Научные отрасли

Организационная психология

Организацио́нная психоло́гия (англ. industrial and organizational psychology, work psychology, work and organizational psychology, occupational psychology, personnel psychology), отрасль , изучающая закономерности индивидуального и группового поведения людей в организации с целью одновременного выявления и обеспечения условий для повышения эффективности организаций и благополучия их работников.

Организационная психология фокусируется на трёх уровнях : индивидуальном, групповом и организации в целом. В своей исследовательской и практической активности организационная психология реализует следующие виды деятельности: диагностику, обучение и развитие, а также консультирование и сопровождение.

Происхождение и история направления

Истоки организационной психологии

Основоположник индустриальной психологии , которого часто называют «отцом научного менеджмента», изложил свои взгляды в книге «Принципы научного управления», опубликованной в 1911 г., показав значимость человеческого фактора как основы эффективной деятельности организации. Среди современников Тейлора, творчески развивавших его идеи, – Г. Гант, предложивший, помимо нововведений в системе оплаты труда, графический метод изображения работ, которые необходимо выполнить, – т. н. график Ганта. Такие графики стали широко использоваться в целях планирования и контроля выпуска продукции. Ф. и Л. Гилбрет внесли заметный вклад в разработку проблем описания, измерения и повышения эффективности физического труда, показав возможности его оптимизации посредством исключения непродуктивных движений и затрат времени. Немецкий психолог , которого называют «отцом индустриальной психологии», работавший в течение последних лет своей жизни директором психологической лаборатории (США), показал, как научный подход к изучению поведения человека на работе может дать эффективные результаты. А. Файоль в 1916 г. опубликовал свой труд «Общее и промышленное администрирование», где обозначил ставшие классическими функции управления: планирование, организация (как процесс), распорядительство (или в современном понимании лидерство), координация и контроль. Существенный вклад в понимание роли психологических аспектов функционирования организаций внёс – основоположник «школы человеческих отношений». В 1960-х гг. широкое распространение получила «модель человеческих ресурсов» , который показал важность создания таких условий, в которых работник мог бы проявить свои творческие способности, чувство ответственности, самоконтроль.

Вместе с тем организационная психология как самостоятельная отрасль психологической науки обрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в 1960–1970-х гг. преимущественно в США и странах Западной Европы. Началом этого процесса можно считать доклад Р. Гордона и Дж. Хауэлла ().

Этапы становления организационной психологии

Первый этап (1960-е – середина 1980-х гг.) связан с формированием обобщённых представлений о предметной области организационной психологии и специфике её задач. Это привело к её дифференциации от таких традиционных наук о «человеческом измерении организации», как и , прикладная , , в её прикладном аспекте. На этом этапе в фокусе интересов находились разработка проблем трудовой мотивации, субъективного отношения профессионала к работе и межличностных коммуникаций, а также прикладная верификация психологических тестов для оценки персонала организаций. Второй этап (середина 1980-х – начало 1990-х гг.) характеризовался активным методологическим поиском и созданием концептуальных парадигм для изучения поведения человека в реальных условиях организационной жизни. При этом акцент делался на проблематике, связанной с работой организаций, деятельность которых направлена на создание общественно полезных продуктов (товаров, услуг, информации и др.). Были предложены модели, раскрывающие системный характер взаимодействия людей в организации. Современный этап (с середины 1990-х гг.) ознаменовался мощной экспансией теоретико-экспериментальных и эмпирических разработок в область практического использования. Предметом конкретных исследований стало решение таких крупномасштабных проблем, как принятие организационных решений, организационная культура, организационное развитие, командная работа. В наше время происходит активное внедрение в практику различных методов и технологий работы с персоналом организаций – процедур оценки и аттестации кадров, тренингов, внедрения инновационных программ обучения. На этой основе формировались различные виды практик, которые организационные психологи сейчас повсеместно используют в организациях разных форм собственности.

В России в 1970–1980-х гг. становлению организационной психологии предшествовали исследования в области психологии управления (), фокусировавшие внимание на изучении управленческой деятельности, свойствах личности, необходимых для её эффективного осуществления. Особенности исторической ситуации в Советском Союзе повлияли на развитие прикладных отраслей отечественной психологии. Были достигнуты значительные успехи в областях, связанных с оборонным комплексом (психология труда, инженерная психология и эргономика). Однако такие направления науки, как менеджмент в организациях, экономическая психология и психология бизнеса, оказались востребованными лишь в начале 1990-х гг., когда изменившаяся политическая ситуация и развитие рыночной экономики в России вызвали острую потребность в специалистах, способных помочь выстраивать и регулировать деятельность людей в новых типах организационных сообществ. Это стимулировало обращение к знаниям, накопленным в науках об управлении, экономике и психологии, для решения проблем, связанных с эффективностью использования «человеческих ресурсов» в организациях (; ). Акцент при этом делался на обсуждении практических вопросов: как отбирать персонал, грамотно проводить аттестацию кадров и формировать управленческий аппарат, выбирая оптимальные способы принятия организационных решений. Этот период можно назвать временем инициации организационно-психологических исследований в нашей стране, хотя сам термин «организационная психология» тогда ещё не вошёл в лексикон российской науки. С середины 1990-х гг. начали появляться первые публикации отечественных авторов, имеющие непосредственное отношение к проблематике организационной психологии, – учебники и учебные пособия (; ; ; ). С этого времени число исследований и эмпирических разработок, выполненных на стыке организационной психологии и смежных дисциплин, постоянно растёт. За последние 15–20 лет организационная психология обрела статус самостоятельной дисциплины в глазах отечественного психологического сообщества.

Содержательные аспекты и основные теоретические подходы в организационной психологии

«Технократические теории»: школа научной организации труда Ф. Тейлора, процессуальный подход Ф. и Л. Гилбретов, бюрократическая модель М. Вебера, административная теория А. Файоля.

«Человекоцентрические теории»: школа «человеческих отношений» Э. Мэйо, Ф. Рётлисбергер, теория кооперативных систем Ч. Барнарда, мотивационная теория «X-Y» Д. Макгрегора, двухфакторная теория удовлетворённости трудом Ф. Герцберга, теория стилей управления .

Системные теории: теория открытых социальных систем Р. Кана и Д. Каца, поведенческая теория Дж. Марча, Г. Саймона, Р. Сайерта.

Ситуационные теории: теория дизайна организации Г. Минцберга, теория организационных культур Э. Шейна, концепция научающейся организации П. Сенге, теория инновационных организаций без границ П. Друкера.

Основные понятия организационной психологии

Организация, , вовлечённость, идентификация и приверженность, рабочие и управленческие команды, организационное развитие, организационные изменения.

Организация в организационной психологии понимается как дифференцированное и взаимоупорядоченное объединение лиц, входящих в состав взаимодействующих групп, совместно реализующих поставленные цели и действующих на основе определённых норм, процедур и правил.

Ключевые характеристики организации:

  • размер как фактор, определяющий характер межличностных отношений сотрудников;

  • сложность как степень дифференциации (специализации и разделения труда, уровни иерархии управления, территориальное распределение подразделений);

  • формализация как выражение потребности в структурированном контроле (изложенные в письменной форме правила и процедуры, выступающие ориентирами и критериями поведения и деятельности всех сотрудников);

  • рациональность как форма упорядочения социотехнической системы, основанная на логике деятельности, научном знании и здравом смысле, ориентирующая сотрудников на решение собственных задач, способствующих достижению общей цели;

  • структура как фиксация властных полномочий на разных управленческих уровнях;

  • специализация как различение отдельных видов деятельности, выполняемых разными сотрудниками.

Методы организационной психологии включают опросы, эксперименты, квазиэксперименты и наблюдение. Используются различные источники данных, в том числе мнение респондентов, анализ документов, объективные показатели эффективности работы, а также и опросы. Используются как (психометрические), так и качественные (фокус-группы, ) методы.

Методы организационной психологии дифференцируются в зависимости от объекта и вида деятельности:

– диагностика:

  • на уровне групп – методы оценки ролевой структуры (композиция групп и команд);

  • на уровне организации – методы идентификации организационной культуры;

– обучение и развитие:

  • на уровне организации – развивающие и стратегические игры;

и сопровождение:

  • на уровне личности – методы управленческого консультирования;

  • на уровне групп – технология ситуационного моделирования командной работы;

  • на уровне организации – методы организационного консультирования.

Доминирующие темы в организационной психологии. Анализ деятельности, , психологическое благополучие работников, организационный дизайн, система мотивации и стимулирования, организационная приверженность и вовлечённость, организационные изменения, поведение в чрезвычайных ситуациях.

Институциональные аспекты

В 1973 г. в рамках (APA) было создано подразделение «Индустриальная и организационная психология» на базе ранее существовавшей секции психологии бизнеса и индустриальной психологии. Практически одновременно с этим (в 1971) в Англии было открыто научное объединение аналогичного профиля – отделение «Профессиональная и организационная психология», вошедшее в состав Британского психологического общества. Несколько позднее, в 1981 г., возник Европейский координационный совет по организационной психологии (ENOP), в 1991 г. основана Европейская ассоциация психологии труда и организационной психологии (), а с 1992 г. в составе старейшей и крупнейшей психологической организации – (IAAP) – работает самостоятельное подразделение «Организационная психология».

В России в рамках Московского отделения с 2000 г. действует секция «Организационная психология» (руководитель С. А. Липатов), с 2014 г. Ассоциация бизнес-психологов (руководитель Т. Ю. Базаров), с 2011 г. издаётся электронный журнал .

Специализация в области организационной психологии проводится на базе крупнейших факультетов психологии России – в МГУ имени М. В. Ломоносова (), Санкт-Петербургском государственном университете (), Российской академии народного хозяйства и государственной службы (), НИУ «Высшая школа экономики» (), Ярославском государственном университете (), Саратовском государственном университете (), Московском институте психоанализа () и многих др.

Электронные ресурсы профессиональных сообществ

Место организационной психологии в комплексе знаний

Организационная психология создаёт предпосылки для становления на её основе новых научных и прикладных дисциплин: психологии организационного развития, психологии управления персоналом, психологии менеджмента, психологии бизнеса.

На стыке с другими прикладными дисциплинами возникли такие направления, как организационное консультирование, организационный и бизнес-тренинг, коучинг, карьерное консультирование.

Наиболее близким к организационной психологии направлением является «организационное поведение». Однако оно используется в западной литературе для обозначения «управленческой дисциплины, имеющей статус Специальной управленческой теории, которая сформировалась на стыке современных управленческих (теория организации, общий менеджмент, управление персоналом) и поведенческих наук (психология, социология, антропология, экономика и др.). В ней рассматриваются проблемы регулирования поведения отдельных индивидов и социальных групп, подразделений, а иногда и организаций» ( С. 64).

  • Психологические дисциплины
  • Психология менеджмента
  • Прикладная психология
  • Специальные психологические отрасли