Евстигнеев Евгений Александрович
Евстигне́ев Евге́ний Алекса́ндрович (9.10.1926, Нижний Новгород – 4.3.1992, Лондон; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище), российский актёр, народный артист СССР (1983).
В 1951 г. окончил Горьковское театральное училище (ныне Нижегородское).
В 1951–1954 гг. во Владимирском областном театре драмы имени А. В. Луначарского [Швандя – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1952), Меркуцио – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1953)].
В 1956 г. окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и вошёл в труппу Московского Художественного академического театра (МХАТ). В том же году один из основателей «Студии молодых актёров» (ныне Московский театр «Современник»), где работал до 1970 г.: Чернов («Вечно живые» В. С. Розова, 1956), Король («Голый король» Е. Л. Шварца, 1960), Куропеев–Муровеев («Назначение» А. М. Володина, 1963), А. В. Луначарский («Большевики» М. Ф. Шатрова, 1967), Сатин («На дне» М. Горького, 1968), Дорн («Чайка» А. П. Чехова, 1970); поставил спектакль «Третье желание» Б. Блажека (1961).
В 1971–1988 гг. актёр МХАТа (после разделения театра – в труппе под руководством О. Н. Ефремова): Пётр Хромов («Сталевары», 1972, Г. К. Бокарева; Государственная премия СССР, 1974), Иван Адамыч, Фёдор Карлыч, Табак [«Старый Новый год» (1973), «Эшелон» (1975), «Перламутровая Зинаида» (1987), все – М. М. Рощина], Соболевский («Медная бабушка», 1975, Л. Г. Зорина), Шабельский («Иванов»), Чебутыкин («Три сестры», оба – 1976), Дорн («Чайка», 1982), Серебряков («Дядя Ваня», 1985) – все Чехова; Соломахин («Заседание парткома», 1975), Окунев («Обратная связь», 1977), Девятов («Мы, нижеподписавшиеся», 1979) – все А. И. Гельмана, Хлынов («Горячее сердце», 1978, А. Н. Островского).
В начале 1990-х гг. играл в других театрах: Фирс («Вишнёвый сад», 1990, Чехова, Театр Антона Чехова), Глов-отец («Игроки-XXI», 1992, по Н. В. Гоголю, «АРТель АРТистов Сергея Юрского» совместно с МХАТом имени Чехова).
Актёр неограниченного диапазона, редкой органики, умел сочетать острую сатиру с тонким лиризмом, эксцентрику с трагикомедией, гротеск с точным психологическим анализом, музыкальность и пластичность с реалистической трактовкой образа; работы Евстигнеева выделялись внутренней гармонией и завершённостью художественной формы.
С 1957 г. в кино (фильм «Поединок»).
Снимался в фильмах: «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Золотой телёнок» (1968), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), «Скверный анекдот» (1966),
«Бег» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Повесть о неизвестном актёре» (1976), «Ещё люблю, ещё надеюсь…» (1984), «Демидовы» (1983), «Ночные забавы» (1991); в телефильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Собачье сердце» (1988; Государственная премия РСФСР, 1990) и др.
Озвучивал художественные и анимационные фильмы; участвовал в радиоспектаклях.
В 1976–1985 гг. преподавал в Школе-студии МХАТ (в 1983 поставил «На дне» Горького), профессор (с 1977).
Премия «Хрустальная Турандот» за долголетнее и доблестное служение театру (1992, посмертно).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1982), Ленина (1986).
С 2003 г. Нижегородское театральное училище носит имя Е. А. Евстигнеева.
В 2006 г. на Театральной площади Нижнего Новгорода (улица Большая Покровская, дом 13) установлен памятник актёру (скульптор В. А. Полянский).