Контроль (в менеджменте)
Контро́ль (в менеджменте), одна из составляющих процесса управления, воздействующая на все остальные его функции и непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Заключается в наблюдении за объектом управления для анализа его состояния, проверки соответствия фактического состояния целевому, выявления несоответствий и внесения корректив.
Понятие контроля и его назначение
Контроль является инструментом, обеспечивающим стабильное функционирование организации и достижение еë целей.
К составляющим функции контроля относятся:
сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений компании;
сравнение результатов деятельности с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин;
разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Контроль заключается не только в фиксировании отклонений фактических результатов работы компании от плановых, но и в анализе их причин и выявлении возможных тенденций развития. Наличие проблем в одном из звеньев организационной структуры может потребовать срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.
Результатом контроля становятся меры исправления негативных аспектов работы, устранения ошибок и недочëтов либо поиска способов закрепления достигнутых результатов, если они позитивные.
Среди наиболее значимых составляющих контроля выделяют разработку стандартной системы отчëтности, проверку этой отчëтности и еë анализ.
Контроль как функция менеджмента в компании может оцениваться по следующим параметрам:
экономичность;
своевременность;
гибкость.
Объект контроля – то, на что направлено контролирующее воздействие, и этим объектом является организация.
Предметом контроля являются процессы, проходящие в организации. Например, контролируются процесс производства, нормы выработки, соблюдение регламентов и инструкций компании и т. д.
Субъект контроля – тот, кто осуществляет контролирующее воздействие. Такими субъектами могут быть управленцы различного уровня, отделы контроля качества и государственные органы контроля.
Виды контроля
Выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль
Данный вид контроля осуществляется до непосредственного начала работ. На этом этапе контроль заключается в обеспечении необходимых условий для запуска и бесперебойной работы организации. Основные инструменты осуществления предварительного контроля: разработка и реализация правил, регламентов, чек-листов, процедур, моделей бизнес-процессов, донесение этих правил до персонала; проверка наличия необходимого оборудования, готовности персонала к работе, квалификации сотрудников. Предварительный контроль и его качественное проведение обеспечивают максимально предсказуемый результат работы, соответствие полученного результата плану и ожиданиям руководства.
Текущий контроль
Этот вид контроля реализуется непосредственно в процессе работы. Ход работ регулярно сверяется с планом, проверяется их качество, промежуточный результат демонстрируется заказчику или владельцу продукта, а также вносятся коррективы при выявлении нежелательных отклонений от заданных параметров. Как правило, объектом текущего контроля являются сотрудники организации, а сам контроль выполняется их непосредственным начальником. Этот вид контроля наиболее ресурсозатратный для управленца и подчинённых, однако в ряде случаев позволяет исключить значительное отклонение от плана и получение нежелательного результата в конце работы, позволяет оперативно реагировать на проблемы в момент их возникновения.
Заключительный контроль
Данный вид контроля позволяет оценить конечный результат работы, его отклонение от запланированного, наметить необходимые коррективы и усовершенствования на будущее. Заключительный контроль не позволяет оперативно реагировать на проблемы и расхождения с планом в момент их возникновения, однако, во-первых, даëт возможность собрать информацию для планирования и прогнозирования и, во-вторых, позволяет получить данные для стимулирования сотрудников.
Обратная связь
На каждом этапе контроля (предварительном, текущем и заключительном) существенную роль играет обратная связь.
Обратная связь – это сведения о результатах выполненного задания на каждом этапе работ, полученные от клиентов, покупателей, заказчиков, сотрудников, не являющихся непосредственными исполнителями данной работы, и т. д. Такие данные позволяют внести необходимые коррективы в рабочий процесс для его совершенствования. Обратная связь может использоваться для оценки работы персонала, например методом «360 градусов» (сбор отзывов о сотруднике от коллег, подчинённых, руководства и конечных потребителей). Эта связь предоставляет данные для повышения эффективности деятельности компании и внесения необходимых изменений в те процессы, где выявлены ошибки, а также для усиления аспектов деятельности, которые являются наиболее успешными.
Процедура контроля состоит из трёх чëтко различимых этапов: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.