Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий
Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий. Жизненный и творческий путь С. Л. Рубинштейна, лидера советской психологии середины 20 в., проходил в условиях сложного и переломного времени для науки и страны в целом. В истории гуманитарного знания до сих пор существуют различные позиции (А. С. Арсеньев, А. В. Брушлинский, В. А. Лекторский, В. Н. Порус, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) в трактовке того времени и характерных для него взаимоотношений в науке, в понимании действий её ведущих персонажей: психологов, философов, физиологов, педагогов. Так, В. П. Зинченко считал, что по сравнению с разгромом генетики, кибернетики и репрессиями против учёных ряда других областей психологии ещё повезло, ибо она обошлась почти без жертв. Однако философ и психолог Г. Г. Шпет был расстрелян в 1937 г., как и психотехник И. Н. Шпильрейн; философ, автор работ о личности Л. П. Карсавин погиб в тюрьме в 1952 г. Пострадали и другие психологи, среди них – лауреат Сталинской премии 2-й степени, член-корреспондент Академии наук СССР и академик Академии педагогических наук РСФСР (ныне РАО) С. Л. Рубинштейн. На фоне институционально-персонологической реконструкции эволюции советской психологии (Семёнов. 2018) обратимся к обзору основных фактов научной биографии Рубинштейна самого тяжёлого её периода – в условиях репрессий конца 1930-х – начала 1950-х гг. [хотя формально его опала продолжалась меньше – с 1948 по 1956 гг., от отставки с поста заместителя директора Института философии АН СССР (ИФ АН, ныне Институт философии Российской академии наук) до восстановления в ИФ АН в должности заведующего сектором философских проблем психологии].