Роджерс Карл
Ро́джерс Карл (Карл Рансом Роджерс, Carl Ransom Rogers) (8.1.1902, Ок-Парк, близ Чикаго – 4.2.1987, Ла-Холья, штат Калифорния), американский психолог и психотерапевт, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии, основатель влиятельного направления современной психотерапии – клиент-центрированной или личностно-центрированной терапии.
Учился в Висконсинском университете (1919–1924), Теологической семинарии в Нью-Йорке (1924–1926), Учительском колледже при Колумбийском университете (1926–1928). В 1928–1939 гг. работал клиническим психологом в Центре изучения детей в Рочестере (штат Нью-Йорк). Профессор Университета штата Огайо (1940–1945), Чикагского университета (1945–1957), Висконсинского университета (1957–1963). В 1964–1968 гг. работал в Западном институте поведенческих наук в Ла-Холье (Калифорния). С 1968 г. руководил основанным им Центром по изучению личности в Ла-Холье. Президент Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957). В 1970–1980-х гг. часто выступал с лекциями и проводил группы встреч во многих странах Европы, Северной и Латинской Америки и др., в том числе в 1986 г. в течение трёх недель в СССР (в Москве и Тбилиси). Автор 16 книг и более 200 статей.
В работе «Консультирование и психотерапия» («Counseling and psychotherapy: New concepts in practice», 1942, русский перевод 2000) Роджерс сформулировал основные принципы радикально нового, недирективного подхода к консультированию и психотерапии с его отказом от характерного для медицинских и педагогических вариантов психотерапии способов действия – «опрашивания, вынесения оценок, советов и поучений, внушения, убеждения и переубеждения, утешения и ободрения». Не ставя кому-либо заранее данной цели психотерапевтической работы и уповая на присущую каждому человеку врождённую тенденцию к самоактуализации, Роджерс видел главную задачу психотерапии в создании ситуации, в которой клиент сам откроет ресурсы в своей субъективной реальности. В книге «Важные аспекты клиент-центрированной терапии» («Significant aspects of client-centered therapy», 1946) в качестве главной целительной силы рассматривалось не техническое мастерство терапевта, но складывающиеся межличностные отношения между терапевтом и клиентом, предполагающие со стороны терапевта безусловное положительное отношение к клиенту (независимо от его состояния, поведения и чувств) и эмпатическое понимание его, а со стороны клиента – восприятие этого положительного отношения, готовности терапевта до конца принять и понять его. Для обозначения адресата психотерапевтической помощи Роджерс впервые стал использовать слово «клиент» (вместо традиционного «пациент» – т. е. «претерпевающий»), подчёркивая тем его активность и ответственность. Цель «ненаправляющей» личностно-центрированной терапии – прежде всего перестроить структуру «я» личности, придать ей гибкость, «качество процесса», сделать личность «открытой» всему реальному жизненному опыту, чтобы она смогла как бы вновь обрести себя. В калифорнийский период своей жизни Роджерс стал активно применять эти принципы в практике работы с малыми группами (т. н. группы встреч), обучения, семейных отношений, бизнеса, медицины, дипломатии, разрешения межкультурных и этнических конфликтов и др.