Торндайк Эдвард
То́рндайк Э́двард, Торндайк Эдвард Ли (Edward Lee Thorndike) (31.8.1874, Уильямсберг, штат Массачусетс – 9.8.1949, Кортленд, штат Нью-Йорк), американский психолог и педагог, представитель бихевиоризма, член Национальной академии наук США (1917).
Учился в Уэслианском и Гарвардском университетах, затем в Колумбийском университете (докторская диссертация 1898), где с 1899 г. преподавал в педагогическом колледже; профессор с 1904 г. Президент Американской психологической ассоциации (1912).
Созданный Торндайком метод «проблемного ящика», или «инструментального научения», стал у него основой системного изучения и измерения поведения животных и людей в лабораторных условиях. Понимая научение как независимый от сознания и мышления процесс выработки связей между воспринятым стимулом и ответной реакцией организма, Торндайк рассматривал в качестве универсальной формы научения «метод проб и ошибок», когда некоторые из совершаемых организмом случайных реакций соединяются с раздражителями согласно законам «воздействия/эффекта», «готовности», «тренировки», «ассоциативного сдвига» («Animal Ιntelligence», 1911). Эти принципы легли в основу разработанных Торндайком методик воспитания и школьного преподавания («The Fundamentals of Learning», 1932), призванных способствовать формированию желательных реакций, в том числе нравственных поступков. Ввёл в педагогику понятие обратной связи, требовал запрета наказаний как закрепляющих отрицательные черты личности и др.