Бюлер Шарлотта
Бю́лер Шарло́тта (Charlotte Bühler; урождённая Шарлотта Берта Малаховски, Charlotte Berta Malachowski) (20.12.1893, Берлин – 3.2.1974, Штутгарт), немецкий психолог, один из основателей современной психологии развития и гуманистической психологии.
Шарлотта Берта Малаховски родилась в Берлине, район Шарлоттенбург. Отец – Герман Малаховски (1853–1934), еврей по национальности, архитектор. Мать – Катарина Роза, урождённая Кристеллер (1873–1942?). Шарлотта – старшая из двоих детей. Была крещена, протестантка.
Училась в школе для девочек и лицее Августы Виктории в Шарлоттенбурге. Интерес, с одной стороны, к анализу характера и мотивации литературных персонажей, а с другой – к вопросам существования Бога и назначения человека в подростковом возрасте привёл её к желанию изучать психологию. Во время обучения в старших классах придумала и провела самостоятельное экспериментальное исследование мышления: взяла высказывания, разделила на слова, слова перемешала; в смешанном порядке напечатала на своей собственной портативной пишущей машинке. Испытуемые (брат, подруги, родители, родственники) должны были восстановить высказывание, составить мысль из слов. После эксперимента опрашивала испытуемых об их переживаниях. Позже, в 1914 г., уже учась в университете, Шарлотта в библиотеке обнаружила, что до неё аналогичный эксперимент был проведён К. Бюлером.
Поступила во Фрайбургский университет (1913), где изучала философию у Г. Риккерта и Э. Гуссерля, а также психологию, ботанику, медицину, германистику. В Берлинском университете (зимний семестр 1913–1914) изучала психологию у К. Штумпфа, медицину, литературу, педагогику. Намереваясь стать учителем, перевелась в университет в Киле (весна – лето 1914), посещала Психологический институт и Женский педагогический колледж, под руководством профессора Г. Мартиуса (1853–1927) выполнила экспериментальную работу в области психологии мышления. Затем продолжила обучение в Берлине (с осени 1914), слушала курсы К. Штумпфа, Б. Эрдмана и Г. Зиммеля, сдала экзамен на квалификацию школьного учителя (весна 1915). По рекомендации Штумпфа осенью 1915 г. переехала в Мюнхен, чтобы работать над докторской диссертацией по психологии мышления под руководством О. Кюльпе в традициях Вюрцбургской школы. Однако в декабре этого года Кюльпе неожиданно скончался. Ассистент Кюльпе, неординарный профессор мюнхенского Института психологии и капитан медицинской службы Западного фронта Карл Бюлер поддержал Шарлотту в её диссертационном исследовании, а 4 апреля 1916 г. стал её мужем. В браке родилось двое детей (Ингеборга, 23.02.1917 – ?; Рольф Дитрих, 2.6.1919 – 1984).
14 декабря 1917 г. Ш. Бюлер защитила в Мюнхенском университете диссертацию «О происхождении мысли: экспериментальные исследования психологии мышления» («Über Gedankenentstehung: Experimentelle Untersuchungen zur Denkpsychologie», опубликована в 1918), выполненную под руководством Э. Бехера (Erich Becher, 1882–1929) и К. Боймкера (Clemens Baeumker, 1853–1924), и получила докторскую степень по философии. Её первой публикацией стала статья о сказке и фантазии ребёнка, их роли в детском мышлении (Bühler. Das Märchen ... 1918).
Осенью 1918 г. Бюлеры переехали в Дрезден для работы в Высшей технической школе. В 1920 г. Ш. Бюлер стала приват-доцентом по эстетике и педагогической психологии – первой женщиной, получившей такое звание в Саксонии. Её исследования в Технической школе (1918–1922) касались детской и подростковой психологии, в том числе несовершеннолетних правонарушителей. В качестве метода она использовала анализ дневниковых записей (1922).
Работа в Институте психологии Венского университета
В 1922 г. К. Бюлер занял должность директора вновь созданного Психологического института Венского университета, а весной 1923 г. Ш. Бюлер как приват-доцент получила в Венском университете право читать лекции и заниматься наукой. Её исследования венского периода (1922–1938) касались возрастной периодизации психического развития от младенчества до подросткового возраста. Лаборатория Бюлер сотрудничала с Центром по временному пребыванию и усыновлению детей (созданным в ходе социальных реформ Красной Вены), в котором она с коллегами и студентами проводила наблюдения, исследования, семинарские и практические занятия. Были разработаны методики диагностики психического развития ребёнка (схемы наблюдения, эксперименты со свободной игрой, тесты интеллекта, техники интерпретации дневниковых записей) для разных возрастных групп. Среди них особую ценность имели методы психологической диагностики детей от 0 до 2 лет, которые используются и сегодня. Вместо «коэффициента интеллекта» был введён «коэффициент развития», который рассчитывался как отношение «возраста развития», определённого по результатам тестирования, и реального возраста. По результатам нескольких методик создавался «профиль развития», демонстрирующий соотношение уровней развития различных аспектов поведения. В работе участвовали ученики и сотрудники Бюлер: Хильдегард Хетцер (Hildegard Hetzer, 1899–1991), Лотте Шенк-Данцингер (Lotte Schenk-Danzinger, 1905–1992), Эльза Кёлер (Elsa Köhler, 1879–1940), Беатрис Тудор-Харт (Beatrix Tudor-Hart, 1903–1979), Эльзе Френкель-Брунсвик (Else Frenkel-Brunswik, 1908–1958), Карл Райнингер (Karl Reininger) и др. Так была создана Венская школа детской психологии, которая к 1930-м гг. приобрела международную известность.
Благодаря стипендии Фонда Лауры Спелман-Рокфеллер Бюлер провела 10 месяцев (с октября 1924 до лета 1925) в Колумбийском университете (США), где познакомилась с ведущими американскими психологами, в частности с Э. Торндайком, А. Гезеллом. Фонд Рокфеллеров ещё несколько лет поддерживал её исследования.
В 1929 г. она стала членом-основателем австрийского отделения Международного клуба работающих женщин Soroptimist International, выступающего за равные права женщин.
11 мая 1929 г. получила статус неординарного профессора Венского университета.
Участие в 11-м Конгрессе по экспериментальной психологии (Вена, 9–13 апреля 1929) и 9-м Международном психологическом конгрессе (Нью-Хейвен, США, 1–7 сентября 1929) укрепили личный статус Бюлер и авторитет её лаборатории.
В начале 1930-х гг. Бюлер с коллегами работала над теорией жизненного пути. Новый подход к пониманию человеческой жизни в целом был представлен в книге «Жизненный путь человека как психологическая проблема» («Der Menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem», 1933). Основной тезис Бюлер состоял в том, что люди развиваются не только в детстве, но в течение всей жизни, в том числе и в старости; и психология должна изучать развитие человека на протяжении всего его жизненного пути. Этот тезис сделал Бюлер одним из пионеров геронтопсихологии.
В 1930-е гг. подразделение «Психология жизни» Психологического института под руководством Ш. Бюлер занималось проблемой характера (1934). Бюлер был доработан и стандартизирован тест «Мир» («Welt-test») М. Ловенфельд (Margaret Lowenfeld, 1890–1973) – проективная методика, в которой ребёнок создавал свой «маленький мир», используя до 300 игрушек и предметов; эта работа была завершена и опубликована только в 1955 г. В 1930-е гг. Бюлер также осуществила исследовательский проект «Ребёнок и его семья», посвящённый изучению отношений между родителями и детьми, между братьями и сёстрами. В рамках проекта была разработана методика измерения и оценки отношений, показано, что отношения в родительской семье предопределяют отношения, которые сложатся у детей в будущем, в том числе с их собственными детьми (1937).
В 1930 г. Бюлер получила должность приглашённого профессора в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1935 г. она принимала участие в создании Института детской психологии в Лондоне, по программе New Education Fellowship читала лекции в лондонской Ассоциации родителей. На основе лекций, прочитанных в Великобритании, была подготовлена книга «От рождения до зрелости» (1935).
Карл и Шарлотта Бюлеры вместе с 30 своими сотрудниками и докторантами участвовали в 11-м Международном психологическом конгрессе в Париже (25–31 июля 1937).
Аншлюс 1938 г. положил конец научной деятельности Бюлеров в Вене. Оба они были уволены из Венского университета. Ш. Бюлер эмигрировала в Норвегию, с 1938 г. читала лекции в Педагогической академии в Тронхейме (профессор с 1939) и в Университете Осло (профессор с 1940). В 1940 г. по настоятельной просьбе мужа эмигрировала к нему в Сент-Пол (штат Миннесота, США). Мать Ш. Бюлер была сослана в концлагерь и предположительно в 1942 г. убита.
Американский период жизни и деятельности
Переезд Ш. Бюлер в США стал возможен благодаря Э. Толмену, который пригласил её в Университет Калифорнии в Беркли (лето 1940). Затем она – профессор психологии в колледже Святой Екатерины в Сент-Поле, штат Миннесота (1940–1943), приглашённый профессор Университета Кларка в Вустере, штат Массачусетс (1941–1942), основатель консультативного центра помощи по вопросам детской психологии, преподаватель в Городском колледже Нью-Йорка.
В 1945 г. получила гражданство США.
В попытке осмыслить психологические аспекты трагедии Второй мировой войны 1939–1945 гг. приняла участие в кросс-культурном исследовании семей Германии, Австрии, Норвегии, Нидерландов, Великобритании и США (1945).
В поисках новой области для профессиональной деятельности обратилась к клинической психологии, проявила интерес к психодиагностике и психотерапии. Получила подготовку по работе с тестом Роршаха у Бруно Клопфера (Bruno Klopfer, 1900–1971); опыт по использованию, статистической обработке, интерпретации теста Роршаха сделал её одним из лидеров в этой области клинической психологии, получил отражение в публикации (Bühler. 1949).
В 1943–1945 гг. Ш. Бюлер – главный клинический психолог больницы общего профиля в г. Миннеаполис (штат Миннесота), в 1945–1953 гг. главный психолог окружной больницы общего профиля в Лос-Анджелесе (штат Калифорния), в 1950–1958 гг. профессор психиатрии в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.
Вела частную практику в Беверли-Хилс, штат Калифорния (1950–1971). Работала с детьми и взрослыми, использовала психодраму, методы групповой психотерапии, активно участвовала в работе Ассоциации групповой психотерапии Южной Калифорнии, а в 1957–1958 гг. была её президентом.
В этот период опубликовала книгу «Проблемы детства и учитель» (1952), адресованную педагогам-психологам и консультантам по вопросам школьной психологии. Продолжила разработку теории жизненного пути личности, представила свою теорию мотивации сперва в статье «Наблюдения за четырьмя основными тенденциями жизни» (1959), а затем более основательно – в книге «Ценности в психотерапии» (1962), предложила «Опросник жизненных целей» (Questionnaire on Goals and Fulfillments, 1963).
В 1960 г. преподавала в Университете Брендайса (штат Массачусетс) на психологическом факультете, которым руководил А. Маслоу. В лице Маслоу Бюлер обрела друга и единомышленника; их объединял общий интерес к психологии личности человека, идея холизма (целостного взгляда на человека), человеческого самоосуществления. Вместе с А. Маслоу, К. Роджерсом, Р. Мэем, В. Франклом, К. Гольдштейном Бюлер оказалась в центре организации нового объединения психологов – Ассоциации гуманистической психологии, в 1965–1966 гг. была её президентом. Участвовала в создании журнала по гуманистической психологии Journal of Humanistic Psychology. Как одна из ключевых фигур участвовала в 1-й конференции по гуманистической психологии (1964) и в 1-й международной конференции по гуманистической психологии (Амстердам, 1970).
Переосмысление психологии жизненного пути в рамках гуманистической психологии представлено в поздних работах Ш. Бюлер – о жизненных целях (1968), об условиях успешной жизни, ожиданиях и достижениях людей, ищущих смысл жизни (1969; 1971).
Муж Ш. Бюлер, Карл, умер 24 октября 1963 г. в Лос-Анджелесе. Сама она с 1971 г. в связи с ослаблением здоровья жила в семье сына в Штутгарте (Германия). Вела частную практику (1971–1974), опубликовала «Введение в гуманистическую психологию» (1972). Одно из последних её достижений – участие в 3-м Международном конгрессе гуманистической психологии (Монреаль, сентябрь 1973), где она была одним из основных докладчиков.
Скончалась в Штутгарте в возрасте 80 лет.
Именем Шарлотты Бюлер назван Институт прикладных исследований детей младшего возраста, основанный в Вене в 1992 г. На здании, в котором до 1934 г. находился венский Психологический институт (Dr. Karl Renner – Ring, 1), в 1995 г. была размещена мемориальная доска в честь Шарлотты и Карла Бюлеров. В июне 2016 г. в Аркадном дворе Венского университета был установлен бюст Ш. Бюлер работы скульптора Т. Баумана. Именем Шарлотты Бюлер названа также стипендия для женщин-исследователей (Charlotte-Bühler-Stipendium).
Ш. Бюлер – автор более 55 работ, опубликованных на 16 языках. В 2014 г. Венский университет приобрёл научный архив Шарлотты и Карла Бюлеров; теперь он размещён в архиве Венского университета и доступен для исследователей.