Патопсихология
Патопсихоло́гия, отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы нарушений психической деятельности при болезни.
Возросший интерес к психологии со стороны психиатров во второй половине 19 в. вызвал появление первых психологических лабораторий в психоневрологических учреждениях Европы (лаборатории В. Вундта, Э. Крепелина в Германии, П. Жане и др. во Франции) и России (лаборатории С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и др.). Экспериментальные исследования, проводившиеся в этих лабораториях, создали предпосылки для возникновения патопсихологии. Термин «патопсихология» появился в начале 20 в. в работах Бехтерева и утвердился в российской психологии для обозначения дисциплины, пограничной между психологией и психиатрией. С 1912 г. В. Шпехт в Германии издавал журнал Zeitschrift für Pathopsychologie, в котором проводилось разграничение предметов патопсихологии и психопатологии как одного из разделов психиатрии. В англоязычной литературе в качестве аналога патопсихологии используется термин «анормальная психология» («abnormal psychology»).
Развитие российской патопсихологии происходило под влиянием концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева. Основоположником российской патопсихологии была Б. В. Зейгарник, создавшая школу экспериментальной патопсихологии. Значительный вклад в развитие патопсихологии внесли работы С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Полякова, В. В. Лебединского и др.
Основные закономерности развития и функционирования психики, общие как при болезни, так и в норме, реализуются в искажённой форме как в результате поражения мозга, так и вследствие ограниченных болезнью «узких» рамок жизнедеятельности человека. Центральное место в патопсихологии занимает изучение расстройств личности больных (мотивации, целеполагания, самооценки и др.), а также нарушений эмоциональной сферы и познавательной деятельности больных. Установлено, что при различных формах патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть либо сокращены, «свёрнуты», либо чрезмерно детализированы, либо искажены.
Синдромный патопсихологический анализ позволяет выделить в структуре дефекта различные по генезу, времени возникновения и функции психические нарушения, сочетание которых создаёт сложную мозаику психической жизни больных. При этом клинические и патопсихологические синдромы могут не совпадать по своему содержанию: далёкие друг от друга клинические феномены могут оказаться близкими по генезу и психологическим механизмам, а сходные клинические явления – психологически принципиально разными. В патопсихологическом эксперименте, использующем, в частности, достижения школы К. Левина, моделируется или формируется реальная жизненная ситуация (например, общение), позволяющая актуализировать личностные реакции и отношения пациента, его умственную активность и потенциальные способности. Результаты патопсихологических исследований используются в психиатрии, при проведении экспертиз (судебной, военной и др.), при отборе детей для обучения в специальных школах (коррекционных, школах для детей с отставанием в развитии и т. п.), в разработке программ реабилитации психически больных и т. д.