Фромм Эрих
Фромм Э́рих, Эрих Зелигман Пинхас Фромм (Erich Seligmann Pinchas Fromm) (23.3.1900, Франкфурт-на-Майне – 18.3.1980, Муральто, кантон Тичино, Швейцария), немецкий и американский мыслитель, психолог, психоаналитик. Создатель научной области аналитической социальной психологии, автор работ по психологии, социальной философии, антропологии, религии, этике, психоанализу, которые связаны с темой взаимоотношений человека и общества, проблемой реализации человека. Внёс существенный вклад в формирование теории фрейдомарксизма. Один из ключевых представителей неофрейдизма.
Ранние годы. Профессиональное становление
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в ортодоксальной еврейской семье. Отец – Нафтали Фромм (1869–1933), винодел и торговец вином, мать – Роза Фромм, урожденная Краузе (1876–1959). Эрих был единственным ребёнком в семье.
Учился в реальной гимназии Вёлера (Wöhler-Realgymnasium) во Франкфурте, которую окончил в 1918 г. В детстве изучал латынь, французский, английский языки, играл на фортепиано, мать мечтала о музыкальной карьере сына. Несколько поколений предков Фромма были раввинами, и изначально Эрих хотел продолжать традицию. Поступил во Франкфуртский университет (1918), где два семестра изучал юриспруденцию. С мая 1919 г. – студент Гейдельбергского университета, переключился с юриспруденции на социологию, изучал психологию и историю психологии у К. Ясперса, философию – у Г. Риккерта. Выполнив под руководством А. Вебера работу «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры», 20 июля 1922 г. получил докторскую степень по философии. Параллельно под руководством Н. Нобеля и З. Рабинкова изучал Талмуд (до 1925–1926), участвовал в сионистской студенческой организации (вместе с В. Беньямином), но позже отказался от идей сионизма.
На мировоззрение молодого Фромма повлиял опыт подросткового восприятия Первой мировой войны, философия неокантианца Г. Когена, а также философия Аристотеля, Б. Спинозы, знакомство с буддизмом (1926). Среди его друзей и собеседников этого времени были Л. Лёвенталь и М. Бубер.
После окончания университета Фромм проявил интерес к психоанализу: был одним из первых клиентов Фриды Райхман, позже ставшей его женой; в 1924 г. они вместе открыли в Гейдельберге психоаналитический санаторий «Терапевтикум» (просуществовал до 1927). Продолжил свой психоанализ у В. Виттенберга (Wilhelm Wittenberg, 1874–1928) в Мюнхене, потом у К. Ландауэра во Франкфурте и наконец у Г. Сакса в Берлине. Во время обучения в Берлинском психоаналитическом институте общался с З. Бернфельдом, О. Фенихелем, В. Райхом, М. Хоркхаймером, Г. Маркузе; близкие отношения с К. Хорни сохранялись до 1943 г. Под влиянием психоанализа была написана первая публикация Фромма – «Шабат» («Der Sabbath», 1927).
Был соучредителем южно-германского института психоанализа во Франкфурте (вместе с Ф. Фромм-Райхман, К. Ландауэром и Г. Менгом); на торжественном открытии института 16 февраля 1929 г. сделал сообщение о применении психоанализа в социологии и науке о религии. 7 октября 1930 г. стал членом Немецкого психоаналитического общества и открыл практику в Берлине, но, поскольку не имел медицинского образования, не считался профессиональным психоаналитиком. На его позицию психоаналитика в значительной степени повлияли Ш. Ференци и Г. Гроддек, утверждавшие, что пациент – не объект, а партнёр. В какой-то степени с отказа от кушетки и перехода к контакту глаза-в-глаза начался для Фромма пересмотр положений ортодоксального психоанализа. Влияние психоанализа привело к тому, что социологическое мышление Фромма получило новое, социально-психологическое направление.
По приглашению М. Хоркхаймера в 1930 г. Фромм стал членом Института социальных исследований во Франкфурте, в котором сложился коллектив исследователей, позже известный как Франкфуртская школа. В институте Фромм отвечал за области психоанализа и социальной психологии. Провёл исследование установок и политических убеждений рабочих и служащих Рейнланда [опубликовано в сборнике «Studien über Autorität und Familie» («Исследование авторитета и семьи»), 1936]. Сильное впечатление на него произвели идеи К. Маркса, с которыми Фромм познакомился во время работы в Институте, и он попытался творчески синтезировать марксизм и психоанализ. В это же время вошёл в Берлинский кружок марксистских психоаналитиков, сложившийся вокруг В. Райха и О. Фенихеля, внёс вклад в формирование теории фрейдомарксизма. В работах «Политика и психоанализ» (1931), «О методе и задаче аналитической социальной психологии» («Über Methode und Aufgabe einer Analytischen Sozialpsychologie», 1932) Фромм впервые начал рассматривать социально-психологические проблемы с психоаналитической точки зрения и сформировал собственную область исследования – аналитическую социальную психологию. Интеграция психологической теории З. Фрейда и социальной теории К. Маркса привела к выделению понятия о социальном характере.
Американский период жизни и деятельности
После прихода национал-социалистов к власти в Германии Фромм жил в Женеве (1933–1934). Осенью 1933 г. читал лекции в Психоаналитическом институте Чикаго (приглашению содействовала К. Хорни), а затем эмигрировал в США. В конце мая 1934 г. прибыл в Нью-Йорк, где вёл практику в качестве психоаналитика, продолжил работу в переехавшем из Германии Институте социальных исследований (до 1938 или 1939), преподавал в Международном институте социальных исследований при Колумбийском университете в Нью-Йорке (сначала как сотрудник Института социальных исследований, а в 1940–1941 – как приглашённый профессор), в Американском институте психоанализа (с 1941), в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (с 1941), был профессором Беннингтонского колледжа в Вермонте (1942–1949), приглашённым профессором Йельского университета (1948–1949), где входил в лекторскую группу Терри, созданную в Йеле (1905) для рассмотрения религии с гуманитарной точки зрения, в свете современной науки и философии.
В 1943 г. при участии Фромма в Нью-Йорке был создан филиал Вашингтонской школы психиатрии, основанной Г. С. Салливаном в 1936 г. (с 1946 филиал стал называться Институтом психиатрии, психоанализа и психологии имени Уильяма Алансона Уайта, William Alanson White Institute). Фромм не состоял членом Международной психоаналитической ассоциации и не имел возможности официально выступать на её конгрессах; по его инициативе был создан Международный форум психоанализа, на котором происходило общение сотрудников нью-йоркского Института Уайта с коллегами из Немецкого и Венского психоаналитических обществ.
6 мая 1940 г. Фромм был избран членом Нью-Йоркской академии наук, 25 мая 1940 г. получил американское гражданство.
Примерно до 1932–1934 гг. Фромм полностью поддерживал теорию З. Фрейда. Однако переезд в США, знакомство с работами И. Я. Бахофена о материнском праве и о символизме, с концепцией авторитарного характера Хоркхаймера («Исследования власти и семьи», 1936) привели к окончательному оформлению его подхода аналитической социальной психологии, базирующейся на теории родства. Этот подход не разделили, оставшись на позициях ортодоксальной теории влечений, Хоркхаймер, Лёвенталь, Маркузе и Т. Адорно, в результате чего Фромм покинул Институт социальных исследований (в 1938 или 1939) и вместе с К. Хорни и Г. С. Салливаном сформировал новое направление психоанализа – неофрейдизм.
Социальная ревизия психоанализа получила своё отражение в первой книге Фромма – «Бегство от свободы» («Escape from Freedom», 1941). Под свободой Фромм понимал прежде всего не политическую свободу, а «истинную», личную свободу. Он проанализировал тоталитарное общество и три основных механизма, заставляющие человека отказаться от своей свободы:
авторитаризм, в крайних проявлениях – мазохизм и садизм;
деструктивность;
конформность автомата, или автоматизирующий конформизм (automaton conformity), который позволяет человеку избежать угрозы репрессий за счёт подчинения правилам общества.
Концепция Фромма получила дальнейшее развитие в книгах «Человек для себя: Исследование психологии этики» («Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics», 1947), а также «Здоровое общество» («The Sane Society», 1955), в которой он перенёс понятие здоровья из психиатрии на общество. В этих работах Фромм излагает также свою концепцию основных потребностей человека.
В июне 1950 г. в связи с ухудшением здоровья второй жены Фромм переехал в Мексику, в Мехико, позже в Куэрнаваку (1956). Он стал профессором медицинского факультета Национального автономного университета Мексики (Universidad Nacional Autónoma de México, UNAM) (c 1951, в 1965 эмеритирован), подготовил мексиканскую группу психоаналитиков, основал Мексиканское психоаналитическое общество (1956), Международную федерацию (неортодоксальных) психоаналитических обществ (International Federation of Psychoanalytic Societies, IFPS; основана 30 июля 1962; IFPS проводила форумы раз в три года, Фромм был участником первых шести, с 1962 по 1977) и Мексиканский психоаналитический институт (открыт 8 марта 1963, Фромм был его директором до 1965), организовал публикацию серии книг по психоанализу в издательстве Fondo de Cultura Económica (всего вышло 72 работы), основал журнал Revista de Psicoanálisis, psiquiatría y psicología («Журнал по психоанализу, психиатрии и психологии», 1965). Фромм заговорил по-испански и даже сделал ряд небольших публикаций на испанском языке.
После переезда в Мексику Фромм регулярно около четырёх месяцев в год работал в США: преподавал в Институте Уайта, в Мичиганском университете (1957–1961), а с 1962 г. – в Нью-Йоркском университете. Он также читал лекции в Колумбийском университете, Новой школе социальных исследований, других университетах и колледжах.
С 1957 г. начал полевые социально-психологические исследования мексиканских крестьян (результаты опубликованы в 1970).
В августе 1957 г. в доме Фромма в Куэрнаваке был проведён совместный с 86-летним Судзуки Дайсэцу семинар по психоанализу и дзэн-буддизму, в котором участвовали 40 психоаналитиков и психиатров, половина – из США.
В 1969 г. под председательством Фромма был проведён 3-й Международный форум психоанализа (400 участников, 200 из других стран). Фромм в это время по состоянию здоровья находился в Европе, но прислал текст своего выступления на открытии форума.
С 1957 по 1968 гг. Фромм также принимал активное участие в движении за мир и в гуманистическом социалистическом движении. Стал членом социалистической партии США и подготовил её новую программу (1960), однако она была отвергнута, а Фромм отошёл от партийной работы и позже вышел из партии. Участвовал в основании «Национального центра за здоровую ядерную политику» (Движение в защиту мира, 1957), выступал против атомного вооружения, даже за одностороннее разоружение США (1960, 1962), против вьетнамской войны (1965). 9–14 июля 1962 г. он посетил СССР в качестве наблюдателя на московской конференции по разоружению, где сделал 20-минутное выступление, на котором присутствовал Н. С. Хрущёв.
Последним случаем политической активности Фромма было участие в предвыборной кампании Ю. Маккарти (1968). После победы Р. Никсона Фромм отошёл от политической деятельности.
Новый образ общества и человека отражены в публикациях Фромма, которые стали мировыми бестселлерами. В книге «Искусство любить» («The Art of Loving», 1956) Фромм утверждает любовь как высший приоритет в жизни, силу для преодоления отчуждённости, рассматривает это качество как требующее развития и усилий в течение всей жизни, распространяющееся на весь мир в разных формах и проявлениях. Работа «Душа человека» («The Heart of Man», 1964) представляет предельное понимание любви и утверждает биофилию – любовь к жизни, в противовес некрофилии.
Последние годы жизни
С 1960 г. Фромм с женой проводил лето в Локарно (Швейцария). После 1966 г. подолгу находился в Европе, уезжая в Мексику на зиму. В 1974 г., прожив в Мексике почти четверть века, полностью переехал в Муральто (кантон Тичино, Швейцария).
Он продолжал психоаналитическую практику, а также научный труд. С 1968 г. Фромм сосредоточился на проблемах агрессивности и деструктивности личности, в результате чего появилась книга «Анатомия человеческой деструктивности» («The Anatomy of Human Destructiveness», 1973; русский перевод 1994). Не разделяя представления о биологической природе агрессивности (З. Фрейд, К. Лоренц), он ввёл социально-психологическое понимание деструктивности личности и распространил его на общество, связав с частной собственностью и проблемами примитивизации общества.
В следующей своей крупной работе «Иметь или быть?» («To Have or to Be?», 1976; русский перевод 1986) Фромм обсуждает основные способы существования человека: существование обладания и существование бытия.
В последние годы жизни состояние здоровья Фромма ухудшилось. Он перенёс операцию на желчном пузыре (1975), три инфаркта (1966, 1977, 1978); в результате четвёртого инфаркта скончался 18 марта 1980 г., за пять дней до своего 80-летия, празднования юбилея в мексиканском институте психоанализа и за несколько дней до выхода 10-томного собрания его сочинений. Был кремирован и похоронен в г. Беллинцоне (кантон Тичино, Швейцария).
В 1979 г. за выдающиеся литературные достижения, способствующие взаимопониманию между народами, Фромм был удостоен премии Нелли Закс. В 1981 г. посмертно награждён мемориальной доской имени Гёте от г. Франкфурт-на-Майне.
Основной архив Фромма находится в Тюбингене, часть – в Публичной библиотеке Нью-Йорка.
В 1985 г. ассистентом и биографом Фромма Р. Функом было основано Международное общество Эриха Фромма (International Erich Fromm Society, IEFS), объединившее психоаналитиков, последователей Фромма из немецкоязычных стран, Северной и Центральной Америки, Италии, Испании и др. с целью дальнейшего развития и популяризации его научных и гуманистических идей. Общество ежегодно присуждает премию Эриха Фромма.
Личная жизнь
Фромм был женат трижды. 16 июня 1926 г. он женился на Фриде Райхман, психоаналитике (Frieda Reichmann, 1889–1957); их брак закончился разводом (фактически в 1931, официально в 1942), однако они сохраняли дружеские и профессиональные отношения. 24 июля 1944 г. Фромм женился на Хенни Гурланд, эмигрантке из Германии (Henny Gurland, 1900–1952). Через год после её смерти, 18 декабря 1953 г., Фромм женился на американке Аннис Фриман (Annis Freeman, 1902–1985). Детей у Фромма не было, но он имел дружеские отношения со своим пасынком Джозефом Гурландом (1923–2003), ставшим впоследствии профессором Брауновского университета.
Всю жизнь Фромм любил музыку, пел хасидские песни.
Ключевые темы и идеи социальной философии и психологии Фромма
Концепция социального характера
Разработана Фроммом на стыке социологии, социальной психологии, психоанализа и дифференциальной психологии (характерологии), психологическая терминология сочетается в ней с социально-экономической. Концепция представлена уже в публикациях периода работы в Институте социальных исследований во Франкфурте (Fromm. Über Methode und Aufgabe ... 1932; Fromm. Die psychoanalytische Charakterologie ... 1932), однако к доработке и обоснованию идеи социального характера Фромм возвращался и в своих более поздних работах: «Здоровое общество» (1955), «Из плена иллюзий» (1962), «Душа человека» (1964). Социальный характер, в отличие от индивидуального, уникального, формируется в результате адаптации личности к определённой культуре и определяет поведение, мысли, чувства, восприятие мира и отношение к людям, общие для всех индивидов, разделяющих ценности данной культуры.
На основе клинических описаний З. Фрейда и К. Абрахама Фромм говорит о генитальном (продуктивная ориентация, здоровый человек без маски, свободный и ответственный) и прегенитальном (непродуктивная ориентация) характере. Непродуктивная (невротическая) ориентация может быть нескольких типов:
Пассивная (рецептивная): удовлетворение потребностей извне, от хозяина, власти, природных ресурсов, симбиотической семьи; в почти здоровом варианте – принятие.
Эксплуататорская: удовлетворение потребностей извне за счёт силы, отнятия у других (блага, людей, идей); любовь через принуждение, агрессивность (в том числе оральная) и тщеславие; в почти здоровом варианте – напористость.
Накопительская: ориентация на сохранение; мир как собственность, приобретать – хранить – владеть; даже любимые люди – это вещи; в мягком варианте – экономность и практичность.
Рыночная: успех зависит от продажи, внешнего вида, упаковки, рекламы, в том числе себя; отношения как контракты (включая брачные). Фромм считал эту ориентацию основной ориентацией людей индустриального общества 20 в.
Некрофильная (добавлена Фроммом позже; Fromm. 1964; Fromm. 1974): ориентация на неживое, мёртвое, прошлое, любовь ко всему механическому, обезличивание отношений; мир как совокупность артефактов – от искусственного питания до трансплантации органов.
Люди непродуктивной ориентации живут в модусе обладания («иметь»), люди продуктивной ориентации – в модусе существования («быть») (Fromm. 1976).
Экзистенциальные потребности человека
Фромм выделил (Fromm. 1955; Fromm. 1997) 8 сущностных потребностей человека (часто их сводят к первым пяти); каждая из них имеет как продуктивные, так и непродуктивные формы удовлетворения:
Потребность в человеческих связях (relatedness): родственность не по крови, а по духу, братство, близость, любовь к ближнему; задача – преодолеть отчуждённость, но сохранить уникальность; союз с другими людьми при самостоятельном регулировании связанности и уединения – предпосылка душевного здоровья; при нездоровом удовлетворении – подчинить или подчиниться, отрицать эту потребность, нарциссизм.
Потребность создавать (creativity): преодоление пассивности, потребность в расширении человеческих рамок, превышении границ (трансцендентность), что достижимо через творчество (любовь) или деструктивность (ненависть). Созидание приводит к счастью, деструктивность – никогда.
Потребность в корнях, устойчивости (rootedness): потребность в связях – как родственных, так и со всем человечеством; чувствовать себя в мире, как дома. В патологическом состоянии – боязнь выйти за пределы защищенности, «перерезать пуповину», выйти из дома; восприятие «своего» как единственного настоящего.
Потребность в переживании идентичности (a sense of identity): воспринимать себя как «Я», осознавать себя субъектом, индивидуальностью. Непродуктивной является попытка достичь идентичности за счёт соответствия группе.
Потребность в системе ориентации (a frame of orientation): понимать мир и своё место в нём. Родители, наука, религия дают основания для построения системы ориентации.
Потребность в активизации и стимуляции (excitation and stimulation), с которой связано активное стремление к цели, а не простое ответное реагирование.
Потребность в единстве (unity): чувствовать единство мира – внутреннего (одного человека) и внешнего, природного и социального (мира людей).
Потребность в эффективности (effectiveness): чувствовать себя выполненным, реализованным.
Марксизм и критика индустриального общества
Интерес к идеям Маркса, возникший у Фромма ещё в период работы в Институте социальных исследований, сохранялся в течение всей жизни и заметно повлиял на его творчество. Фромм считал Маркса фигурой мирового масштаба, великим гуманистом, принимал и развивал многие положения его теории, регулярно ссылался на его труды, прежде всего на «Экономическо-философские рукописи» (1844). Отсылку к идеям Маркса можно видеть практически во всех крупных работах Фромма 1960–1970-х гг.
Так, Фромму близка идея Маркса о связи родовой и индивидуальной жизни человека. Психика является продуктом коллективной жизни. Если Маркс устанавливает связь между экономической структурой и идеологической надстройкой, то Фромм обращает внимание на психологические механизмы, посредством которых эта связь осуществляется: социальное бессознательное и социальный характер человека.
Одним из центральных понятий в теории Маркса, от парижских «Экономическо-философских рукописей» до «Капитала», является понятие отчуждения. Раскрывая сущность труда, Маркс показывает, как происходит отчуждение человека от продукта его труда; отчуждённый труд приводит к отчуждению человека в обществе. Именно эта идея получает подробную разработку в «Здоровом обществе» Фромма, где описана проблема отчуждения человека от других людей, а в конечном счёте и от самого себя.
Рассматривая индустриальное общество (общество массового потребления) и городскую культуру, Фромм описывает отчуждение человека от себя и от окружающей среды, обезличенность как главную проблему современного общества (Fromm. 1955; Fromm. 1961; Socialist humanism ... 1965; Fromm. 1971). Чтобы не произошло перерастания дефекта в невроз, общество вырабатывает «противоядия», «культурные опиаты» (СМИ, спортивные мероприятия), поддерживающие чувство принадлежности. Отчуждённый человек характеризуется конформизмом и склонностью к манипуляции.
Фромм высказывал и некоторые критические замечания к теории Маркса. Так, Маркс связывал социальный прогресс с классовой борьбой, доминированием политической сферы над социально-экономической. Социализм как определяющий фактор улучшения экономического положения должен привести к тому, что человек, получивший доступ к материальному благополучию, сможет развивать себя и общество. Однако Фромм показывает, что вместо этого люди в промышленно развитых странах пытаются невротически максимизировать удовлетворение индивидуальных потребностей.
Обобщив опыт трудовых сообществ (в монастыре, колхозе, кибуце, некоммерческих организациях), Фромм уточнил марксовы условия социализма, восстанавливающего человеческую сущность; он создал концепцию «коммунитарного» (1955), позже – гуманистического социализма: гуманизм подчёркивает ориентацию на человека, коммунитаризм – ориентацию на небольшие сообщества (общины), социализм – ориентацию на ответственность каждого за благополучие всех.
Отсюда вытекает ещё одно замечание Фромма к теории Маркса. С его точки зрения, Маркс не смог решить проблему человеческой природы, недооценил бессознательные, иррациональные влечения человека, в том числе деструктивные. Изменение производственных отношений не приводит само по себе к большей солидарности и сотрудничеству между людьми. Фромм пришёл к выводу о необходимости синтеза систем Макса и Фрейда в одну теорию – фрейдомарксизм. Фромм критикует крайние, односторонние точки зрения: как изменение политико-экономической структуры общества не приводит автоматически к изменению менталитета людей, особенно если лидеры демонстрируют эгоистичность, жадность и стремление к власти, так и изменение сознания и ценностей, как правило, ограничивается только некоторыми группами и не приводит к трансформации общества в целом. Фромм предлагает «средний» взгляд, т. н. гуманистический альтернативизм: лучшее общество не может быть построено людьми с прежним социальным характером, без новой нравственной ориентации политико-экономические изменения не сработают. Реальные изменения в личности и обществе возможны только при наличии специальной программы социальных изменений, созданной в процессе широкого сотрудничества.