Адлер Альфред
А́длер А́льфред (Alfred Adler) (7.2.1870, Рудольфсхайм, под Веной, ныне 15-й округ Вены – 28.5.1937, Абердин, Шотландия), австрийский психолог, основатель школы индивидуальной (иначе – адлерианской) психологии. Предложил интегрированную теорию личности, философию жизни, стратегию просвещения и повышения психологической культуры личности, модель психопатологии, а также метод психотерапии.
Ранние годы и начало профессиональной карьеры
Родился в мелкобуржуазной семье. Отец – Леопольд Адлер (1835–1922), торговец зерном, ассимилированный еврей венгерского происхождения, мать – Паулина, урождённая Беер (1845–1906), дочь венского торговца зерном и фруктами. Альфред (светское имя, иудейское имя – Арон) – второй из семи детей (его младший брат, Рудольф, умер непосредственно после рождения). Альфред был болезненным ребёнком; исследователи отмечают, что личная история преодоления слабостей здоровья впоследствии повлияла на формирование научно-практического подхода Адлера.
Экстерном окончил три класса начальной школы, с 1879 г. два года учился в реальной гимназии Леопольдштадта. Затем перешёл в классическую гимназию в Хернальсе, которую окончил 28 июня 1888 г.
С раннего детства Адлер хотел стать врачом, и после окончания гимназии обучался на медицинском факультете Венского университета (1888–1895). Первую половину годичной военной службы прошёл добровольцем в Тирольском королевском полку в Пресбурге (ныне Братислава; 1891–1892); вторую – уже после окончания университета, как врач-ассистент в гарнизонном госпитале № 19 в Пресбурге (с апреля 1896).
После завершения обучения в университете сдал экзамены для получения академической квалификации доктора, в том числе по офтальмологии. 22 ноября 1895 г. ему была присуждена степень доктора медицины.
По окончании университета Адлер открыл частную практику, сначала как окулист, а затем как врач общей медицины. Благодаря готовности работать с малоимущими даже без гонорара, с людьми различных национальностей и культур, он довольно быстро приобрёл широкий круг пациентов.
С 1889 г. Адлер стал проявлять социально-политическую активность: был членом Австрийского союза студентов, членом студенческого союза Veritas, членом-учредителем студенческого «Свободного союза» (1893), его председателем (1898). На одном из собраний социал-демократической молодёжи он познакомился с будущей женой – приехавшей из России Раисой Тимофеевной Эпштейн (1872–1962), дочерью коммерсанта из Смоленска. Она изучала в Венском университете зоологию и ботанику.
В 1897 г. Адлер провёл несколько месяцев в Москве. В августе принял участие в Международном конгрессе врачей, о чём написал сообщение для «Венского клинического обозрения». 23 декабря 1897 г. в Москве (по другим данным, в Смоленске) состоялась его свадьба с Раисой. В браке родилось четверо детей: Валентина Дина (1898–1942), Александра (1901–2001), Курт (1905–1997), Корнелия (1909–?); Александра и Курт стали психиатрами (в США).
Первые публикации Адлера посвящены вопросам социальной медицины, влиянию социальных условий труда и жизни семьи на здоровье.
Поворот к психиатрии. Участие в психоаналитическом движении
С 1900 г. прослеживается рост интереса молодого врача к психиатрии и неврологии. Этому способствовало посещение лекции З. Фрейда, знакомство с его книгой «Толкование сновидений», на которую Адлер опубликовал положительную рецензию, приглашение со стороны З. Фрейда в его домашний дискуссионный кружок. В октябре 1902 г. Адлер вместе с З. Фрейдом, В. Штекелем (Wilhelm Stekel, 1868–1940), М. Кахане (Max Kahane, 1866–1923) и Р. Райтлером (Rudolf Reitler, 1865–1917) оказался у истоков группы, известной как «Психологическое общество по средам» (с 1908 Венское психоаналитическое общество). В течение 9 лет Адлер был её активным членом. Участвовал в первых психоаналитических съездах: на 1-м (Зальцбург, 26–27 апреля 1908) сделал доклад «О садизме в жизни и в неврозе»; на 2-м (Нюрнберг, 30–31 марта 1910) выступил с докладом «Психоанализ фетишизма», а также был избран председателем Венского психоаналитического общества и соредактором журнала Zentralblatt für Psychoanalyse.
В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов» («Studie über Minderwertigkeit von Organen»), которая имела успех; в ней он предложил новую теорию неврозов, которая стала важной вехой в разработке темы психосоматики и была благосклонно оценена З. Фрейдом. Однако на протяжении всех лет сотрудничества в рамках психоаналитического общества у Адлера и Фрейда были разногласия, к осени 1910 г. отношения обострились. Адлер подал в отставку со всех постов и вышел из психоаналитического общества (июнь 1911). Вместе с восемью единомышленниками, также покинувшими Венское психоаналитическое общество (Фрейд назвал их «бандой Адлера»), организовал «Общество свободных психоаналитических исследований» (август 1911), которое 27 сентября 1913 г. было переименовано в «Общество индивидуальной психологии».
В начале 20 в. произошли другие важные события в жизни Адлера: он был принят в Императорское общество врачей (27 марта 1903), перешёл из иудейской в протестантскую веру (1904), сблизился с русской эмиграцией, в частности с семьёй Л. Д. Троцкого, получил австрийское гражданство (1910; с 20 января 1911 был наделён всеми правами гражданина; будучи сыном еврея-переселенца из Западной Венгрии, Адлер не имел австрийского гражданства по факту рождения).
Основание индивидуальной психологии
В 1912 г. Адлер опубликовал труд «О нервическом характере» («Über den nervösen Charakter»), в котором предложил термин и сформулировал основные идеи индивидуальной психологии. Намереваясь защитить докторскую диссертацию и построить академическую карьеру, Адлер 17 июля 1912 г. подал в Венский университет документы на право читать лекционный курс по неврологии. Они были рассмотрены только в 1915 г.; коллегия профессоров медицинского факультета под руководством Ю. Вагнера-Яурегга прошение отклонила: публикации Адлера Вагнер-Яурегг отнёс к философии, его метод работы не вписывался в традиции академической медицины, и, кроме того, Адлеру не хватало подтверждённого клинического опыта, т. к. он не работал в госпиталях или клиниках, а частной практики было недостаточно.
Всё это подвигло Адлера ещё упорнее отстаивать свои идеи. Он принял участие в нескольких конференциях по психопатологии (Цюрих, 1912; Вена, 1913; и др.), в мюнхенском издательстве начал издавать «Труды объединения свободного психоанализа», основал Zeitschrift für Individualpsychologie («Журнал индивидуальной психологии»), первый выпуск которого вышел в апреле 1914 г.
Когда началась 1-я мировая война, жена и дети Адлера находились в Смоленске; они с трудом вернулись в Вену через Швецию. В 1916 г. Адлер был призван на военную службу: работал сначала в военном госпитале Зиммеринг (Вена), потом в гарнизонном госпитале в Кракове (1917), затем возглавил военный госпиталь в районе Гринцинг (Вена).
После окончания войны и падения монархии Адлер с целью восстановления душевного равновесия отправился в Швейцарию (1918), где под влиянием швейцарских и французских пацифистов (Ромена Роллана, Анри Барбюса) пересмотрел свои убеждения в отношении насилия: отказался от мнения о допустимости насилия в качестве средства решения социальных проблем, начал трактовать его как способ удовлетворения преувеличенной потребности в собственной значимости. Обновлённые взгляды он изложил в небольшой работе «Другая сторона» («Die andere Seite», 1919).
Будучи хорошим оратором, читал лекции в народных университетах, которые занимались просветительской деятельностью среди взрослых. Оказалась востребованной психолого-педагогическая направленность его идей. Первая педагогическая работа Адлера вышла ещё в 1904 г. («Врач как воспитатель»). Популярность получила статья «Женщина как воспитатель» (1916). В 1915–1916 гг. Адлер читал цикл лекций в Народном доме округа Оттакринг, в крупнейшем институте народного образования Вены, под общим названием «Практическое образование».
Деятельность в Красной Вене
Пятнадцатилетие после окончания 1-й мировой войны (1919–1934) в Вене характеризовалось радикальными социально-демократическими реформами, в том числе в области образования. Адлер приветствовал эти реформы, активно включился в их осуществление.
В 1918–1919 гг. в Народном доме округа Оттакринг он читал курс «Человекознание» с еженедельными занятиями. Там же по инициативе Адлера возникла первая в Вене бесплатная консультативная площадка по воспитанию. Лекции и консультации Адлера были столь популярными, что привлекли добровольцев, готовых учиться и распространять его идеи. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати бесплатных консультационных амбулаторий, в которых работали ученики Адлера. Деятельность Адлера получила международную известность, вдохновлённые его идеями детские консультационные амбулатории и реабилитационные клиники начали появляться в других странах. С 1924 по 1934 гг. таких консультационных центров открылось более ста. Консультации были организованы по четырём направлениям: клиническому (врачи поликлиник, неврологических клиник), социально-педагогическому (курсы и специальные семинары по социальной и специальной педагогике в народных домах для работников органов социального обеспечения), школьному (для педагогов и родителей) и собственно психологическому – в самом «Обществе индивидуальной психологии». Консультации Адлера по вопросам воспитания часто бывали публичными, некоторые случаи описывались в публикациях и приводились в качестве примеров на лекциях. При этом трудный ребёнок и его мать зачастую присутствовали и демонстрировались аудитории; ребёнка, как правило, быстро отпускали, и аудитория могла задавать вопросы и давать советы матери. Присутствовавшие учителя, воспитатели, студенты-психологи получали опыт обучения индивидуальной психологии и консультирования на её основаниях. Сегодня подобные публичные консультации по этическим и правовым основаниям невозможны.
Осенью 1919 г. в бывшей императорской резиденции Шёнбрунн была организована педагогическая школа Kinderfreunde («Друзья детей») для подготовки педагогов. В 1920–1923 гг. Адлер читал в этой школе учебные курсы по педагогике и психологии. Именно там он познакомился с молодым студентом Венского университета и слушателем курсов педагогической школы К. Поппером, который вскоре стал волонтёром в консультативных пунктах Адлера. Однако педагогическая школа имела ряд существенных недостатков и в 1924 г., подготовив всего около ста выпускников, была закрыта. Местное самоуправление Вены реорганизовало подготовку педагогов. Адлер стал профессором Педагогического института (1924–1930), работал в тесном контакте с Карлом и Шарлоттой Бюлерами и Психологическим институтом Венского университета, ему была предоставлена возможность обучать учителей в соответствии с принципами индивидуальной психологии. В 1920-х гг. было открыто несколько экспериментальных школ, в том числе для трудных детей, которые работали на основе адлерианских принципов. Приложение принципов индивидуальной психологии к задачам педагогики представлено в ряде публикаций, например в двух сборниках статей «Лечить и учить. Об искусстве воспитания для врачей и педагогов» (Adler. 1922; 1928).
Расширение влияния адлерианской психологии. Международная известность
С 1922 г. Адлер активно участвовал в работе различных съездов и научных конференций. В частности, принял участие в 7-м Международном конгрессе по психологии (26 июля – 2 августа 1923, Оксфорд, Англия), где выступил с докладом о природе неврозов. После конгресса 53-летний Адлер начал учить английский язык. По инициативе мюнхенского Общества сравнительной индивидуальной психологии (руководитель – невролог Леонард Зайф, Leonhard Seif, 1866–1949) состоялся 1-й Международный конгресс по индивидуальной психологии (Мюнхен, 8–10 декабря 1922), в котором участвовало более 150 человек. После конгресса «Журнал по индивидуальной психологии» стал международным (Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie), в сентябре 1923 г. вышел его первый выпуск; статьи печатались на немецком, английском и французском языках, с коротким рефератом на ещё одном языке, что также способствовало распространению идей адлерианской психологии.
При жизни Адлера состоялось пять Международных конгрессов по индивидуальной психологии: 2-й – в Берлине (5–7 сентября 1925), 3-й – в Дюссельдорфе (26–29 сентября 1926), 4-й – в Вене (16–19 сентября 1927), 5-й – в Берлине (26–28 сентября 1930); на последнем триумфально отмечалось 60-летие Адлера, более 1 тыс. человек слушали выступление Адлера на открытии конгресса: утром – на немецком, после обеда – на английском языке. Следующий, 6-й конгресс состоялся только в 1954 г. в Цюрихе.
Также в 1920-х гг. Адлер активно выступал на родине и в других странах (Бельгия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша, Скандинавия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Югославия) с лекциями, на которых пропагандировал основные идеи индивидуальной психологии и привлекал новых сторонников.
В 1926 г. в Вене, а в 1927 г. в Берлине возникло систематическое и структурированное обучение по индивидуальной психологии. Оно включало обширный теоретический курс, а также практику, упражнения, учебный анализ от 4 до 10 месяцев для различных профессиональных групп. Полное обучение длилось 3 триместра. К концу 1920-х гг. Вена стала Меккой для педагогов и психологов из Европы и США, проявляющих интерес в том числе и к индивидуальной психологии Адлера.
Вершиной и последним этапом научной деятельности Адлера явилось написание им наиболее значительных работ: «Познание человека» («Menschenkenntnis», 1927; перевод на русский язык – «Понять природу человека», 1997), «Наука жить» («The Science of Living», 1929; перевод на русский язык 2021), «Техника индивидуальной психологии» («Die Technik der Individual-Psychologie», в 2 частях, 1928, 1930), «Для чего мы живём?» («What Life Should Mean to You», 1931; нем. «Wozu leben wir?»), «Смысл жизни» («Der Sinn des Lebens», 1933). В этих работах автор обращается к самому широкому кругу читателей, систематизирует свои теоретические представления, эволюционировавшие в течение всей его профессиональной карьеры, иллюстрирует их случаями из своей практики, и всё это – ради основной цели: оформления своей теории смысла жизни. Адлер рассматривает законы психического развития человека, его движущие силы – стремление к превосходству и чувство общности, пишет о значении ранних воспоминаний, влиянии семьи и школы, ценности брака, вводит понятия объективного и субъективного смысла жизни и конфликта между ними, формулирует цель жизни как стремление к совершенствованию, в основе которого лежит механизм преодоления. Так индивидуальная психология приобретает черты философского направления.
В Соединённых Штатах Америки
В 1926 г. Адлеру предложили должность приглашённого профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке; в последующие годы он многократно приезжал в США. Преподавал также в других учреждениях Нью-Йорка: синагоге Эману-Эль, клинике Вандербильта Колумбийского пресвитерианского медицинского центра и Новой школе социальных исследований. В октябре 1927 г. Адлер принял участие в Виттенбергском симпозиуме в Спрингфилде (штат Огайо), университет которого впоследствии присвоил ему звание почётного доктора. Осенью 1932 г. Адлер занял должность приглашённого профессора медицинской психологии в Медицинском колледже Лонг-Айленда в Нью-Йорке. В то же время он открыл в Нью-Йорке психотерапевтическую практику и образовательный консультационный центр.
В период с 1926 по 1935 гг. Адлер часть времени жил и работал в Нью-Йорке, часть – в Вене, Берлине. 14 января 1932 г. он получил звание «Почётный гражданин Вены», а в августе 1932 г. участвовал в 1-й летней школе индивидуальной психологии в Земмеринге (Австрия) и Вене. Последний приезд Адлера в Вену состоялся летом 1935 г.
После прихода к власти национал-социалистов труды Адлера вошли в список запрещённых книг, в 1934 г. были закрыты все адлерианские детские реабилитационные клиники. В 1935 г. жена Адлера Раиса и дети Курт и Александра переселились к нему в Нью-Йорк. Многие индивидуальные психологи вынуждены были покинуть Австрию.
С 24 мая по 2 августа 1937 г. был запланирован большой лекционный тур Адлера по Европе (Англия, Шотландия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, в конце июля – выступление на 11-м Международном психологическом конгрессе в Париже). 28 мая, на 4-й день своего путешествия, Адлер во время прогулки по Абердину потерял сознание и скончался от сердечной недостаточности в машине скорой помощи по дороге в больницу.
Урна с его прахом была утеряна и обнаружена в крематории Эдинбурга только в 2007 г. 12 июля 2011 г., в преддверии 25-го Международного конгресса по индивидуальной психологии, посвящённого 100-летию этой психологической школы, состоялось захоронение праха Адлера на Венском центральном кладбище.
Среди многочисленных учеников Адлера – Хайнц Ансбахер (Heinz Ansbacher, 1904–2006), Фердинанд Бирнбаум (Ferdinand Birnbaum, 1892–1947), Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs, 1897–1972), Фриц Кюнкель (Fritz Künkel, 1889–1956), Алиса Рюле-Герштель (Alice Rühle-Gerstel, 1894–1943), Алиса Фридман (Alice Friedmann, 1897–1980), Стефани Хоровиц (Stefanie Horovitz, 1887–1942), Манес Шпербер (Manès Sperber, 1905–1984), Оскар Шпиль (Oskar Spiel, 1892–1961).
Сложившаяся вокруг Адлера школа индивидуальной психологии переросла в современное движение. Ассоциации адлерианской психологии существуют в большинстве стран Европы и Америки, а также в Израиле, Японии, Южной Корее и др. Международная ассоциация индивидуальной психологии (International Association of Individual Psychology) продолжает свою деятельность. Международные конгрессы по индивидуальной психологии продолжились после смерти Адлера и с 1954 г. проходят регулярно, как правило один раз в три года.
Психологическая концепция Адлера
На мировоззрение Адлера оказали влияние философы – его современники: Ф. Ницше с его идеями о неполноценности и власти; Х. Файхингер и его теория создания гипотетических фикций; Я. Х. Смэтс, сформулировавший понятие холизма в своей работе «Холизм и эволюция» (1926); А. Бергсон и его представления о том, как модели прошлого влияют на будущее, а также о творческих силах саморазвития.
Называя свою теорию индивидуальной психологией, Адлер, во-первых, подчёркивал целостность, неделимость психологии человека (на латыни individuum означает «неделимое»); во-вторых, акцентировал внимание на уникальности каждого человека. Позже сам Адлер говорил, что предпочтительнее было бы определение его подхода как холистической психологии (см. Люк. 2012. С. 123).
Многие публикации Адлера (статьи и тексты лекций) возникали из частных консультационных случаев, поэтому отражали лишь отдельные фрагменты его теории. В наиболее целостном виде его теория, характеризующаяся холистическим, телеологическим и социальным подходом, была изложена в работах «Познание человека» (1927) и «Смысл жизни» (1933).
Наиболее важные психологические идеи Адлера связаны с понятиями «неполноценность» (комплекс неполноценности, чувство неполноценности), «жизненный стиль», «влечение к власти» (позднее – «стремление к превосходству»), «чувство общности». Адлер разработал также концепцию этиологии и терапии неврозов. Одним из первых среди психологов он отмечал значимость порядка рождения детей для их психического развития, становления личности и характера.
Концепция Адлера во многом сходна с гуманистической психологией, и не случайно: А. Маслоу признавал его влияние на свои взгляды и теорию. Г. Элленбергер в 1970-х гг. писал о том, что идеи Адлера медленно, постепенно проникают в современное психологическое мышление (Ellenberger. 1970).