Мэй Ролло
Мэй Ро́лло, Ролло Рис Мэй (Rollo Reece May) (21.4.1909, Эйда, штат Огайо – 22.10.1994, Тибурон, штат Калифорния), американский психолог и психотерапевт, один из создателей гуманистической психологии, экзистенциальной психологии и экзистенциальной психотерапии.
Отец – Эрл Титл Мэй (1880–1949), секретарь Организации молодых христиан (англ. Young Men’s Christian Association, YMCA). Мать – Мэти Мэй, урождённая Баутон (1884–1974). Официальное имя, данное при рождении, – Рис. Ролло – домашнее имя, данное матерью в честь героя книг Дж. Эбботта, мальчика Ролло. В детстве Рису это имя не нравилось, но позднее он официально изменил своё имя на Ролло в честь средневекового герцога Нормандии. Рис был в семье первым сыном и вторым ребёнком из шести детей. У него было два брата и три сестры, а впоследствии ещё сводные брат и сестра (дети отца и его второй жены).
В раннем детстве Риса семья переехала в небольшой городок Марин-Сити (штат Мичиган). Сам Мэй называл себя «белым англосаксонским протестантом со Среднего Запада» («A Middle Western WASP») (May. 1973. P. 282), т. е. представителем наиболее привилегированной и влиятельной группы американского общества. Родители Риса руководствовались викторианскими и методистскими убеждениями. Он вспоминал своё детство как трудное: в доме было много разногласий, старшая сестра страдала психическим расстройством, отец часто отсутствовал дома, мать оставляла детей одних, под ответственность Риса. Отношения Риса с матерью были отчуждёнными, с отцом – более близкими. В школьные годы он чувствовал себя одиноким, непривлекательным, был застенчивым. Занимался спортом, особенно любил плавать, кататься на коньках.
Профессиональное становление
В 1926–1928 гг. Мэй учился в Мичиганском государственном колледже сельского хозяйства и прикладных наук (ныне Университет штата Мичиган) в г. Ист-Лансинг, где изучал английский язык. Был исключён из колледжа из-за участия в организации радикального журнала The Student («Студент»), в котором появилась статья, обвиняющая законодательное собрание штата в коррупции. Мэй продолжил обучение в Оберлинском колледже (англ. Oberlin College), где в 1930 г. получил степень бакалавра с основной специализацией по английскому языку и дополнительной – по греческой истории и литературе.
В 1930–1933 гг. жил в Греции, преподавал английский язык в Анатолийском (Американском) колледже (англ. Anatolia College) в Салониках мальчикам 12–18 лет. В свободное время изучал искусство в Греции и Польше, путешествовал по Европе. Дважды во время летних каникул побывал в Вене, работал секретарём Международной школы искусств, брал уроки живописи у Й. Биндера, посетил семинары А. Адлера в курортном предместье Вены (1932), несколько раз с ним встречался, познакомился с концепцией индивидуальной психологии.
В 1933 г. вернулся в США, под впечатлением от теории Адлера и в поисках ответов на самые главные вопросы о человеке поступил в Нью-Йоркскую объединённую теологическую семинарию (англ. Union Theological Seminary in the City of New York). Через год был вынужден вернуться в Мичиган: его родители развелись, нужно было позаботиться о братьях и сёстрах. В 1934–1936 гг. работал консультантом для студентов-юношей в Мичиганском государственном колледже.
В 1936 г. продолжил обучение в Объединённой теологической семинарии Нью-Йорка. Его учителем стал теолог-экзистенциалист П. Тиллих, с которым Мэй обсуждал вопросы психоанализа, современного искусства, религии, работы С. Кьеркегора и М. Хайдеггера; взгляды Тиллиха оказали глубокое влияние на формирование экзистенциальной психологии и экзистенциальной психотерапии Мэя. Мэй и Тиллих оставались близкими друзьями в течение 30 лет, вплоть до смерти Тиллиха, позднее Мэй опубликовал книгу воспоминаний об этой дружбе «Пауль Тиллих. Воспоминания о дружбе» («Paulus: Reminiscences of a Friendship», 1973; рус. пер. 2013).
В это время Мэй также познакомился с К. Гольдштейном и его концепцией самореализации, а также идеями о тревоге как реакции организма на катастрофические события.
В 1938 г. Мэй с отличием окончил семинарию, получил степень магистра богословия, был рукоположен в сан священника и стал служителем конгрегационалистской церкви в Вероне (штат Нью-Джерси). Будучи священником, Мэй рассматривал проблемы людей своей общины с точки зрения не только религии, но и психологии. В итоге он пришёл к выводу, что как психолог сможет работать более эффективно, чем как священник.
Формирование собственного консультативного подхода
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. были опубликованы первые книги Мэя: «Искусство консультирования. Как обретать и давать психическое здоровье» («The Art of Counseling: How to Gain and Give Mental Health», 1939; рус. пер. 1994) разошлась тиражом более 150 тыс. экз.; по словам Мэя, это было первое руководство по психологическому консультированию, вышедшее в США (Мэй. 1994. С. 4). В книге подчёркивалась важность эмпатии в психотерапевтической работе. Работа «Родники творческой жизни. Исследование человеческой природы и Бога» («The Springs of Creative Living, A Study of Human Nature and God», 1940), продолжение книги «Искусство консультирования», была посвящена теме творческой реализации человеческого предназначения. Во время Второй мировой войны, в 1943 г., Мэй подготовил буклет для военных капелланов «Консультационное служение» («The Ministry of Counseling»). Основная мысль сочинения – консультирование означает заботу о человеке, а не об изолированной проблеме.
Чтобы получить докторскую степень в области клинической психологии, Мэй поступил в Педагогический колледж Колумбийского университета. Однако в 1942 г. у него диагностировали тяжёлую форму туберкулеза, 18 месяцев Мэй находился на лечении в санатории на озере Саранак в северной части штата Нью-Йорк. Мэй читал книги С. Кьеркегора, Ф. Ницше, других философов и под впечатлением от них пришёл к убеждению, что выздоровление зависит не столько от медицинской помощи, сколько от его собственной борьбы со смертью: личная воля для выздоровления важнее лечения. Вскоре он победил болезнь.
В 1943–1944 гг. Мэй работал консультантом в Нью-Йоркском городском колледже на Манхэттене, в 1946 г. открыл частную практику. Возобновил обучение в Колумбийском университете, подготовил диссертацию «Смысл тревоги» («The Meaning of Anxiety») и в 1949 г. получил степень доктора философии в области клинической психологии summa cum laude (лат. «с отличием»). На основе диссертационного исследования была подготовлена одноимённая книга (1950; рус. пер. 2001); автор опирался также на свой личный опыт борьбы с туберкулёзом. В этой книге Мэй описал отличающееся от тяжёлой невротической тревоги нормальное чувство незащищённости и ответственности человека, рассмотрел тревогу как потенциально конструктивную силу, необходимую для индивидуального и социального развития. Вопреки популярному представлению, что психическое здоровье – жизнь без беспокойства, Мэй показал, что полное отсутствие тревоги скорее патология. Работа оказала влияние на развитие нового, гуманистического, человекоцентрированного подхода в психологии в 1960–1970-х гг. В 1977 г. вышла новая, переработанная редакция книги.
Своеобразным продолжением работы «Смысл тревоги» стала книга «Человек в поисках себя» («Man’s Search for Himself», 1953; рус. пер. 2012), в которой Мэй на многочисленных примерах из психотерапевтической практики анализировал одиночество, тревогу, пустоту и скуку современных людей и предлагал «лекарства», основанные на внутренних ресурсах человека.
В указанных работах начала формироваться концепция интенциональности (свободы воли), главная тема всего творчества Мэя: человек сам выбирает, как будет решать свои жизненные проблемы. Эти взгляды Мэя разделял, в частности, В. Франкл, параллельно разрабатывавший свою концепцию смысла жизни и свой психотерапевтический подход.
В 1940-х гг. Мэй получил психоаналитическую подготовку в Институте психиатрии, психологии и психоанализа Уильяма Аллансона Уайта (англ. William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychology, and Psychoanalysis; Нью-Йорк). Большое влияние на него оказали учителя: К. Томпсон и её лекции о социокультурных аспектах психоанализа, Э. Фромм и его идеи о влиянии культуры на личность, Ф. Фромм-Райхман и её работы по проблеме одиночества, Г. С. Салливан и его теория межличностной психиатрии. Ещё одним предшественником экзистенциальной терапии Мэй считал О. Ранка.
В 1948 г. Мэй завершил психоаналитическое обучение и начал работать в Институте Уайта сначала доцентом, затем профессором психиатрии, а с 1958 г. – обучающим аналитиком и супервизором; здесь он проработал до выхода на пенсию в 1974 г. Мэй стал соредактором журнала по психологии межличностных отношений, основанного Салливаном, читал лекции в Новой школе социальных исследований (1955–1976), был адъюнкт-профессором клинической психологии в Нью-Йоркском университете (с 1957), приглашённым профессором в Гарвардском (лето 1964), Йельском (1972), Корнеллском, Принстонском (1967) университетах, а также в Бруклинском колледже. В 1973 г. стал регент-профессором Калифорнийского университета в Санта-Круз (звание, которое присваивается небольшому числу лучших преподавателей).
Становление экзистенциальной и гуманистической психологии
Наибольшая известность Мэя пришлась на 1960-е и 1970-е гг., когда он стал одним из интеллектуальных лидеров гуманистической психологии. Редактор (наряду с Э. Эйнджелом и Г. Элленбергером) и один из авторов первого в США коллективного сборника эссе по экзистенциальной психологии «Экзистенция: Новое измерение в психиатрии и психологии» («Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology», 1958; рус. пер. 2001), который оказал большое влияние, в частности, на К. Роджерса и А. Маслоу. В 1961 г. вышла основанная на материалах симпозиума Американской психологической ассоциации (1959) антология «Экзистенциальная психология» («Existential Psychology»; рус. пер. 2001), в которой Мэй также выступил редактором и автором; среди соавторов издания были Г. Олпорт, Маслоу, Роджерс, Г. Файфель. Мэй стал соучредителем Ассоциации гуманистической психологии, а также основателем и преподавателем Калифорнийской школы профессиональной психологии и Исследовательского центра Сэйбрука в Сан-Франциско (первоначально назывался Институтом гуманистической психологии).
Следуя экзистенциальному представлению о том, что искусство является лучшим выражением состояния человека, Мэй в своей работе часто использовал мифологию, литературные аллюзии, ссылался на древних и современных историков, философов, драматургов, поэтов. Это ярко проявилось в его работах, отражающих психоаналитическую практику: антологии «Символизм в религии и литературе» («Symbolism in Religion and Literature», 1960), где Мэй выступил редактором и автором предисловия, а также в написанном в соавторстве с Л. Калигором (1921–2004) трактате по анализу и интерпретации сновидений «Сны и символы. Бессознательный язык человека» («Dreams and Symbols: Man's Unconscious Language», 1968; рус. пер. 2010).
К концу 1960-х – началу 1970-х гг. относятся наиболее значительные работы Мэя: «Психология и человеческая дилемма» («Psychology and the Human Dilemma», 1967), академическая книга по экзистенциальной психотерапии и проблеме ценностей в современной западной цивилизации; «Любовь и воля» («Love and Will», 1969; рус. пер. 2016), бестселлер, в котором анализируются изменения отношения к любви и сексу; «Сила и невинность: поиск источников насилия» («Power and Innocence: A Search for the Sources of Violence», 1972; рус. пер. 2001) – о причинах насилия в американском обществе. Чтобы привлечь к своим идеям более широкую аудиторию, Мэй выпустил ряд аудиозаписей своих лекций по мифологии, творчеству, тревоге, выступил с серией лекций по экзистенциальной психологии в программе Канадской радиовещательной корпорации. К концу 1970-х гг. он стал одним из самых влиятельных представителей американской психологии, а его экзистенциальная психотерапия зарекомендовала себя как эффективный подход к лечению психических заболеваний. Кроме того, он имел постоянную частную психоаналитическую практику в Нью-Йорке (до 1975), а после выхода на пенсию – в Тибуроне (штат Калифорния, 1975–1994).
На пенсии Мэй продолжал активную литературную деятельность. Он написал две работы, посвящённые психологии и феноменологии творчества: «Мужество творить» («The Courage to Create», 1975; рус. пер. 2001) – о том, что творчество необходимо для оптимальной жизни и основано на свободе воли; «Мои поиски красоты» («My Quest for Beauty», 1985) – о важности эстетики (как природы, так и искусства) для радости и благополучия в жизни. А также книги по экзистенциальной психологии и психотерапии: «Свобода и судьба» («Freedom and Destiny», 1981; рус. пер. 2013), исследование природы индивидуальной свободы; «Открытие бытия» («The Discovery of Being», 1983; рус. пер. 2004), систематическое представление концепций и методов экзистенциальной психотерапии; «Взывая к мифу» («The Cry for Myth», 1991; рус. пер. 2014) – о важности новых здоровых мифов, которые могли бы направлять человечество в переходный период, и о роли психологии в их формировании. «Психология существования: интегративная клиническая перспектива» («The Psychology of Existence: An Integrative, Clinical Perspective», 1994) – последняя книга Мэя, написанная в соавторстве с К. Шнайдером (род. 1956), посвящена принципам и методам экзистенциальной психотерапии.
В течение двух последних лет жизни здоровье Мэя ухудшалось, умер он в возрасте 85 лет от сердечной недостаточности. Останки были кремированы, а прах развеян на восточном и западном побережьях США.
Личная жизнь
Мэй был женат трижды: на Флоренс Де Фрис (1938–1969), Ингрид Шёлль (1971–1978), Джорджии Ли Миллер Джонсон (с 1989), юнгианском аналитике. Имел троих детей: сын – Роберт Ролло (1940–2021), психолог, директор консультационной службы в Амхерст-колледже; дочери-близнецы – Аллегра Энн, сценарист и кинорежиссер документального кино (вместе с Дж. Брунером она сняла несколько научно-популярных фильмов по психологии детского развития), и Кэролин Джейн, социальный работник и художница, жена художника З. Эйбелса.
Летнее время Мэй проводил на своей ферме Холдернесс (штат Нью-Гэмпшир), работая над книгами, ухаживая за берёзами, рубя дрова и совершая пешие прогулки. Мэй также был художником, писал в основном акварелью. Его кабинеты (и в Манхэттене, и в Холдернессе) всегда украшали картины и греческая скульптура.
Достижения. Влияние
Ролло Мэй участвовал во многих профессиональных организациях, был председателем совета Ассоциации экзистенциальной психологии и психиатрии (англ. Association of Existential Psychology and Psychiatry), членом попечительского совета Американского фонда психического здоровья (англ. American Foundation for Mental Health), президентом Психологической ассоциации штата Нью-Йорк (англ. New York State Psychological Association), членом Американской психологической ассоциации, членом совета директоров Манхэттенского общества психического здоровья (англ. Manhattan Society for Mental Health), Национального совета по религии в высшем образовании (англ. National Council on Religion in Higher Education), Фонда искусств, религии и культуры (англ. Foundation for Arts, Religion and Culture), попечителем Американского фонда психической гигиены (англ. American Foundation of Mental Hygiene). Он имел звание почётного доктора в ряде колледжей теологической направленности: Кингфишер-колледже Университета Оклахомы (англ. Kingfisher College of the University of Oklahoma), Сент-Реджис-колледже в Уэстоне, штат Массачусетс (англ. St. Regis College, Massachusetts), Сент-Винсент-колледже (англ. St. Vincent College), Рокфорд-колледже (англ. Rockford College), Северном университете Огайо (англ. Ohio Northern University), Оберлин-колледже (англ. Oberlin College), а также в Университете штата Мичиган.
Среди многочисленных наград Мэя – награда Нью-Йоркского общества клинических психологов за выдающийся вклад в психологическую науку и профессию (1955), премия общества Фи Бета Каппа имени Ральфа Уолдо Эмерсона за книгу «Любовь и воля» (декабрь 1970), премия Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в клиническую психологию (1971), премия доктора Мартина Лютера Кинга-младшего от Нью-Йоркского общества клинических психологов за книгу «Сила и невинность» (1972), золотая медаль Американского психологического фонда за выдающийся вклад в области психологии (1987).
Личный архив Мэя хранится в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре.
Высшая школа и исследовательский центр Сэйбрука и отдел гуманистической психологии Американской психологической ассоциации вручают премию Ролло Мэя за «выдающееся и независимое стремление к новым горизонтам в гуманистической психологии» (Rollo May Award // Society for Humanistic Psychology). Первым лауреатом премии стал Дж. Бьюдженталь (1996). К. Шнайдер, продолжатель традиций Мэя в 21 в., – лауреат премии 2004 г.
Вклад в развитие экзистенциальной психологии и психотерапии
Мэй сыграл важную роль в распространении идей европейского экзистенциализма в США. В этом философском течении подчёркивалась ответственность человека за смысл и цели своей жизни. Оно оказало значительное влияние на психологию.
В основу своей теории (May. 1953; 1967; 1969; Schneider. 1995) Мэй положил несколько постулатов. Он полагал, что в человеке заложены антагонистические силы и именно это является движущей силой его развития. Смысл, который каждый человек придаёт своей жизни, отражается в его решениях. Каждый человек создаёт себя сам.
Сущностью жизни, условиями существования человека являются внутренние конфликты, которые человек никогда не может полностью преодолеть. Человек постоянно сталкивается с тем, что он одновременно объект (влияния других людей) и субъект (носитель собственной активности).
Подчёркивая ценность субъективного опыта, наиболее важными человеческими переживаниями Мэй считал тревогу, вину, свободу, любовь.
Выделяя стадии развития человека (не возрастные этапы в традиционном понимании), Мэй показал, как человек может переходить от неосознанности (невинность ребёнка) к желанию свободы (бунтарство подростка), затем к принятию ответственности, закреплению традиционных ценностей и конформизму (ординарность) и, наконец, к смелости творческой самореализации.
Экзистенциальная психотерапия помогает заглянуть за пределы очевидного, она занимается не поверхностными проблемами конкретного человека, а онтологическими проблемами, связанными с одиночеством, любовью, заключением брака, старостью, смертью. Настоящей проблемой человека является то, как он существует в мире.
Экзистенциальная психотерапия – процесс диалога, в котором исследуется субъективный опыт тех, кто обращается за помощью. Терапевтические отношения не обязательно ведут к благополучию, но содействуют росту и самопознанию клиента, приводят к более осознанному отношению к жизни, возможности делать свой выбор.