Правовая семья
Правова́я семья́, группа правовых систем (как правило, национальных правовых систем), имеющих общие признаки. Правовая семья представляет собой одну из основополагающих категорий сравнительного правоведения. Для обозначения групп родственных правовых систем используются также понятия «правовая традиция» и «правовая культура» в тех случаях, когда хотят сделать акцент на исторической и социокультурной общности стран, оказавшей влияние на развитие их права.
Компаративисты предлагают различные критерии, на основании которых правовые системы объединяются в правовые семьи (немецкие учёные К. Цвайгерт и Х. Кётц называют их совокупность правовым стилем). Обобщённо они могут быть сведены в 3 группы, элементы которых тесно взаимосвязаны: исторические – история формирования и развития правовой системы; идеологические – специфика религиозных, философских, политических воззрений данного общества и обусловленное ими понимание права, государства, их взаимосвязи (господствующая правовая доктрина), представление о месте права в системе социальной регуляции и способы его легитимации; юридико-технические – специфика юридических понятий и конструкций (прежде всего понимание правовой нормы), способы их образования и оперирования ими, система источников права, особенности основных правовых институтов и структуры права в целом, стиль юридического мышления, теория и практика юридической аргументации и принятия юридических решений.
Вслед за французским правоведом Р. Давидом на основании этих критериев принято выделять романо-германскую (континентальную) правовую семью, семью общего права (англосаксонскую правовую семью), семью социалистического права, а также религиозные и традиционные (клановые, обычного права) правовые системы. Данная классификация общепризнана, хотя и имеет некоторые модификации.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы стран континентальной Европы и (с рядом оговорок) некоторых других стран, воспринявших в ходе исторического развития европейское право. Исторически формирование романо-германской правовой семьи связано с рецепцией римского права. Переработанное римское право, вобравшее в себя многие элементы канонического права, рассматривалось как «чистое воплощение разума», выражение справедливости, противопоставлялось разрозненным местным обычаям и предписаниям власти и должно было лечь в основу организации общества и разрешения споров (естественно-правовая школа). Оно притязало на роль общего права страны и постепенно становилось таковым. Современная история романо-германской семьи ведётся с рубежа 18–19 вв. Тогда национальные правовые системы входящих в неё стран приобрели многие черты, характеризующие данную правовую семью и ныне. Это был период европейских кодификаций, когда гражданские кодексы (уложения) были приняты во Франции, Германии, Австрии и др. Во многих странах было кодифицировано уголовное право. Основу национальной правовой системы стала составлять писаная конституция, обладающая высшей юридической силой. С тех пор сложилась специфическая для стран романо-германской правовой семьи система источников права. Основными источниками права являются нормативные акты, а среди них – законы. В странах романо-германской правовой семьи действует принцип верховенства закона (требование строгого соответствия всех подзаконных актов законам, которые, в свою очередь, не могут противоречить конституции). Законодательство большинства отраслей права кодифицировано. Сложился достаточно высокий уровень юридической (прежде всего законодательной) техники. Правовая норма трактуется как абстрактное, формально определённое правило поведения, выраженное в нормативном акте. Судебный прецедент (судебная практика) традиционно не рассматривают как источник права. В ряде стран (например, во Франции) существовали законодательные запреты для судов выносить предписания общего характера. Однако по мере «старения» кодексов судебное толкование их положений становилось всё более необходимым для учёта изменений в общественных отношениях и постепенно приобретало нормативный (общеобязательный) характер. Ныне практически во всех странах романо-германской правовой семьи «судейское право» в виде общеобязательного толкования положений законов и других нормативных правовых актов функционирует в качестве вторичного, вспомогательного источника права. Источниками права признаются также правовой обычай и правовая доктрина, когда-то сыгравшие ключевую роль в становлении романо-германской правовой семьи. Однако сегодня их роль в регулировании общественных отношений невелика. В странах романо-германской правовой семьи высоко развиты юридическая наука (восходящая к римской юриспруденции) и академическое (университетское) юридическое образование. Правовая доктрина носит абстрактный, теоретический характер. Обосновывается деление права на отрасли, а также различение частного и публичного права. Романо-германская правовая семья неоднородна. Процесс рецепции римского права и собственное правовое развитие происходили в разных странах неодинаково, поэтому и современное состояние их правовых систем имеет свою специфику. Ряд исследователей (Цвайгерт и Кётц) даже пишут об отдельной романской и германской правовых семьях. Отличаются своеобразием правовые системы скандинавских стран. Цвайгерт и Кётц также выделяют их в самостоятельную северную правовую семью. Римское право не оказало существенного влияния на правовое развитие этих стран. Их право в меньшей мере кодифицировано, зато отличается существенной общностью в рамках данной правовой семьи. Судебная практика в странах Скандинавии традиционно считается источником права и играет гораздо бо́льшую роль, чем в других государствах романо-германской правовой семьи. В эпоху колониализма романо-германская правовая семья распространилась за пределы Европейского континента. Ныне в общем и целом к ней относят страны Латинской Америки. Частное право государств данного региона действительно сформировалось на основе права бывшей метрополии, т. е. в рамках романо-германской правовой традиции, однако на их публичное право в большей мере повлияла конституционная система США. Впрочем, в результате рецепции римского права во всех странах романо-германской правовой семьи складывалось именно частное право, а их публичное право развивалось во многом под влиянием Вестминстерской (английской) модели. После вестернизации к романо-германской правовой семье тяготеет и правовая система Японии, хотя исторические традиции и менталитет общества существенным образом сказались на её современном состоянии.
Второй великой правовой семьёй современности (в терминологии Р. Леже) является правовая семья общего права (англосаксонская правовая семья). В неё входят правовые системы Англии, Уэльса, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, в определённой мере Индии и некоторых других стран. Общее право начало формироваться в Англии и Уэльсе начиная с 13 в. в результате деятельности королевских судов (называвшихся обычно вестминстерскими по месту, где они заседали). Создававшееся ими право противопоставлялось местным обычаям в виде общего права королевства. В силу ряда социально-экономических причин рецепции римского права как таковой в Англии не произошло, хотя римское право и было там известно и оказало определённое влияние (наряду с каноническим правом) на развитие её правовой системы. Общее право – это право судебной практики, прецедентное право, где приоритет отдавался процессуальной форме. Именно крайний формализм общего права, а также ограниченность компетенции королевских судов обусловили появление с 16 в. т. н. права справедливости, сформировавшегося в результате обращения лиц, которые не могли получить разрешение своих споров в судах общего права или были недовольны их решениями, к лорду-канцлеру (являвшемуся исповедником короля) с просьбой о королевской милости («оказать милосердие по совести и по существу»). Право справедливости также было прецедентным, суд канцлера ориентировался на решения судов общего права, но не считал себя ими связанным. В течение трёх веков в Великобритании существовал сложный дуализм общего права и права справедливости, который был в основном ликвидирован в ходе судебной реформы 19 в. Термином «общее право» стало охватываться и право справедливости. Ныне в Великобритании общее право – это прецедентное право, которое противопоставляется статутному праву – законодательным актам. Статутное право, достаточно развитое в современных условиях, испытало существенное влияние общего права, что отразилось на его юридико-технических свойствах. Изначально прецедентный характер английского права оказал серьёзное влияние на правовую систему страны. Правовые нормы принято излагать достаточно казуистично. Система источников права не иерархиезирована. Английскую конституцию принято характеризовать как неписаную. Она существует только в материальном смысле, в виде разрозненных актов парламента, судебных прецедентов, конституционных соглашений, регулирующих соответствующие отношения. Хотя закон (акт парламента) и может отменить судебный прецедент (в Великобритании действует принцип верховенства парламента), применяться законодательная норма в конечном счёте будет так, как её истолкуют суды. Многие отношения по-прежнему регулируются в основном общим (прецедентным) правом. Статутное право не кодифицировано. Отраслевая структура права и его деление на частное и публичное выражены неявно. Процессуальное право доминирует над материальным. Основополагающим принципом правовой системы Англии является господство права (rule of law). Этот принцип предполагает, что любой человек (включая должностных лиц) подчиняется обычным законам государства и подлежит юрисдикции обычных судов. Английская правовая доктрина достаточно прагматична и исходит из того, что право там, где есть средство его защиты (ubi jus ibi remedium). Английское общее право распространилось в мире в результате колониальных завоеваний. Практически все бывшие английские колонии ныне тяготеют к семье общего права, хотя их правовые системы и отличаются существенной спецификой. В большинстве из них существуют писаные конституции (за исключением Новой Зеландии), действует институт конституционного контроля, осуществляется кодификация законодательства. На правовые системы США, Канады, Австралии, Индии существенное влияние оказывает их федеративное устройство.
Романо-германская и англосаксонская правовые семьи относятся к западной правовой традиции (культуре). Они имеют общие мировоззренческие основы в виде наследия античной культуры и христианства. Их отличают индивидуализм, рационализм и формализм, приоритет прав человека, которые признаются естественными и неотчуждаемыми. Право здесь является доминирующей системой социального регулирования, и государственная власть ограничивается правом (см. статью Правовое государство). В 21 в. отмечается конвергенция данных правовой семьи, особенно под влиянием права ЕС и практики Европейского суда по правам человека.
Правовая семья социалистического права ныне уходит с исторической арены. Большинство стран, ранее относившихся к ней (Центральной и Восточной Европы), отказались от социалистического пути развития и вернулись в лоно романо-германской правовой семьи, к которой они принадлежали до социалистических (народно-демократических) революций. Правовые системы лишь некоторых стран (Китай, Куба, КНДР, Вьетнам) сохраняют (в различной мере) элементы социалистического права, но они не имеют былой общности, позволяющей говорить о собственно правовой семье.
В религиозных правовых системах право рассматривается как Божественное откровение, на котором должны основываться светское законодательство и судебная практика. К религиозным правовым системам относят системы индуистского, иудейского и исламского права. В современном мире наиболее выраженный религиозный характер имеют национальные правовые системы мусульманских стран. В современных условиях подавляющее большинство из них (за исключением Саудовской Аравии) имеют светские конституции и развитое законодательство, однако в конституциях специально устанавливается, что их положения, равно как и законодательные предписания, не могут противоречить шариату, который является источником законодательства. Собственно исламское право образует та часть шариата, которая устанавливает т. н. практические нормы, т. е. правила внешнего поведения (за исключением культовых и обрядовых предписаний). Несмотря на то, что в современных национальных правовых системах мусульманских стран всё большую роль играет светское регулирование, исламское право остаётся доминирующей нормативной системой, во многом предопределяющей содержание законодательства, особенно в таких сферах, как личный статус, семейные и наследственные отношения.
К традиционным (обычного права) правовым системам относят страны Чёрной (Экваториальной) Африки и Мадагаскар. Их право до сих пор продолжает испытывать серьёзное влияние архаичных клановых обычаев. В обычном праве, в отличие от западной правовой традиции, в качестве субъекта права рассматривается не обособленный индивид, а та или иная общность (семья, род, община), интересы которой имеют безусловный приоритет. Целью регулирования является поддержание мира и согласия в сообществе и гармонии с окружающей природой. Соответственно и разрешение споров направлено на примирение конфликтующих сторон (семей, общин, родов), достижение компромисса, а не на защиту индивидуальных или коллективных притязаний. В колониальный период в странах региона активно и относительно успешно насаждалось право метрополий, под влиянием которого обычаи данных народов претерпели определённую трансформацию. После обретения независимости молодые государства создавали национальные правовые системы по образцу бывшей метрополии и формально ныне тяготеют к романо-германской или англосаксонской правовой семье. Однако официальное право далеко не всегда может конкурировать с устоявшимися обычаями, роль которых, как и исламского права, особенно значима при определении личного статуса, регулировании семейных и наследственных отношений.
Общей тенденцией развития правовых семей в современных условиях является их сближение в целом на базе принципов, лежащих в основе романо-германской правовой семьи и правовой семьи общего права.