#Классики психологии
Классики психологии
Тег

Классики психологии

Классики психологии
Найденo 60 статей
Дональд Томас Кэмпбелл
ПсихологиПсихологи
Кэмпбелл Дональд Томас
Кэ́мпбелл До́нальд То́мас (1916–1996), американский психолог, социолог и философ. Сфера научных интересов – социальная психология. Автор социально-психологической теории реального группового конфликта. Известен благодаря работам в области логики и методологии научного исследования: методик и планирования социально-психологических экспериментов, достоверности полученных результатов, научных выводов и рекомендаций. Ученик Э. Толмена и К. Левина. Член Национальной академии наук США, президент Американской психологической ассоциации (1975). Лауреат множества научных наград, среди которых стипендия Уильяма Джеймса (Джемса; 1989), премия Американской психологической ассоциации за значительный научный вклад в психологию (1970). Почётный доктор Флоридского (1975), Мичиганского (1974), Чикагского (1978), Северо-Западного (1983) университетов, а также Университета Южной Калифорнии (1979) и Осло (1986).
Психологи
Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).
Алексей Леонтьев
Психологи
Франкл Виктор
Франкл Ви́ктор (1905–1997), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа. Его опыт выживания в условиях концентрационного лагеря (1942–1945) послужил стимулом и материалом для разработки положений логотерапии, а также их подтверждением. Центрированный на поисках смысла жизни подход Франкла продолжает быть актуальным в 21 в., а его последователи образуют широкое профессиональное движение по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях.
Виктор Эмиль Франкл. 1954
Психологи
Олпорт Флойд Генри
О́лпорт Флойд Ге́нри (1890–1979), американский социальный психолог, психолог личности. Считается основателем социальной психологии. Ввёл такие понятия, как: социальная фасилитация, социальное развитие и спад, круговое и линейное социальное поведение, доминирующие рефлексы и привычки, индивидуальные диспозиции и многие др. Одним из первых начал использовать рациональные эмпирические поведенческие модели в социальной психологии.
Флойд Генри Олпорт. Социальная психология. Нью-Йорк. 1924
Психологи
Стивенс Стэнли
Сти́венс Стэ́нли (1906–1973), американский психолог, один из ведущих специалистов в области сенсорной психофизики. Автор степенного психофизического закона, носящего его имя (закон Стивенса), создатель методов прямого шкалирования ощущений. Занимался проблемой измерения в психологии, предложил широко используемую классификацию шкал, выделив номинальную шкалу, шкалу порядка, шкалу интервалов и шкалу отношений. Внёс существенный вклад в развитие психоакустики.
Стэнли Стивенс. 1946
Психологи
Олпорт Гордон
О́лпорт Го́рдон (1897–1967), американский психолог, профессор Гарвардского университета, один из основоположников психологии личности. Разрабатывал психологию личности как область исследований, граничащую с социальной психологией, изучал межгрупповые отношения, предложил теорию и методику изучения предубеждений и дискриминации. Разработал теорию черт личности. Один из основателей гуманистической психологии.
Гордон Олпорт
Психологи
Маслоу Абрахам
Ма́слоу А́брахам (1908–1970), американский психолог, профессор психологии Бруклинского колледжа, Университета Брандейса. Автор более 100 научных работ, теории иерархии потребностей («пирамида Маслоу»), термина «позитивная психология». Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии. Его идеи оказали влияние как на академическую психологию, так и на современную немедицинскую психотерапию, экономику, менеджмент, образование.
Абрахам Маслоу
Психологи
Грегори Ричард
Гре́гори Ри́чард (1923–2010), британский когнитивный психолог, специалист в области зрительного восприятия и зрительных иллюзий. Автор «теории гипотез» в восприятии. Изобрёл несколько оптических приборов. Основал и на протяжении многих лет возглавлял научный журнал Perception («Восприятие»). Популяризатор психологии восприятия. Член Эдинбургского королевского общества и Лондонского королевского общества. Награждён медалью Фарадея Лондонского королевского общества (1992), Золотой медалью Королевского медицинского общества (1999). Командор ордена Британской империи (1989).
Ричард Грегори. 1965
События в сфере общественной жизни
Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий
Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий. Жизненный и творческий путь С. Л. Рубинштейна, лидера советской психологии середины 20 в., проходил в условиях сложного и переломного времени для науки и страны в целом. В истории гуманитарного знания до сих пор существуют различные позиции (А. С. Арсеньев, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский, В. Н. Порус, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) в трактовке того времени и характерных для него взаимоотношений в науке, в понимании действий её ведущих персонажей: психологов, философов, физиологов, педагогов. Так, В. П. Зинченко считал, что по сравнению с разгромом генетики, кибернетики и репрессиями против учёных ряда других областей психологии ещё повезло, ибо она обошлась почти без жертв. Однако философ и психолог Г. Г. Шпет был расстрелян в 1937 г., как и психотехник И. Н. Шпильрейн; философ, автор работ о личности Л. П. Карсавин погиб в тюрьме в 1952 г. Пострадали и другие психологи, среди них – лауреат Сталинской премии 2-й степени, член-корреспондент Академии наук СССР и академик Академии педагогических наук РСФСР (ныне РАО) С. Л. Рубинштейн. На фоне институционально-персонологической реконструкции эволюции советской психологии (Семёнов. 2018) обратимся к обзору основных фактов научной биографии Рубинштейна самого тяжёлого её периода – в условиях репрессий конца 1930-х – начала 1950-х гг. [хотя формально его опала продолжалась меньше – с 1948 по 1956 гг., от отставки с поста заместителя директора Института философии АН СССР (ИФ АН, ныне Институт философии Российской академии наук) до восстановления в ИФ АН в должности заведующего сектором философских проблем психологии].
Исторические эпохи и события
1
2
3
4
5