Нардов Владимир Леонардович
На́рдов Влади́мир Леона́рдович (Владимир Леонардович Книппер-Нардов, псевдонимы; настоящая фамилия Книппер) [10(22).7.1876, Москва – 12.11.1942, Москва], российский певец (тенор), заслуженный артист РСФСР (1933).
Отец – Леонард Августович Книппер, инженер-технолог. Мать – Анна Ивановна Книппер (урождённая Зальца; 1850–1919), певица, ученица А. Д. Александровой-Кочетовой, профессор Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Сестра – Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса.
С 1893 г. учился игре на скрипке у Н. Н. Соколовского, участвовал в детском оркестре А. А. Эрарского. В 1895–1902 гг. учился в Московском университете (на математическом, затем на юридическом факультете), играл в студенческом оркестре под управлением М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании университета 2 года работал помощником присяжного поверенного. В 1900–1903 гг. учился пению у матери в её классе в Музыкально-драматическом училище.
В 1904–1907 гг. совершенствовался в Дрездене и Берлине, в 1907–1914 гг. выступал на оперных сценах Германии.
В 1914 г. вернулся в Москву. До 1917 г. пел в Опере С. И. Зимина, в 1917 г. недолго – в Театре оперетты И. Зона, с ноября 1917 г. – в Театре Совета рабочих депутатов (бывшая Опера Зимина), с октября 1918 г. – в Театре ХПРСРОЗ (Художественно-просветительного союза рабочих организаций). Исполнял ведущий теноровый репертуар: Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Вальтер («Тангейзер» Р. Вагнера), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Шуйский («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно) и др.
В 1920–1935 гг. солист (исполнял небольшие, в том числе характерные, партии), в 1922–1936 гг. режиссёр ГАБТа. На этой сцене осуществил постановки опер «Севильский цирюльник» Россини (1922) и «Богема» Дж. Пуччини (1923; обе – дирижёр В. В. Небольсин, художник Ф. Ф. Федоровский), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1923, дирижёр М. Б. Домашевич, художник М. М. Сапегин), «Валькирия» Р. Вагнера (1925, совместно с В. А. Лосским, дирижёр А. М. Пазовский, художники М. А. Петровский и Сапегин); опер Дж. Верди – «Риголетто» (1922, дирижёр Г. Г. Шейдлер, художник Федоровский) и «Травиата» (1933, дирижёр Небольсин, художник Л. А. Фёдоров); опер Н. А. Римского-Корсакова – «Моцарт и Сальери» (1923, дирижёр Домашевич, художник Сапегин), «Царская невеста» (1927, дирижёр Н. С. Голованов, художник Федоровский), «Садко» (1930, дирижёр М. А. Бихтер, сценография К. А. Коровина), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1934, дирижёр Голованов, художники Коровин и Фёдоров) и др. Первый постановщик советских опер «Иван-солдат» К. А. Корчмарёва (1927, дирижёр Шейдлер, художники С. И. Иванов, Д. Н. Чечулин) и «Тупейный художник» И. П. Шишова (1929, совместно с Петровским, дирижёр Ипполитов-Иванов, художник Сапегин; в этой постановке Книппер-Нардов исполнял партию Каменского-старшего).
С 1918 г. вёл режиссёрскую и педагогическую деятельность, в 1922–1923 гг. организовал в своём доме Вольную оперную мастерскую. В 1922–1924 гг. работал в Оперно-вокальной студии имени П. И. Чайковского при Московской консерватории (под руководством М. М. Ипполитова-Иванова и В. М. Зарудной). В 1923–1941 гг. преподавал в Московской консерватории (кафедра сценического мастерства, в 1940–1941 заведовал кафедрой; с 1926 доцент, с 1940 и. о. профессора), в 1923–1928 гг. режиссёр оперного класса, поставил здесь 30 опер (в их числе – «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1925, дирижёр Н. С. Голованов, в партии Грязного – Г. А. Воробьёв). Работал в Оперной студии Большого театра (1926–1927, в 1932–1935 вёл здесь курс «Основы оперной режиссуры»). Режиссёр первой московской постановки оперы «Мавра» И. Ф. Стравинского (1929, Государственный институт музыкальной драмы, дирижёр А. Б. Хессин). В 1931–1941 гг. руководил оперным классом в Музыкальном техникуме имени Гнесиных, в 1933–1937 гг. – в Московском музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова. Среди учеников: С. Я. Лемешев, Н. С. Ханаев, В. Р. Сливинский, С. А. Красовский.
Автор статьи «Работа в оперном театре» (Советский артист. – 1934. № 18). Неопубликованные рукописи (в том числе «Очерк о сценическом воспитании актёра», «Мысли об искусстве и его стиле», «Об актёрском искусстве», «Записки об оперном искусстве и роли режиссёра в оперном спектакле») хранятся в фондах Российского национального музея музыки.
Первая жена – танцовщица Элла Ивановна Книппер (во втором браке Э. И. Рабенек, с 1919 в эмиграции).
Вторая жена – певица Нина Николаевна Нардова (урождённая Андронова; 1895–1937), дочь купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина Ярославля Н. К. Андронова.
Сын – драматург, журналист Владимир Владимирович Книппер (1924–1996).
Племянники – актриса Ольга Константиновна Чехова, композитор Лев Константинович Книппер.