Франкл Виктор
Франкл Ви́ктор (Виктор Эмиль Франкль, Viktor Emil Frankl) (26.3.1905, Вена – 2.9.1997, там же), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа.
Ранние годы. Профессиональное становление
Родился в еврейской семье. Отец – Габриэль Франкл (Gabriel Frankl, 1861–1943), родом из Южной Моравии, по финансовым причинам не закончил обучение медицине, стал госслужащим, прошёл путь от стенографа до руководителя отделом Министерства по социальной защите детей и молодёжи. Мать – Эльза Франкл, урождённая Лион (Elsa Frankl, geb. Lion, 1879–1944), из знатной семьи, которая жила в Праге с 10 в. У Виктора был старший брат Вальтер (Walter Frankl, 1902–1944) и младшая сестра Стелла [Stella Frankl (Bondy), 1909–1996].
С детства Виктор воспитывался в религиозных традициях иудаизма. Уже с трёх лет твёрдо решил, что хочет стать врачом, во время школьного обучения уточнил, что судовым врачом. Во время Первой мировой войны семья бедствовала, Виктор часто стоял в очереди за хлебом и картофелем с 3 часов ночи до начала занятий в школе. В 1916 г. окончил начальную школу и перешёл в гимназию Sperlaeum. Во время учёбы в старшей школе Франкл проявил интерес к философии и психологии, один из учителей прозвал его Мистером философом. Изучал труды учёных-естествоиспытателей и философов, более всего – Г. Т. Фехнера и В. Оствальда. В 15 лет сделал свой первый доклад «О смысле жизни» («Über den Sinn des Lebens», 1921). Познакомился с психоанализом, посещал лекции учеников З. Фрейда Э. Хичмана (Eduard Hitschmann, 1871–1957) и П. Шильдера (Paul Schilder, 1886–1940). В 1922 г. написал эссе «О мимическом выражении согласия и отрицания» («Zur Entstehung der mimischen Bejahung und Verneinung»), в котором описал качание головой (отрицание) как выражение отвращения, а кивок (согласие) как символ коитуса. Статья была опубликована в Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse («Международный журнал психоанализа», 1924). Переписывался, а в 1925 г. лично познакомился с З. Фрейдом.
Окончил гимназию в 1923 г. Свою выпускную работу в гимназии написал на тему «Психология философского мышления» («Die Psychologie des philosophischen Denkens»), а также подготовил эссе об А. Шопенгауэре с психоаналитическим анализом его философии.
В 1924 г. поступил в Венский университет на медицинский факультет. Предполагал стать дерматологом или акушером, в итоге выбрал карьеру психиатра.
В старших классах, в начале 1920-х гг., Виктор стал членом (а с 1924 – председателем) Союза учащихся-социалистов средних школ Австрии (Vereinigung Sozialistischer Mittelschüler Österreichs, VSM). Организация занималась не только политической деятельностью, она предлагала насыщенную программу проведения свободного времени: Франкл часто читал и посещал лекции, участвовал в экскурсиях, в горных походах. Его привлекала индивидуальная психология А. Адлера, ориентированная не только на психологию, но и на социальные реформы. Он познакомился с Адлером, регулярно посещал собрания адлеровского кружка, в 1924 г. вступил в Общество индивидуальной психологии. Во время обучения в университете Франкл находился под влиянием философских идей М. Шелера и К. Ясперса, что позволило ему связать проблему ценностей человека с лечением болезней. В 1925 г. Франкл опубликовал в журнале Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie («Международный журнал индивидуальной психологии») статью «Психотерапия и мировоззрение» («Psychotherapie und Weltanschauung»), в которой рассматривал пограничную область между психотерапией и философией, уделяя особое внимание проблеме смысла и ценности жизни.
В рамках своей активности в Обществе индивидуальной психологии Франкл стал редактором журнала Der Mensch im Alltag («Человек в повседневной жизни»), читал курс по психогигиене в Народном университете Вены (центре обучения взрослых), уже в то время проявлял ораторские способности. В 1925 г. познакомился с Р. Аллерсом (Rudolf Allers, 1883–1963), присоединившимся к кругу Адлера, помогал ему в исследованиях восприятия цвета в Физиологическом институте Венского университета (1925–1926). Разделял взгляды Р. Аллерса и О. Шварца (Oswald Schwarz, 1883–1949), которые образовали антропологическое крыло общества индивидуальной психологии и критиковали Адлера за одномерность его теории.
В 1925 г. Франкл совместно с М. Зильберманом (Maximilian Silbermann) организовал Академическое общество медицинской психологии (Der Akademische Verein für medizinische Psychologie), стал его вице-президентом. В лекции, адресованной этому обществу, Франкл, 21-летний студент, впервые предложил термин «логотерапия», затем использовал его в публичных выступлениях на конгрессах в Дюссельдорфе, Франкфурте и Берлине (1926), где развивал идею смыслоцентрированного подхода в психотерапии.
В выступлении на 3-м Международном конгрессе по индивидуальной психологии (Дюссельдорф, 26–29 сентября 1926) Франкл не согласился с Адлером, что чувство неполноценности является единственной причиной неврозов, утверждал, что невротическое поведение носит не только компенсаторный характер. Разногласия привели к тому, что Аллерс и Шварц вышли, а Франкл был исключен (по инициативе Адлера) из Общества индивидуальной психологии (1927). Однако многие индивидуальные психологи (в том числе дочь Адлера Александра и Рудольф Дрейкурс) остались с Франклом друзьями на всю жизнь, и в послевоенное время он принимал участие в конференциях по индивидуальной психологии.
Как лидер Союза учащихся-социалистов средних школ Австрии и в рамках школьной реформы Красной Вены Франкл создал специальную программу поддержки для учащейся молодёжи и организовал анонимные бесплатные консультационные центры по предотвращению суицидов, проводил специальные акции в дни окончания учебного года, до и после получения документов об успеваемости. В этих пунктах работали и поддерживали их деятельность Ш. Бюлер, Э. Вексберг (Erwin Wexberg, 1889-1957), Ю. Тандлер, Р. Аллерс, А. Айххорн, Р. Дрейкурс, В. Бёрнер (Wilhelm Börner, 1882–1951). За два года количество суицидов среди учащейся молодёжи сократилось до нуля. Успех программы отметил В. Райх; Франкл был приглашён читать лекции в Берлин, Прагу, Будапешт. Консультационные центры для молодёжи по венской модели были созданы в Кемнице (1928), Цюрихе и Праге (1929), а также в Дрездене, Брюнне (ныне Брно, Чехия) и Теплиц-Шёнау (ныне Теплице, Чехия).
В 1930 г. Франкл завершил учёбу, защитил диссертацию по медицине и получил степень доктора медицины. С этого же года начал свою подготовку в качестве врача-специалиста в области неврологии и психиатрии: сначала работал ассистентом в университетской психиатрической клинике под руководством профессора О. Пёцля (Otto Pötzl, 1877–1962), затем – в неврологической клинике «Розенхюгель» (Neurologisches Krankenhaus Rosenhügel). В 1931 г. перешёл в частную неврологическую клинику – санаторий для душевнобольных «Мария-Терезиен-Шлёссель» (Nervenheilanstalt Maria Theresien-Schlößel), где работал под руководством Й. Герстмана (Josef Gerstmann, 1887–1969). В 1933–1937 гг. работал врачом в венской психиатрической клинике «Ам Штайнхоф» («Аm Steinhof» Krankenhaus Baumgartner Höhe in Wien), где возглавлял отделение для суицидальных женщин, т. н. Selbstmörderinnen-Pavillon («Павильон женщин-самоубийц»).
В 1936 г. в Вене было открыто отделение Немецкого института психологических исследований и психотерапии (т. н. Институт Гёринга, Göring Instituts, Deutsches Institut für psychologische Forschung und Psychotherapie), Франкл стал его членом. Как невролог и психиатр он занимался также разработкой первых транквилизаторов, опубликовал работу о применении психофармакологии как вспомогательной мере при психотерапии психозов и тяжёлых неврозов (1939). В 1937 г. Франкл открыл кабинет по неврологии и психиатрии и начал частную практику. Однако вследствие присоединения Австрии к Германии (12–13 марта 1938) и запрета для врачей-евреев лечить «арийских» пациентов кабинет пришлось закрыть.
Годы Второй мировой войны
В 1940–1942 гг. Франкл возглавлял неврологическое отделение Ротшильдовской больницы (Rothschildspital), единственной клиники для евреев в Вене во время режима национал-социалистов. Рискуя жизнью, он ставил пациентам ложные диагнозы, чтобы помочь им избежать эвтаназии, предписанной психически больным (например, в случае шизофрении диагностировал афазию после инсульта, в случае суицидальной депрессии – бред от инфекционной лихорадки); Франклу помогал в этом его бывший руководитель (этнический немец) О. Пёцль.
В больнице Ротшильда Франкл познакомился с медсестрой Тилли Гроссер [Tilly (Mathilde) Grosser, 1920–1945?]. 17 декабря 1941 г. состоялась свадьба, одна из последних еврейских свадеб среди венского населения при нацистском режиме. Поскольку любая беременная еврейская женщина сразу отправлялась в концентрационный лагерь, им пришлось принять тяжёлое решение об аборте. Одну из своих книг «Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм» («The unheard cry for meaning: Psychotherapy and humanism», 1978) Франкл посвятил «Гарри или Марион, нерождённому ребёнку».
В октябре 1941 г. Франкл был приглашён в консульство США в Вене для получения долгожданной визы, однако он предпочёл не оставлять родителей и от выезда в США отказался.
В этот период Франкл опубликовал несколько работ, в которых изложил основы логотерапии и концепцию экзистенциального анализа. В статье «Самоопределение врачевателей души» («Seelenärztliche Selbstbestimmung», 1938) он выступил против того, чтобы врачи злоупотребляли своим авторитетом и навязывали пациентам собственное мировоззрение, особенно немецкую идеологию. В статье «О духовных проблемах психотерапии» («Zur geistigen Problematik der Psychotherapie», 1937) ввёл понятие «экзистенциальный анализ»: «Где... та теория..., которая, выходя за пределы области психического, учитывает человеческое существование в целом во всей его высоте и глубине, теория, которую, следовательно, можно было бы назвать экзистенциальным анализом?» (Frankl. 1937. S. 36). Понятие экзистенциального анализа он развил в статье «Философия и психотерапия» («Philosophie und Psychotherapie», 1939).
Франкл начал работу над книгой «Доктор и душа» («Ärztliche Seelsorge», 1946, дословно: «Врачевание души»; англ. пер. «The doctor and the soul», 1955; рус. пер. 1997), в которой предполагал изложить основы своей психотерапевтической системы. При депортации в концлагерь Франкл передал экземпляры рукописи друзьям П. Полаку (Paul Polak) и Х. Гзуру (Hubert Gsur), а также взял рукопись с собой, но вынужден был её выбросить во время переезда в лагерь Аушвиц-Биркенау.
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена, его родители и мать жены были депортированы в Терезиенштадт. Франкл стал узником нацистского лагеря под номером 119 104. 19 октября 1944 г. он был переведён из Терезиенштадта в Освенцим, через несколько дней доставлен в трудовой лагерь Кауферинг (подразделение Дахау), в ноябре 1944 г. добровольно перешёл в лагерь Тюркхайм (также подразделение Дахау), в котором в это время была вспышка тифа, т. к. там он мог работать врачом.
В гетто Терезиенштадт Франкл организовал группу психологической поддержки интернированных, особенно на начальном этапе заключения. Ему помогала Регина Йонас (Regina Jonas, 1902–1944), первая в мире женщина-раввин. Франкл также читал лекции по психологии, физиологии, здоровью, альпинизму. В концентрационном лагере Тюркхайм Франкл сам заболел сыпным тифом; борясь с болезнью, по ночам реконструировал свою книгу «Доктор и душа» на обрывках бумаги.
27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками.
Возвращение к мирной жизни. Оформление логотерапии
После освобождения работал главным врачом в военном госпитале для перемещённых лиц в г. Бад-Вёрисхофен (Германия) и параллельно полностью восстановил и дописал книгу «Доктор и душа». 15 августа 1945 г. вернулся в Вену, где тяжело переживал утрату родных, друзей, знакомых. Отец Франкла умер в Терезиенштадте в 1943 г. от истощения и пневмонии. Мать была убита в Освенциме в газовой камере. Жена умерла в концентрационном лагере Берген-Бельзен, и Франкл так никогда и не узнал точной даты её смерти. Погибли в Освенциме его брат Вальтер с женой. Из всех родных выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию. Во время глубокого жизненного кризиса Франкла поддержали друзья детства и юности Пауль Полак (он сохранил некоторые вещи семьи Франкл и первоначальную редакцию книги «Доктор и душа») и Бруно Питтерман (Bruno Pittermann), который, как член нового правительства, предоставил Франклу работу, квартиру и пишущую машинку.
С февраля 1946 по 1970 гг. (25 лет, до выхода на пенсию) Франкл руководил неврологическим отделением венской поликлиники. Он также был тесно связан с Венским университетом: приват-доцент по неврологии и психиатрии (1947), степень доктора философии (1949) и звание неординарного профессора (1949) за работу «Подсознательный Бог: Психотерапия и религия» («Der unbewusste Gott. Psychotherapie und Religion», 1948; рус. пер. 2022), ординарный профессор по неврологии и психиатрии Венского университета (1955). В 1950 г. Франкл создал Австрийское общество врачей-психотерапевтов (Österreichische Ärztegesellschaft für Psychotherapie) и стал его президентом.
По совету друзей Франкл записал воспоминания о своём опыте выживания в концлагере. Они послужили основой для курса лекций в центре обучения взрослых в Оттакринге (1946) и создания нескольких произведений: главы «Психология концлагеря» («Psychologie des Konzentrationslagers») для книги «Доктор и душа»; книги «Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере» («…trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager», 1946; англ. пер. «Man’s Search for Meaning: An Introduction to Logotherapy», 1959; рус. пер. 2004), пьесы-драмы «Синхронизация в Биркенвальде» («Synchronisation in Birkenwald», опубликована в литературном журнале Der Brenner, 1946). На «Зальцбургских университетских неделях» (Salzburger Hochschulwochen, ежегодный университетский форум для обсуждения проблем современности) Франкл представил свои «Десять тезисов о человеке» («Zehn Thesen über die Person», 1950), философскую основу логотерапии. В работах «Человек страдающий. Попытка оправдания страданий (патодицеи)» («Homo patiens. Versuch einer Pathodizee», 1951) и «Логос и существование» («Logos und Existenz», 1951) рассмотрел практики утешения страдающих людей.
Таким образом, на основе понятия логотерапии, введённого Франклом в 1926 г., к концу 1930-х гг. оформилась, а к началу 1950-х гг. полностью сложилась целостная антропологическая теория – «экзистенциальный анализ», определяющая смысл жизни как основную мотивационную силу человека. Наряду с существовавшими биолого-психофизиологическим и психолого-социологическим, Франкл предложил духовно-ноэтический взгляд на человека. Духовное измерение нашло и практическое воплощение в его концепции психотерапии – логотерапии, терапии на основе поиска смысла жизни каждого конкретного человека, уникальной личности.
В более поздних работах Франкл углубил анализ ряда проблем. Так, в книге «Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ» («Theorie und Therapie der Neurosen. Einführung in Logotherapie und Existenzanalyse», 1956) он представил систематизированную теорию неврозов, рассмотрел их виды, а также базовые техники логотерапии. Сборник работ «Человек в поисках смысла» («Der Mensch auf der Suche nach Sinn», 1972) фокусировал внимание на роли напряжения в жизни человека. Франкл подчёркивал, что здоровому человеку свойственно испытывать напряжение, стремясь к достойным целям, и даже в страдании можно найти смысл, тем самым переходя от отчаяния к определению перспектив жизни. Книга «Человек страдающий» («Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie», 1975) содержит две ранние работы Франкла («Homo patiens» и «Безусловный человек», «Der unbedingte Mensch») и ряд более поздних работ. Две значимые публикации последних лет – «Вопросы смысла в психотерапии» («Die Sinnfrage in der Psychotherapie», 1981) и «Логотерапия и экзистенциальный анализ» («Logotherapie und Existenzanalyse», 1987) – содержат подготовленные в течение пяти десятилетий тексты о жизни и смерти, смысле и бессмысленности, свободе и ответственности, противостоянии человека самому себе и превосхождении самого себя.
Международное признание
Франкл позиционировал логотерапию как третье направление в венской психотерапии, наряду с психоанализом З. Фрейда и индивидуальной психологией А. Адлера. В конце 1940 – 1950-х гг. логотерапия и экзистенциальный анализ были признаны и в профессиональном сообществе как «третье направление венской психотерапевтической школы» (Soucek. 1948).
В 1960-х гг. Франкл неоднократно приезжал в США, читал лекции как приглашённый профессор в Гарвардском университете (1961), Южном методистском университете Далласа (Southern Methodist University in Dallas, 1966), несколько раз выступал перед заключёнными американской тюрьмы строгого режима в Сан-Квентине (1966). Книги Франкла были опубликованы на английском языке, изданию способствовал Г. Олпорт. Общаясь лично с Олпортом, К. Роджерсом, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Франкл участвовал в формировании гуманистической психологии.
Книги и выступления Франкла получили отклик в мире. За свою жизнь он прочитал лекции в 209 университетах на пяти континентах. Дважды приезжал в Москву и выступал с лекциями (1986, 1992).
За свой научный вклад Франкл отмечен множеством званий и наград: званиями почётного доктора 29 различных университетов Европы, США, Латинской Америки, ЮАР, почётного члена Австрийской академии наук, обществ неврологии и психиатрии Австрии, Перу, Гватемалы; премиями Федерального министерства образования, культуры и искусства Австрии, кардинала Иннитцера, Оскара Пфистера; медалями Джона Кеннеди, Теодора Билльрота, Альберта Швейцера, Ханса Принцхорна, большим серебряным почётным знаком со звездой «За заслуги перед Австрийской Республикой», орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», австрийским почётным крестом «За науку и искусство» 1 класса и др. Он также отмечен «Премией за достижения всей жизни» («Lifetime Achievement Award») Фонда хосписов и ухода на дому за выдающийся вклад в области хосписной и паллиативной помощи.
В 1995 г. Франкл стал почётным гражданином Вены, получил большой золотой почётный знак со звездой «За заслуги перед Австрийской Республикой», а также большой почётный знак Австрийской медицинской ассоциации (Österreichischen Ärztekammer). Свои последние награды Франкл получил в 1997 г. – медаль «Medicus Magnus» (с лат. – «Великий доктор») от Польской академии медицины и международную золотую звезду «За заслуги перед гуманизмом».
В 1970 г. Франкл с супругой Элеонорой в порядке частной аудиенции были приняты папой Павлом VI.
Франкл выдвигался на Нобелевскую премию мира Папским университетом Порту-Алегри (Бразилия), Техасским университетом и фондом «Эволюция психотерапии» (The Evolution of Psychotherapy; Феникс, штат Аризона).
Научное наследие
Франкл – автор более чем 640 статей, 32 книг, изданных на более чем 27 языках. Библиотека Конгресса в Вашингтоне назвала книгу «Человек в поисках смысла» «одной из десяти самых влиятельных книг в Америке» (Fein. 1991). О Франкле и его идеях опубликовано несколько сотен диссертаций и книг, на его работы дано более 20 тыс. ссылок (по данным сайта Research.com).
Созданный Франклом подход в психотерапии продолжили развивать многие его ученики, среди них: Йозеф Фабри (Joseph Fabry, 1909–1999), писатель, переводчик книг Франкла на английский язык, соиздатель журнала International Forum for Logotherapy, основатель Института логотерапии в Калифорнии; Элизабет Лукас (Elisabeth Lukas, род. 1942), основатель и директор Южногерманского института логотерапии, автор книг и курсов по логотерапии; А. Лэнгле, профессор нескольких университетов, один из основателей и председатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE); Харальд Мори (Harald Mori, род. 1962), ассистент и личный помощник Франкла (1987–1997), автор работ по логотерапии и экзистенциальному анализу, в том числе применительно к онкопсихологии.
Франкл принимал личное участие в организации первых институтов логотерапии, ведущих научную и образовательную деятельность. В 1970 г. в Международном университете США (Сан-Диего, штат Калифорния) была открыта первая в мире кафедра логотерапии. В 1982 г. основано Немецкое общество логотерапии и экзистенциального анализа (Deutsche Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse, DGLE). В 1983 г. в Вене основано Общество логотерапии и экзистенциального анализа (Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse, GLE), в 1984 г. оно начало выпуск периодического издания Bulletins der Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse («Бюллетени Общества логотерапии и экзистенциального анализа»), а в апреле 1985 г. провело первую конференцию «Воля к смыслу» (Der Wille zum Sinn). В 1986 г. Э. Лукас основала Южногерманский институт логотерапии (Süddeutsche Institut für Logotherapie und Existenzanalyse). В 1992 г. в Вене основан Институт Виктора Франкла (Viktor Frankl Institut), в 1994 г. – Учебный институт логотерапии и экзистенциального анализа (Ausbildungsinstitut für Logotherapie und Existenzanalyse, ABILE).
Франкл принимал участие и в организации первых научных конгрессов по логотерапии. 1-й Всемирный конгресс (World Congresses for Logotherapy) состоялся в 1980 г. (Сан-Диего, США).
Личная жизнь
18 июля 1947 г. Франкл женился на Элеоноре Швиндт (Eleonore Schwindt, род. 1925), медсестре. 14 декабря 1947 г. родилась их дочь Габриэла, впоследствии ставшая детским психологом. У Франкла двое внуков, Катарина и Александр, и правнучка Анна.
Франкл интересовался политикой, но не вступал ни в какую политическую партию. Он отличался прекрасным чувством юмора, рисовал карикатуры на самого себя. Сохранилось несколько его музыкальных сочинений в стиле танго. Всю жизнь Франкл увлекался горными походами и альпинизмом, имел высший разряд по скалолазанию и знак горного гида альпийского клуба «Донауленд». В 67 лет получил лицензию частного пилота и с удовольствием самостоятельно управлял самолётом.
Среди друзей Франкла – коллеги П. Полак, О. Пёцль, Ш. Бюлер, В. Бёрнер (Wilhelm Börner), Э. Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross), Александра Адлер, Л. Бинсвангер, К. Ясперс; философы М. Хайдеггер, Г. Марсель, М. Бубер; физик, кибернетик и философ Х. Фёрстер (Heinz von Förster, 1911–2002); католический священник Л. Унгар (Leopold Ungar, 1912–1992); писательница И. Бахман, актриса Ф. Майнхардт (Frieda Meinhardt), музыкант А. Карас (Anton Karl Karas, 1906–1985).
Последние годы жизни
В последние годы жизни Франкл страдал от сердечной недостаточности. В 90 лет он полностью ослеп, однако каждую пятницу к 17 часам приходил на заседание общества врачей, в работе которого принимал участие. В 1995 г. опубликовал свою автобиографию «То, чего нет в моих книгах: воспоминания» («Was nicht in meinen Büchern steht», рус. пер. 2015). В 1997 г. в США вышла его последняя книга «Человек в поисках высшего смысла» («Man’s search for ultimate meaning»), главная идея которой состоит в том, что у каждого человека есть духовное бессознательное, независимо от религиозных взглядов или верований. 21 октября 1996 г. в университетской клинике Вены AKH состоялась последняя часовая лекция Франкла; ему был 91 год.
Виктор Франкл умер от сердечной недостаточности в возрасте 92 лет. Он похоронен на старом еврейском кладбище Центрального кладбища Вены (Zentralfriedhof, Alter Jüdischer Friedhof), по его просьбе – в семейном захоронении Лион/Франклов.
Память
В честь Франкла в Вене установлены две мемориальные доски: ещё при жизни – на доме, в котором он родился и жил до 1942 г. (Czerningasse 6); и на доме, в котором он жил с 1945 г. до конца своих дней (Mariannengasse 1). С 2004 г. по второму адресу расположен Информационный и исследовательский центр Виктора Франкла по логотерапии и экзистенциальному анализу, а также музей.
По адресу Zirkusgasse, 52 находится Дом Виктора Франкла (Viktor Frankl Hof), где расположен Институт Виктора Франкла.
Горный массив Ракс в Северных Альпах был для Франкла любимым местом отдыха и занятий альпинизмом. Ещё при жизни Франкла в горном посёлке Райхенау-ан-дер-Ракс его именем была названа улица (Dr. Viktor Frankl Gasse), а позже – три сложные альпинистские тропы (на горах Ракс и Байльштайн).
Именем Франкла названы также улицы в Вене и других городах Австрии и Германии, ряд образовательных и социальных учреждений и др.