Маркузе Герберт
Марку́зе Ге́рберт (Herbert Marcuse) (19.7.1898, Берлин – 29.7.1979, Штарнберг, земля Бавария, Германия), немецкий и американский философ, представитель франкфуртской школы. Родился в зажиточной еврейской семье. В годы 1-й мировой войны служил в армии, был близок к левым социал-демократам, в 1918 г. избран в Совет солдатских депутатов. В 1919–1922 гг. учился в университетах Берлина и Фрайбурга. Испытал влияние М. Хайдеггера, ассистентом которого он был во Фрайбурге с 1928 г. (идея «конкретной философии», диссертация «Онтология Гегеля и теория историчности» – «Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit», 1932), антибуржуазных идей раннего Д. Лукача, «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» К. Маркса, опубликованных в 1932 г. (концепция отчуждения как характеристика существования человека в капиталистическом обществе). В 1933 г. эмигрировал в Женеву, в 1934 г. – в США. Сотрудник находившегося в эмиграции Франкфуртского института социальных исследований (с 1933), наряду с М. Хоркхаймером участвовал в разработке критической теории общества. В книге «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» («Reason and revolution: Hegel and the rise of social theory», 1941, русский перевод 2000) акцентировал критический потенциал философии Г. В. Ф. Гегеля, связь её с Французской революцией 18 в. и с марксизмом, в противовес позитивизму О. Конта и его последователей.
В США в 1943–1945 гг. работал в разведывательном Управлении стратегических служб, в 1945–1951 гг. в аналитических подразделениях Госдепартамента, участвовал в разработке планов денацификации Германии. В 1952–1955 гг. сотрудник Русского института при Колумбийском университете и Русского исследовательского центра в Гарварде. В 1954–1965 гг. профессор в Университете Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс), в 1965–1976 гг. профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего.
В сочинении «Эрос и цивилизация» («Eros and civilization: a philosophical inquiry to Freud», 1955, русский перевод 1995) Маркузе дал социально-критическую интерпретацию основных идей психоанализа З. Фрейда, в противовес «репрессивной цивилизации», подавляющей чувственную и витальную стороны человеческого существования, требовал освобождения сексуальности от прежних культурных и социальных табу. Книга Маркузе «Советский марксизм» («Soviet Marxism: a critical analysis», 1958) содержала критический анализ советского общества и его официальной идеологии. В центре работы «Одномерный человек» («One-dimensional man: studies in ideology of advanced society», 1964, русский перевод 1994) – дегуманизирующий характер современного индустриального общества. Развивая идеи «Диалектики Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, Маркузе подверг критике систему культурной индустрии, формирующую ложные потребности, а также философские концепции, способствующие стабилизации наличного порядка (от Л. Витгенштейна до неопозитивизма и немецкой философской антропологии 20 в.). По отношению к всеохватывающей социальной и культурной системе позднего капитализма Маркузе проповедовал позицию абсолютного отрицания – тотального «великого отказа». В условиях интеграции в эту систему рабочего класса подлинно революционным субъектом у Маркузе становятся теперь маргиналы: безработные, эмигранты, граждане «третьего мира», студенты, национальные меньшинства и т. д. («Репрессивная толерантность» – «Repressive tolerance», 1965). В 1968–1969 гг. Маркузе поддерживал движение против войны во Вьетнаме и студенческие протесты в США и Европе, его часто считали вдохновителем и даже идеологом этих выступлений; однако его оценка их была достаточно сдержанной: предостерегая против превращения леворадикальных идей в новый вариант принудительной ортодоксии, Маркузе главным считал изменение не столько внешних отношений господства, сколько трансформацию сознания, в структурах которого эти отношения закреплены («Эссе об освобождении» – «An essay on liberation», 1969; «Контрреволюция и бунт» – «Counterrevolution and revolt», 1972). В работе «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» («The aesthetic dimension: toward a critique of Marxist aesthetics», 1978) Маркузе, отстаивая освободительную миссию искусства, видел её не в идеологической направленности, а в эстетическом опыте воображения, запечатлённом в произведениях «высокой» классики и авангарда, независимом от повседневной реальности «репрессивного» общества и противостоящем ей. В 1960–1970-е гг. Маркузе активно поддерживал сторонников восточноевропейского неомарксизма, критически настроенных по отношению к сталинской модели государственного социализма (школа Праксиса в Югославии и др.). Оказал влияние на становление социальной философии Ю. Хабермаса.