и мастерами барбизонской школы.
В 1960-е гг. художественный язык Васнецова окончательно сложился. Колорит работ Васнецова строился на сочетании чёрного, коричневого, холодного голубого и серого цветов с добавлением охры, кирпично-красного или малинового. В композиционно-пространственных решениях рельефность форм совмещалась с уплощёнными силуэтами фигур. Художник говорил, что у каждого изображаемого предмета должна быть своя пространственная ось, чтобы предмет можно было мысленно повернуть вокруг неё: «Я заметил, что при этом создаётся очень ясная пространственность и естественность, "неприклеенность" предмета к фону. Стал смотреть старых мастеров: почти у всех есть такие оси» (цит. по: Базазьянц. 1989. С. 110). Особенности колорита своих работ Васнецов объяснял тем, что «задача построения предметно-силуэтного пространства... при конструктивном видении мира наиболее выгодно решается ограниченным подбором цветовых слоёв» (цит. по: Базазьянц. 1989. С. 100).
Проблемы ритма и сочетания рельефа и плоскости особенно наглядно решены в ряде ранних натюрмортов, лаконичность и монохромность которых дают исследователям основание сравнивать их с натюрмортами Дж. Моранди (Морозов. 2007. С. 222): «Кухонная полка с керосиновой лампой» (1959), «Кухонная полка с тарелками» (1965), «Натюрморт с графином» (1967, частное собрание, Москва).
Написанные в индивидуальной манере, работы начала 1960-х гг. одновременно свидетельствуют об увлечении Васнецова искусством П. Сезанна и А. Дерена. Бытовая тематика этих произведений также отсылает к искусству французских постимпрессионистов, изображавших гладильщиц, прачек, посетителей кафе, а также к популярному на рубеже 1950–1960-х гг. кинематографу неореализма: «Завтрак» (1962), «Гладящая бельё. Надин» (1961), «Чистят картошку» (1963; варианты 1990-х гг.), «Разговор» (1961) и «Обнажённая с чашкой. Стася» (1960).
Васнецов и суровый стиль
Ранний период творчества Васнецова по времени совпал с появлением сурового стиля. Ряд исследователей безоговорочно относят творчество художника к этому направлению (Каменский. 1989. С. 198–199). А. И. Морозов находил в живописи Васнецова отголоски философии экзистенциализма. Соглашаясь, что живопись Васнецова созвучна суровому стилю, историк искусства обратил внимание и на различия: «При сходной драматичности ощущения жизни, у "суровых" начала 60-х годов... присутствует отголосок того "советского"... идеализма, который возвышает "простого труженика", видит его в свете известной утопии, как бы в роли героического творца "новой жизни"... Ничего похожего у Васнецова никогда не было совершенно, в этом плане он гораздо больший пессимист и фаталист, – а по сути, реалист» (Морозов. 2007. С. 223).
Участие в выставке «З0 лет МОСХ»
В 1962 г. произведения «Завтрак», «Разговор» и «Вешают бельё» были показаны на выставке «З0 лет МОСХ» и вызвали негодование у Н. С. Хрущёва. Позднее Васнецов вспоминал о конфликте вокруг работы «Завтрак»: «Я думал о том, как поместить стол по отношению к мальчику, каково расстояние от стола до стены, и каким образом будет выглядеть стена <…> Для организации пространства картины мне нужно было, чтобы в том месте, где эта тарелка, ямка была. Я и не думал, естественно, что для Хрущёва она [пустая тарелка] окажется символом положения дел в сельском хозяйстве» (Васнецов. 2005. С. 164–165). В ответ на произошедшее Васнецов написал статью «Молодые художники служат народу» [«Правда». 1963. 14 января (№ 14). С. 4], в которой защищал право художников на новации, критиковал живопись, господствовавшую в «эпоху культа личности», говорил, что «новое содержание уже не укладывается в старые формы», и одновременно приветствовал художественную традицию, подчёркивая личное право мастера выбирать «в духовные отцы того, кто ему ближе», расширяя поле традиции до искусства европейского модернизма.
Зрелое творчество
Со 2-й половины 1960-х гг. отсылки к наследию художников-модернистов в искусстве Васнецова становятся всё менее очевидными: по словам А. И. Морозова, «мастер отрабатывает нечто вроде собственного канона» (Морозов. 2007. С. 224). В работах 2-й половины 1960-х – 1980-х гг. монументальная архитектоника композиций сочетается с живой пластикой, а в лаконичных, обобщённо трактованных фигурах сохраняется ощущение непосредственного движения тела. Динамичные силуэты крупных фигур, размещённые в неглубоком изобразительном пространстве, напоминали «о древних восточных рельефах или об угловато-архаизированных ритмах ар деко» (Морозов. 2007. С. 224).
С 1970-х гг. в искусстве Васнецова появляются многочисленные сцены охоты, а также групповые портреты, в которых важное место занимает изображение интерьера. Структура композиции в таких работах усложняется, дробится на множество сегментов и планов: «Осенний пейзаж с охотниками» (1976 и 1982), «Калитка» (1978), «Семья Гурия Захарова» (1977), «Автопортрет с семьёй» (1976), «Сборы на охоту» (1980–1985), «Возвращение с охоты» (1985), «Абрамцево. Дача» (1999). В основе таких произведений лежат личные переживания автора, стремившегося наделить реальный мир поэзией идеального, передать гармонию существования людей в кругу близких.
Особую группу работ 1970–1980-х гг. составляют портреты жены художника: «Портрет Ирины с барсучьими шкурами» (1970), «Але. Ирина Васнецова» (1980), «Спящая» (1983), «Лежащая (И. И. Васнецова)» (1985). В некоторых композициях художник использует нехарактерно яркий колорит с преобладанием красного и малинового цветов: «Ирина читает книгу» (1973), «Ирина лежит на диване» (1975). В большинстве портретов модель трактована обобщённо и монументально, что делает станковые картины Васнецова похожими на фрески. Сходство с фреской заметно не только в портретах, оно присуще художественному языку художника в целом. Проблемы ритма и пространства, рельефа и плоскости решались им как в станковых, так и в монументальных работах. Сам художник указывал на тесную связь этих двух направлений своего творчества: «Если монументальная живопись для меня – гражданская деятельность, то второе – как бы личный дневник художника, правда, без него я не смог бы сделать ничего остального» (Валериус. 1979. С. 40).
Монументальное искусство
Свои первые монументальные работы Васнецов создал сразу после окончания института, в 1953–1954 гг. Это были монументальные росписи на московской Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в павильонах «Лесоразведение» (совместно с Н. Ф. Мироновой) и «Совхозы» (совместно с Б. П. Милюковым). В 1950-е гг. он много работал вместе со своим учителем А. Д. Гончаровым. Вместе они выполнили панно для Международной торговой ярмарки в Лейпциге (1953), для международной выставки в Гааге (1956). Панно «Золотая Москва» для Всемирной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе и 4 панно для международной выставки в Нью-Йорке (1959) были созданы в соавторстве с Гончаровым и В. Б. Элькониным.
Сотрудничество с Элькониным, начавшееся в конце 1950-х гг., продолжилось в 1960-е гг. Совместно художники выполнили росписи «История стекольного дела в России» в интерьере Дворца культуры стекольного завода имени Володарского в г. Курлово Владимирской области (1958–1959; сграффито, фреска), «Москва и Варшава» в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве (1960–1961; сграффито), «Наука» и «Спорт» на торцах фасада Дома культуры в Пензе (1961), росписи в залах кафе «Дружба» в Москве, «Высшее образование в СССР» для советской выставки в Лондоне (обе работы – 1961; сграффито), панно «История почты» и «Космос» в вестибюле почтамта при московском Казанском вокзале (1962). Метод работы Васнецова и Эльконина, их творческое взаимодействие на основе идей В. А. Фаворского искусствовед С. Б. Базазьянц характеризует как возрождение и развитие идей советского монументального искусства 1930–1940-х гг. и указывает на сходство их пластического языка с европейской живописью 20 в. (Базазьянц. 1989. С. 36). По словам самого Васнецова, его задача состояла в организации интерьера здания с большими стенами, пустыми пространствами и отсутствием архитектурных членений при помощи средств живописи (Валериус. 1979. С. 40). Именно так оформлено кафе «Дружба», где архитектурное пространство подчинено живописному. Выполненное в коричнево-терракотовой гамме сграффито покрывает монолитные плоскости стен динамичными композициями, выделяет отдельные части интерьера и направляет движение посетителей от входа в глубь помещения.
Начиная с середины 1960-х гг. Васнецов часто обращался к технике мозаики. В 1966 г. создал работы «Времена года» в интерьере санатория имени А. И. Герцена в посёлке Кубинка Московской области (совместно с Н. И. Андроновым) и «Покорители космоса» в вестибюле Музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, которую считал этапной в своём творчестве. Художник вспоминал, что особенности архитектурного пространства повлияли на структуру созданной им мозаичной композиции: «Когда я... впервые увидел это место, предназначенное для мозаики, то немного оторопел. Не было хорошо обозреваемой стены – того, что принято считать достойным местом для живописи. Стена семиметровой высоты делила интерьер на две части. К тому же сверху, с лестницы, стена уже представлялась в особых масштабах и ракурсах. Сложность осмотра нижнего этажа, нависший потолок, который с некоторых точек перекрывал плоскость, разрезая её на части, – всё это поначалу пугало, было совершенно непривычным» (Валериус. 1979. С. 41). Учитывая особенности архитектуры, Васнецов визуально подчеркнул тяжесть стены и ввёл в композицию разномасштабные фигуры.
В 1967 г. Васнецов вместе с Андроновым и Элькониным создал мозаику на здании кинотеатра «Октябрь» в Москве площадью 2000 м2, сложенную из натуральных камней – мрамора, гранита, карельских кварцитов, яшмы. В этой работе Васнецов использовал композиционно-пространственные приёмы, разработанные им в «Покорителях космоса». В 1973 г. совместно с В. Н. Челомбиевым оформил мозаикой кинотеатр «Сатурн» в Тольятти, абстрактный геометрический рисунок которой перекликается с архитектурным ритмом членений фасада и волнообразным движением лестницы. Другим масштабным произведением Васнецова стала мозаика «Человек и печать» в интерьере нового здания газеты «Известия» (1977–1978), выполненная в холодной серой гамме; её композиция ритмично разделяет поверхность стен на отдельные сегменты, в которых изображены сцены из истории прессы в России и СССР. За эту работу Васнецов и его соавтор Андронов в 1979 г. были награждены Государственной премией СССР.
Отдельный раздел в наследии Васнецова-монументалиста образуют скульптуры и рельефы на фасадах зданий. В 1962 г. художник совместно с Элькониным и скульпторами Ю. В. Александровым, И. Д. Александровой, Т. М. Соколовой создал рельеф «Музыка» на фасаде концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве. В 1962 г. в соавторстве с Александровым и Васнецовой оформил внешнюю стену плавательного бассейна аэроклуба ДОСААФ в Москве – один из первых примеров листовой медной скульптуры на фасаде здания в советском монументальном искусстве, в технике, создающей выразительный контраст объёмного металлического рельефа и гладкой стены. В 1970 г. выполнил декоративные скульптуры из металла «Музы» на здании драматического театра в Туле (в соавторстве с Васнецовой и Д. М. Шаховским), в 1972 г. – горельеф «Трубящие Славы» на фасаде Музея боевой комсомольской славы имени героя СССР Александра Матросова в Великих Луках (в соавторстве с Васнецовой). Для решения традиционной советской патриотической темы художники использовали аллегорические образы, что позволяло избежать жанрового правдоподобия и добиться большей торжественности.
В 1972 г. Васнецов выполнил ещё одну крупную работу – монументально-декоративную композицию на здании Дворца культуры химиков в Уфе – 20 фигур (2,2 м высотой каждая), парящих над кованой решёткой, опоясывающей верхнюю часть здания. Композиция ансамбля меняется в зависимости от точки обзора, повторяющиеся металлические колонны и полосы решётки образуют динамичный пространственный орнамент.
К 1975 г. относятся декоративные скульптуры «Фонари» на фасаде нового здания Московского художественного академического театра в Москве. В этой работе Васнецов поставил перед собой задачу при помощи оформления вписать модернистское здание театра в архитектуру старой Москвы. Фонари, имеющие, прежде всего, функциональное значение, напоминают также о старых мхатовских светильниках авторства Ф. О. Шехтеля. Другими городскими объектами авторства Васнецова стали фонтан на центральной площади г. Архангельск (1975–1981) и скульптурная группа «История транспорта» в Тольятти, состоящая из композиций «Пароход», «Паровоз» и «Воздушный шар» (1972–1975).
С середины 1970-х гг. Васнецов работал над комплексными заказами. Ему принадлежит художественное решение здания Государственного музыкально-драматического театра Тувинской АССР в Кызыле (1976–1981). Художник выполнил витражи в интерьере по эскизам Эльконина, а также деревянные рельефы снаружи здания (совместно с Шаховским). Во внешнем облике театра обыграно сочетание белого тяжёлого бетона с лёгкой ажурной деревянной резьбой и достигнуто единство лаконичной модернистской архитектурной формы и национальных художественных мотивов. Схожая задача была поставлена при оформлении «Русского ресторана» (1979–1980, Международный центр торговли, Москва), где в современное здание добавлены декоративные элементы теремной архитектуры и нарышкинского барокко. По рисункам Васнецова были выпущены мебель, посуда, 60 люстр, 300 стульев, 60 столов, 8 витражей и 15 зеркал. На девяти гобеленах, вытканных по эскизам художника и отсылающих к старинным географическим картам, были обозначены торговые связи России. В связи с последней работой искусствовед С. Б. Базазьянц упоминала о расхожем среди художников понятии «васнецовский классицизм», сводимый «к особому пониманию традиции», с одной стороны, и к решению задач современной архитектуры – с другой (Базазьянц. 1989. С. 22).
Комплексные решения художник предлагал также в проектах оформления интерьеров нового здания посольства СССР в ФРГ, в Бонне (1983–1989), и интерьеров гостиницы «Марриотт» в Москве (1994).
Преподавательская и административная деятельность
Параллельно с творческой работой Васнецов преподавал в Московском полиграфическом институте: вёл занятия по рисунку (с 1975), возглавлял кафедру рисунка, живописи и композиции (1980–2003).
Председатель правления Союза художников СССР (1988–1992). Член Президиума Российской академии художеств (1997).
Государственная премия СССР (1979). Орден Дружбы народов (1994). Премии Совета Министров СССР (1985), президента РФ (1998).
Сын – Фёдор Андреевич Васнецов (1959–1996), живописец и график, член Союза художников (с 1989).