Маслоу Абрахам
Ма́слоу А́брахам, Абрахам Гарольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) (1.4.1908, Бруклин, Нью-Йорк – 8.6.1970, Менло-Парк, Калифорния), американский психолог, профессор психологии Бруклинского колледжа, Университета Брандейса. Автор более 100 научных работ, теории иерархии потребностей («пирамида Маслоу»), термина «позитивная психология». Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии. Его идеи оказали влияние как на академическую психологию, так и на современную немедицинскую психотерапию, экономику, менеджмент, образование.
Детские и юношеские годы. Профессиональное становление
Абрахам (Эйб) Маслоу родился в бедной еврейской семье. Родители – Самуил Маслоу (Samuel Maslow, 1886–1948), бондарь, и Роза Маслоу, урождённая Шиловская (Rose Schilofsky), – эмигранты из России, двоюродные брат и сестра. В семье было семеро детей, Абрахам – старший из них. Отношения с родителями у Абрахама были напряжённые, своё детство он описывал как несчастливое. Уже в детстве он столкнулся с антисемитизмом. В 13 лет прошёл обряд бар-мицва, однако это привело только к его окончательному разрыву с религиозными практиками.
Посещал государственную школу Нью-Йорка, был отличником. С января 1922 г. учился в одной из лучших школ Бруклина – средней школе для мальчиков (the Boys High School in Brooklyn). Много времени проводил в библиотеках, входил в несколько объединений учащихся, где развил вкус к чтению и музыке, интерес к литературе и социальным проблемам. Был редактором школьного журнала Latin Magazine и школьной газеты по физике Principia.
В 1925 г. поступил в Городской колледж Нью-Йорка (City College of New York, CCNY). В сентябре 1926 г. по совету отца перешёл в Бруклинскую юридическую школу (Brooklyn School of Law), но быстро потерял интерес к изучению права. Зимой 1927 г. перевёлся в Корнеллский университет (Итака, штат Нью-Йорк), где среди его преподавателей был профессор психологии Э. Б. Титченер, там же он познакомился со статьями бихевиориста Дж. Б. Уотсона. Не завершив года обучения в Корнелле, вернулся в Городской колледж Нью-Йорка и окончил его в 1928 г. В сентябре 1928 г. поступил в Висконсинский университет в Мадисоне, чтобы изучать психологию (the School of Psychology at the University of Wisconsin, Madison). 31 декабря 1928 г. женился против воли родителей на своей кузине Берте Гудман (Bertha Goodman, 1909–1995). Свой счастливый брак он описывал как настоящее начало жизни. В браке родились две дочери, Энн и Элен.
Одним из профессоров Висконсинского университета, оказавших влияние на молодого Маслоу, был антрополог Р. Линтон (Ralph Linton, 1893–1953). Обучение Маслоу в университете имело явную бихевиористскую направленность; он сосредоточился на классических лабораторных исследованиях собак и обезьян, его научными руководителями стали Х. Кейсон (Hulsey Cason, 1893–1951) и Г. Харлоу. За свои работы в Висконсине он последовательно получил степени бакалавра (весна 1930), магистра (за исследование влияния различных внешних условий на обучение, запоминание и воспроизведение; защита прошла летом, степень получил в октябре 1931) и доктора (за исследование доминирования в социальном и сексуальном поведении приматов, 1934).
Первые научные публикации Маслоу появились в Journal of Comparative Psychology («Журнал сравнительной психологии») и были посвящены поведению приматов и «эмоции» отвращения у собак (1932).
24 сентября 1934 г. Маслоу был принят на двухлетнюю программу по медицине в Висконсинском университете, однако уже весной 1935 г. прекратил обучение.
Работа в Нью-Йорке: Колумбийский университет, Бруклинский колледж
Услышав выступление Маслоу на конгрессе Американской психологической ассоциации (Анн-Арбор, Мичиган), Э. Торндайк осенью 1935 г. предложил ему позицию постдока (с 1 августа 1935 по 30 июня 1936) в программе «Природа человека и социальный порядок» (Human Nature and the Social Order program), которую разрабатывал Институт исследований в области образования (Institute for Educational Research) и спонсировал Фонд Карнеги. До 1937 г. Маслоу работал ассистентом Торндайка, преподавал в Педагогическом колледже Колумбийского университета (Teachers College, Columbia University) и продолжал исследования сексуальности и доминирования, теперь у людей.
С 1937 по 1951 гг. он преподавал в Бруклинском колледже (Нью-Йорк), где в 1946 г. получил профессорское звание.
Работа в Нью-Йорке (в Колумбийском университете, а затем в Бруклинском колледже, сотрудничество с Новой школой социальных исследований) дала Маслоу возможность контактировать с выдающимися учёными, в том числе эмигрировавшими из Европы; особое значение имело его общение с А. Адлером, Г. Бейтсоном, Р. Бенедикт, М. Вертгеймером, К. Гольдштейном, К. Коффкой, М. Мид, Э. Фроммом, К. Хорни.
Так, общение и дружба с А. Адлером, посещение его семинаров привели к появлению публикации Маслоу, посвящённой сравнению поведения людей и приматов, в International Journal of Individual Psychology («Международный журнал по индивидуальной психологии»; Maslow. 1935). Позже Маслоу признавал, что индивидуальная психология Адлера была одним из истоков гуманистической психологии. К. Гольдштейн познакомил Маслоу со своими представлениями об анатомической и функциональной целостности организма и с разрабатываемым им в те годы понятием «самоактуализация», оказавшимся впоследствии таким важным для Маслоу.
Значимыми для него стали и контакты с гештальтпсихологом М. Вертгеймером и антропологом Р. Бенедикт. Влияние Вертгеймера было многообразным: он показал пример мастерства преподавания, познакомил с явлением инсайта не только в западной, но и в восточной традиции, поддерживал интерес Маслоу к психологии живописи и музыки, обсуждал его исследовательские проекты. Благодаря Бенедикт Маслоу был принят в кругу антропологов Колумбийского университета, стал участником кросс-культурного исследования и экспедиции к индейцам в канадскую провинцию Альберта (лето 1938), а в его книге «Психология личности» (1954) появилась глава, рассматривающая личность с антропологической точки зрения. Наблюдая с восхищением за Вертгеймером и Бенедикт, Маслоу стал делать о них дневниковые записи, этот анализ послужил в дальнейшем основой для его теории человеческого потенциала и самоактуализации.
Ещё в 1932–1933 гг., во время обучения в Мэдисоне, Маслоу прочитал «Толкование сновидений» и другие работы З. Фрейда, однако интерес к психоанализу трудно было поддерживать в бихевиористской среде. В конце 1930 – 1940-х гг. Маслоу познакомился с психоаналитиками Э. Фроммом, К. Хорни, Д. Леви (David M. Levy, 1892–1977), А. Кардинером, Ш. Радо, Ф. Александером и др., изучил их работы. Маслоу проходил психоанализ по крайней мере трижды: в конце 1940-х гг. – у Эмиля Оберхольцера (Emil Oberholzer, 1883–1958), в начале 1950-х гг. – у Феликса Дойча (Felix Deutsch, 1884–1964), в 1960-х гг. – у Гарри Ранда (Harry Rand).
Большое влияние на Маслоу оказало знакомство с биологом Л. фон Берталанфи, переехавшим в США из Вены в 1949 г., и его общей теорией систем.
Как преподаватель Маслоу пользовался успехом у студентов, которые называли его Фрэнком Синатрой Бруклинского колледжа. Интерес к человеческой сексуальности перерос в анализ проблем семьи, женской психологии, что стало темой учебных курсов Маслоу, его научных исследований и публикаций, в частности в The Journal of Social Psychology («Журнал социальной психологии»; Maslow. 1939; 1942).
В это же время в учебных курсах по патопсихологии Маслоу разрабатывал своё понимание нормальной, здоровой личности. В результате в книге «Принципы патопсихологии» («Principles of Abnormal Psychology», 1941), написанной Маслоу в соавторстве с Б. Миттельман (Bela Mittelmann), появилась глава «Идеальная личность и цели» («The Ideal Personality and Goals»).
В 1943 г. Маслоу представил свою теорию иерархии потребностей, которая сегодня известна как «пирамида Маслоу». В начале 1943 г. он опубликовал статью «Введение в теорию мотивации» (Maslow. A preface ... 1943), а осенью – статью «Теория мотивации человека» (Maslow. A theory ... 1943); в них Маслоу утверждал, что потребности организованы иерархически, и перечислял их от низших к высшим: физиологическое благополучие, безопасность, любовь, уважение, самоактуализация. Природа человека состоит в непрерывном удовлетворении потребностей; условием удовлетворения потребностей более высокого уровня является предварительное удовлетворение потребностей более низких уровней. Сущность развития человека – в переходе к метапотребностям, потребности стать тем, на что ты способен.
С февраля 1947 г. в связи с ухудшением здоровья Маслоу на время снизил нагрузку, прервал работу в университете. В это время он помогал братьям в их корпорации Maslow Cooperage в Плезантоне (штат Калифорния), подружился и сотрудничал с Эльзой Френкель-Брунсвик в Университете Беркли, провёл для её коллег семинар по проблемам мотивации, который его участники (в группу входили Э. Толмен, Д. Креч, Д. Маккиннон и др.) позже оценивали как значительное профессиональное событие. В начале 1949 г. Маслоу вернулся к своей работе в Бруклине.
В 1950 г. в статье «Самоактуализирующиеся люди: исследование психологического здоровья» (Maslow. 1950) на основе личностных профилей известных людей (Маслоу по своим предпочтениям и на основе опроса студентов отобрал Т. Джефферсона, А. Эйнштейна, Э. Рузвельт, Сократа, Аристотеля, Б. Спинозу, А. Бергсона и др., а также своих личных знакомых Р. Бенедикт и М. Вертгеймера) он изложил свои интуитивные представления о качествах самореализующихся людей.
Профессор Университета Брандейса
Весной 1951 г. Маслоу переехал в Бостон и до 1969 г. возглавлял факультет психологии Университета Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс, в 14 км от Бостона). Среди его сотрудников были Дж. Келли, У. Найссер, К. Гольдштейн, Ш. Бюлер. Деятельность Маслоу этого периода была особенно плодотворна.
В 1957 г. Маслоу предложил термин «гуманистическая психология»; его теории иерархии потребностей и самоактуализации стали фундаментальными для гуманистического движения. При участии Ш. Бюлер, К. Гольдштейна, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла была организована Ассоциация гуманистической психологии (1961). Весной 1961 г. Маслоу и Э. Сутич основали Journal of Humanistic Psychology («Журнал гуманистической психологии»). Гуманистическая психология оформилась как «третья сила» в американской психологии (наряду с психоанализом и бихевиоризмом), а Маслоу стал её лидером. Тем не менее в 1963 г. он отклонил свою кандидатуру на пост президента Ассоциации гуманистической психологии, поскольку в соответствии с гуманистическим подходом считал, что организация должна развиваться без формального лидера.
Маслоу также создал первый университетский Центр психологического консультирования (1952), осуществлявший в основном консультирование студентов, и пригласил Е. М. Ганфман в Университет Брандейса на должность профессора психологии и руководителя этого центра. Летом 1954 г. Маслоу сам получил новый опыт в качестве консультанта военнослужащих по оценке черт характера и улучшению процесса принятия решений на базе ВВС Максвелл в Алабаме (the Maxwell Air Force base in Alabama). Вместе с К. Роджерсом Маслоу участвовал в Первой конференции по теории личности и практике консультирования в Университете Флориды (январь 1961).
В этот период были написаны самые известные книги Маслоу, которые можно рассматривать как своеобразную трилогию.
«Мотивация и личность» («Motivation and Personality», 1954), написанная как учебник для студентов в сотрудничестве с Рикардо Морантом (Ricardo Morant, 1926–2019). На основе холистического подхода к личности в этой книге Маслоу детально представил теории иерархии потребностей, метапотребностей, самоактуализирующихся личностей, пиковых переживаний, рассмотрел вопросы психологической нормы и здоровья личности; в этой книге впервые предложено понятие «позитивная психология».
Работа «На пути к психологии бытия» («Toward a Psychology of Being», 1962), которую Маслоу посвятил К. Гольдштейну, по сути, явилась продолжением предыдущей. В этой книге Маслоу описал два стремления человека – к безопасности и гомеостазу (покрывающим дефицит) и к росту и развитию (открывающим бытие), рассмотрел дефицитарные (Д-) и бытийные (Б-) потребности, ценности, познание, любовь, творчество. Он поставил задачу разработки Б-психологии, психологии бытия (Being-psychology).
В работе «Религия, ценности и пиковые переживания» («Religion, Values and Peak-Experiences», 1964) Маслоу продолжил исследовать предельные ценности, отличающие самоактуализирующихся людей, описал пиковые переживания, с одной стороны, как трансцендентные, а с другой – как дающие ощущение тождественности самому себе (бытия самим собой). Во время пикового переживания человек одновременно чувствует себя частью мира и ощущает свою самодостаточность.
Ещё одна работа Маслоу этого периода – «Психология науки» («The Psychology of Science», 1966). По свидетельству самого автора, книга была вдохновлена работой Т. Куна «Структура научных революций» (1962) и представила психологическое прочтение различения «нормальной» и «революционной» науки (по Куну), которые были соответственно описаны как «наука о безопасности» и «наука о росте». Обсуждая методы науки, Маслоу сформулировал методологический принцип, известный как «молоток Маслоу»: «Если всё, что у вас есть, это молоток, всё выглядит как гвоздь» (Wirth. 1966. P. X).
Круг научного сотрудничества Маслоу продолжал расширяться. Так, общение с Г. Маркузе, с которым Маслоу обсуждал связь психоанализа и цивилизации, П. А. Сорокиным, разрабатывающим идею творческого альтруизма, Р. Хартманом (Robert S. Hartman, 1910–1973), одним из последних учеников К. Левина, предложившим психометрический подход в аксиологии, привело к созданию Института ценностей (the Values Institute) в Бостоне, а также к организации Первой научной конференции по знаниям и человеческим ценностям в Массачусетском технологическом институте (4–5 октября 1957); среди участников этой конференции были Э. Фромм, К. Гольдштейн, Г. Олпорт, Л. фон Берталанфи, Судзуки Дайсэцу Тэйтаро, П. Тиллих, П. А. Сорокин.
Маслоу был открыт новому опыту, проявлял интерес к культурологическим практикам. Так, он познакомился с работами К. Г. Юнга, восточными религиозными учениями, в том числе дзен-буддизмом. Многочисленные служители различных конфессий находили совпадение некоторых идей Маслоу с религиозными традициями. Во время своего творческого отпуска в Мексике (Куэрнавака, 1958–1959) Маслоу общался с мексиканским психологом Рохелио Диасом Герреро (Rogelio Díaz Guerrero, 1918–2004), что позволило ему сравнить местную индоамериканскую и латиноамериканскую культуру с англосаксонской и еврейской. Его профессиональные и культурологические интересы становились темами выступлений перед неакадемической аудиторией. Так, он вёл т. н. группы встреч (в частности, в сентябре 1966) в Эсаленовском институте Калифорнии (Esalen Institute of California), центре гуманистически ориентированных междисциплинарных исследований, с 1962 г. организующем семинары и мастер-классы в области психического здоровья, интегрального мышления, духовных практик для всех желающих.
В 1967 г. Маслоу был удостоен звания «Гуманист года», а в 1968 г. избран президентом Американской психологической ассоциации.
Последние годы жизни
К концу 1967 г. здоровье Маслоу ухудшилось, в декабре он был госпитализирован из-за проблем с сердцем, возможно, это были последствия инфаркта. Почти отойдя от преподавательской деятельности, Маслоу посвятил себя разработке философии и этики, распространению своих идей на политическую и социальную сферы, в частности на сферы творчества и образования. Он всё больше склонялся к тому, что гуманистическая психология не способна объяснить различные мистические, экстатические, духовные состояния человека, выходящие за границы понятия самоактуализации. К пяти уровням иерархии потребностей он добавил шестой уровень – потребность в трансцендентности. Будучи атеистом, Маслоу отвергал институционализированную религию, но признавал потребность человека в высшем, духовном, говорил о Боге скорее в философских терминах, как о принципе красоты и истины, стремился поместить трансцендентные переживания в рамки позитивистского взгляда на мир. Эти идеи были сформулированы в книге «Дальние пределы человеческой психики» («The Farther Reaches of Human Nature», 1971), вышедшей уже после смерти автора.
В 1967 г. в Менло-Парке (Калифорния) состоялась встреча небольшой рабочей группы, в которую вошли в том числе А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф; целью было создание «трансгуманистической» психологии, направленной на изучение экстраординарного опыта человека, необычных состояний сознания; в результате появилась «четвёртая сила в психологии» – трансперсональная психология. В 1969 г. Маслоу, Гроф и Сутич основали Journal of Transpersonal Psychology («Журнал трансперсональной психологии»).
В декабре 1968 г. У. Лафлин, президент и главный исполнительный директор Института Лафлина в Менло-Парке, предложил Маслоу стипендию и должность научного сотрудника в своём институте. Маслоу это приглашение принял и переехал в Менло-Парк, где работал последний год жизни.
Маслоу скоропостижно скончался в возрасте 62 лет: во время пробежки у него случился инфаркт. Похоронен недалеко от Бостона, на Аметистовой тропе кладбища Маунт-Оберн (Mount Auburn Cemetery, Amethyst Path). Рядом похоронена его жена.
Маслоу написал более ста книг и статей. Ежеквартальный научный журнал Американской психологической ассоциации (Review of General Psychology) в 2002 г. поставил Маслоу на 10-е место среди самых цитируемых психологов 20 в.
Вклад в психологию
Иерархия потребностей Маслоу является, вероятно, одной из самых известных психологических концепций. Он ввёл термин «метамотивация» для описания людей, движимых силами, выходящими за рамки их основных потребностей, мотивированных призванием, миссией или жизненной целью. В конце жизни Маслоу пришёл к выводу, что самоактуализация не является автоматическим результатом удовлетворения других человеческих потребностей. При этом в работах самого Маслоу схемы иерархии потребностей в виде пирамиды нет, только в работе одного из его учеников появляется схема в виде ступеней лесенки (Davis. 1957). Пирамида – интерпретация неизвестного авторства, которая стала чрезвычайно популярной. Теория иерархии потребностей получила широкое распространение не только в академической психологии, но и в смежных областях – в образовании, менеджменте, экономике, даже в истории и криминологии.
Процесс самоактуализации как стремление человека полностью раскрыть свой потенциал является в теории Маслоу ключевым. Ныне особое значение, в том числе прикладное, имеет вопрос о контроле, управлении поведением, при этом самоактуализация противопоставляется манипуляции. Так, идеи Маслоу о самоактуализации стали теоретическим фундаментом работы Э. Шострома «Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации» (Shostrom. 1967).
Гуманистическая психология в целом и теории Маслоу в частности породили несколько различных направлений в консультировании и психотерапии, основанных на идее, что люди обладают внутренними ресурсами для роста и исцеления, а цель терапии состоит в достижении здорового функционирования. Наиболее известной из них является клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Самого Маслоу причисляют к основателям современного ресурсного подхода в практике психологической помощи.
Вопреки сложившейся традиции Маслоу сосредоточился не на патологии и её коррекции, а на теме психического здоровья, подчеркнув это введённым им термином «позитивная психология». Этот подход повлиял на развитие позитивной психотерапии, основанной в 1968 г. Н. Пезешкианом (Nossrat Peseschkian, 1933–2010), – транскультурального гуманистического метода психодинамической психотерапии. С 1998 г. интерес к позитивной психологии возродился, возникло новое направление в современной психологии, связанное с именем М. Селигмана (Martin E. P. Seligman, род. 1942), предложившего научный подход к изучению позитивных чувств, положительных черт характера, а также институтов, способствующих развитию таких чувств и качеств.
Понимая, что нельзя улучшить мир с помощью индивидуальной психотерапии, Маслоу подчёркивал значение социального окружения для личностной самореализации и ставил вопрос о том, каким бы было общество, в котором доля альтруистичных и творческих людей была бы выше современного среднего уровня. Для описания культуры, которая будет создана самоактуализирующимися людьми в защищённой среде, свободной от внешнего вмешательства, он ввёл понятие «эупсихея» (1961), а затем вписал свою поначалу утопическую идею в контекст организационной психологии, рассматривая эупсихею как хорошее управление, позволяющее людям расти, реализовывать себя, актуализировать свой потенциал, удовлетворять метапотребности («Эупсихический менеджмент», «Eupsychian Management», 1965). Продолжением этой линии исследований можно считать современный The Good Project Г. Гарднера, У. Деймона и М. Чиксентмихайи, посвящённый разным сторонам качества жизни: «хорошей» работе, «хорошему» образованию, «хорошему» взаимодействию людей и т. д. В этом проекте принимают участие и российские психологи.
Критика
Подход Маслоу вызвал много критических замечаний, особенно со стороны приверженцев количественных методов исследования. Во-первых, биографический анализ как метод крайне субъективен, личное мнение подвержено предвзятости, что снижает достоверность любых полученных данных. Во-вторых, в теории Маслоу слишком много исключений, которые он признавал, но не старался объяснить. Так, осталось неразрешённым противоречие, связанное с тем, что люди, не получающие удовлетворения базовых потребностей, нередко достигают самореализации (например, в творчестве), и наоборот, люди, удовлетворившие свои базовые потребности, вовсе не обязательно переходят на уровень реализации себя.
Маслоу признавал, что опирается на пилотные исследования, отрывочные сведения, личные наблюдения. Сформулированные в общих чертах, многие его положения остаются гипотезами, которые нуждаются в дискуссии и проверке.