Юдин Сергей Петрович
Ю́дин Серге́й Петро́вич [26.6(8.7).1889, Москва – 5.7.1963, там же], российский певец (лирический тенор), режиссёр и педагог, заслуженный артист РСФСР (1933).
Сын конторского служащего. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (среди его педагогов – А. М. Васнецов). С 17 лет занимался пением у Г. А. Алчевского (брата певца И. А. Алчевского), затем у А. М. Додонова.
В 1911–1914 и 1919–1941 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Баяна в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки). В первые годы работы выступал в партиях Индийского гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна, в партии Демона – Г. А. Бакланов), Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, среди партнёров: И. В. Грызунов – Онегин, М. Г. Гукова – Татьяна; дирижёр Э. А. Купер). Рецензент писал в 1913 г.: «Впервые в Большом театре, кроме Собинова, мы услышали и увидели ещё одного подлинного Ленского...» (цит. по: [Аннотация] // Сергей Юдин, тенор. 1990).
В 1914–1919 гг. солист Оперы С. И. Зимина (с 1917 Театр Совета рабочих депутатов). Среди исполненных здесь партий: Гринёв и Мури («Капитанская дочка» и «Сын мандарина» Ц. А. Кюи), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Звездочёт («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Эрекле («Измена» М. М. Ипполитова-Иванова), Леопольд («Жидовка» Ф. Галеви), Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Беппо («Паяцы» Р. Леонкавалло), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Вагоа («Юдифь» А. Н. Серова), Моцарт («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова; в последних 4 спектаклях неоднократно выступал вместе с Ф. И. Шаляпиным).
По возвращении в 1919 г. в Большой театр исполнял здесь в основном партии, спетые в Опере Зимина. В 1923 г. принял участие в шуточном спектакле «Севильский цирюльник дыбом», в котором исполнители поменялись ролями: А. В. Нежданова пела Альмавиву, Ф. С. Петрова – Дона Базилио, С. П. Юдин – Розину (в сопрановой тесситуре). В 1921 г. возглавил Экспериментальный театр (филиал Большого театра), продолжая исполнять главные партии в филиале и на основной сцене. Среди лучших вокально-сценических работ Юдина в это время: Де Грие («Манон» Ж. Массне), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Д.-Ф.-Э. Обера), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Гвидон и Звездочёт («Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова).
Обладал крепким лирическим тенором большого диапазона (близким к тенору-альтино), виртуозной вокальной техникой; мастерски владел фальцетом.
С начала 1920-х гг. занимался оперной режиссурой с группой молодых певцов Большого театра. В филиале Большого театра поставил оперы «Риголетто» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. После ухода с оперной сцены работал режиссёром-постановщиком в филиале Большого театра (1941–1942), где поставил оперы «Севильский цирюльник» Россини, «Тоска» Пуччини и «Дубровский» Э. Ф. Направника. В 1942–1948 гг. режиссёр и вокальный руководитель Московской городской оперной студии, поставил здесь оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Риголетто» Верди. С 1930 г. преподавал пение в самодеятельных коллективах. В 1936–1939 гг. художественный руководитель и педагог самодеятельного коллектива в моcковском Клубе железнодорожников. В 1938 г. проводил вокальные занятия с бойцами Красной Армии.
В 1948–1963 гг. преподавал в Московской конcерватории (в 1953 доцент, с 1954 исполняющий обязанности профессора). Среди учеников: А. М. Мищевский. В. Н. Петров, Г. М. Пищаев, И. М. Скобцов, В. И. Тимохин, Н. Н. Тимченко. Свой педагогический опыт С. П. Юдин обобщил в книге «Певец и голос» (1947).
Записал на грампластинки 15 произведений в Москве (фирмы «Пате», Pathé, 1912; «Бека», Beka, 1914): арию Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), песню Левко («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), песню Индийского гостя («Садко» Римского-Корсакова), балладу и песенку Герцога («Риголетто», песенка Герцога записана в 2 вариантах), каватину Фауста («Фауст» Ш. Гуно), романс Надира («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), арию Де Грие («Манон» Ж. Массне), сицилиану Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), романсы «О Боже, как хорош прохладный вечер лета» Н. Н. Амани, «Но то был сон» Э. Лассена, «Кто возвратит мне» Б. В. Подгорецкого, «Сон» С. В. Рахманинова, «Колыбельная» А. Т. Гречанинова. Все записи были переизданы фирмой «Мелодия» в 1990 г. на долгоиграющей пластинке «Сергей Юдин, тенор».
Его дочь – Татьяна Сергеевна Юдина (1913–1988), певица (сопрано), солистка московского Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Всесоюзного радио.