Холизм
Холи́зм (от греч. ὅλος – целый, весь), в широком смысле – установка на учёт всего многообразия сторон предмета и критика всякого одностороннего подхода. В узком смысле – любые учения, основанные на принципе целостности, выражаемом в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Идеи холизма берут своё начало в философии Гераклита, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и Г. В. Ф. Гегеля и получают новый импульс благодаря революции в биологии. Термин «холизм» введён Я. Х. Смэтсом в его книге «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Исходя из идеи биологического витализма и специальной теории относительности, Смэтс трактовал целое как центральное понятие философии, синтезирующее в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Высшая форма органической целостности – человеческая личность. По Смэтсу, целостность как органическая мировая субстанция нерасчленима и непознаваема, в отличие от другого аспекта сущего – механической структурности, являющейся предметом науки. Холизм свойствен целому ряду философских концепций развития, воспринявших, в частности, идеи «творческой эволюции» А. Бергсона, «философии процесса» А. Н. Уайтхеда. Холизм противостоит как механицизму, так и антропоморфизму в описании реальности. Онтологический холизм подчёркивает примат целостностей перед отдельными феноменами, методологический холизм строит объяснение отдельных феноменов через их отношение к целостностям.
Идеи холизма развивали Дж. С. Холдейн («The philosophical basis of biology», 1931), А. Майер-Абих («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934; «Hauptgedanken des Holismus», 1939–1941) и др. На принципе холизма построен ряд фундаментальных положений самых разных учений – гештальтпсихологии; системного подхода; синергетики и теории сложности (с их понятиями хаоса, эмерджентности, антиредукционизма, автопоэзиса, самоорганизации); физической онтологии (американский физик Д. Бом, 1917–1992); феноменологии Э. Гуссерля; лингвистики и философии языка (семантический холизм Г. Фреге); философии сознания (холизм ментальных состояний); современной философии науки (тезис П. Дюэма – У. Куайна о невозможности опровержения или подтверждения научных гипотез по отдельности, но только в рамках общей теории; тезис Т. Куна – П. Фейерабенда о несоизмеримости теорий); социальной философии (от Э. Дюркгейма до социального функционализма Н. Лумана), где холизм противостоит методологическому индивидуализму. Современный холизм постепенно распространяется на все области знания, включая экологию, медицину, нейронауку, архитектуру, экономику, антропологию и теологию.